Главная страница

Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе



Скачать 34.26 Kb.
НазваниеИз опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе
Дата09.02.2016
Размер34.26 Kb.
ТипДокументы

Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе

В настоящее время школы России оказались в парадоксальной ситуации. С одной стороны, в отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей; отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по психологии и педагогике детской одаренности, в педагогических вузах нет такой профессии «педагог по работе с одаренными детьми». С другой стороны, увеличивается количество одаренных и талантливых детей.

Раннее выявление, поддержка и развитие одаренных детей – приоритетная задача современного общества. Считается, что всего 1% людей в течение своей жизни реализуют на практике свои творческие возможности и способности. Некоторые исследователи связывают это с тем, что любой успех состоит из 10% способностей и 90% труда. Поэтому очень важно научить детей учиться (трудиться), но для самих обучающихся очень важно видеть результат своего труда. И речь, конечно же, не о школьной отметке.

Первоочередной и наиболее трудной задачей любого педагога, в частности учителя математики, является выявление одаренных детей. И здесь на помощь приходит такая форма работы как факультативное занятие по математике. Именно здесь раскрываются творческие способности ученика, который предлагает нестандартные способы решения задач, интересные подходы к ее решению. Ученики, посещающие такие занятия, заинтересованы в применении своих знаний в дальнейшем и становятся активными участниками всевозможных олимпиад. Таким детям значительно легче выполнять задания заочного тура олимпиады по математике, который проводится накануне проведения школьного тура. Увидев свои результаты, дети с большим удовольствием принимают участие в школьном этапе олимпиады, а затем, показав отличные результаты, выходят на муниципальный уровень.

По окончании 9 класса ребенок может сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного изучения математики. И здесь на помощь приходит система дистанционного обучения школьников: обучение в заочной математической школе и т.д. Учащиеся под руководством учителя – предметника начинают изучать дополнительную литературу, присылаемую обучающемуся, выполнять задания повышенного уровня сложности, соответствующие возрасту ребенка, готовиться к сдаче Единого государственного экзамена и принимать активное участие в вузовских олимпиадах. Безусловно, на педагога ложится большая нагрузка и ответственность за таких детей, но вместе с ними учимся и мы, педагоги.

Ежегодно в школе проводится «Неделя естественно – математических наук», которая завершается большим математическим праздником – игрой типа «Своя игра». Все больше детей принимает участие в международной олимпиаде «Кенгуру». Немалый интерес ребята проявляют к турниру «Математических боев».

При работе с одаренными детьми большое внимание уделяется применению мультимедийных технологий. Наша школа на 100% оснащена компьютерной техникой. Оборудованы АРМ учителя. В школе есть в наличии несколько интерактивных досок. В каждом кабинете математики в наличии имеются диски с мультимедийными программами. Учителя самостоятельно разрабатывают различные презентации к урокам, а также используют различные Электронные образовательные ресурсы Интернет- сообществ. Учащиеся принимают активное участие в проектной деятельности. Ими реализуются, в основном, проекты исследовательской направленности. На протяжении нескольких лет, по инициативе заинтересованных, талантливых педагогов, в нашей школе проводятся научно – исследовательские конференции. А после того, как школе было присвоено звание имени академика Бориса Васильевича Литвинова, в 2011 году, такие конференции стали традиционными, приобрели статус муниципального уровня и носят название «Шаги будущего». Победителям и призерам этой конференции предоставляется возможность представить свою работу на городской научно – исследовательской конференции молодых участников городов ЗАТО в различных номинациях, где судьями выступают ведущие ученые – атомщики, академики, профессора ВУЗов и научные руководители градообразующего предприятия. Ребята работают самоотверженно. Несмотря на свою занятость, много времени проводят в библиотеке, изучая дополнительную литературу, проводят исследования в лабораториях, решают очень трудные задачи. Но никто из них не разочаровывается, не бросает исследование, а наоборот, старается найти применение результатам своей работы. Благодаря Интернет – технологиям, исследуемый материал ярко представляется в виде различных носителей: слайдов, видеофрагментов, компьютерной анимации и т.д.

Уже несколько лет подряд учащиеся младших классов среднего звена активно участвуют во Всероссийском конкурсе «Познание и творчество». В нашей школе осуществляется преемственность в обучении: еще в начальной школе дети, участвующие в этом конкурсе, стараются участвовать в нем и на других ступенях обучения. Это творческий, увлекающий процесс, в котором можно импровизировать, придумывать различные способы и методы решения задач.

У разных школ разный состав учащихся, разный уровень оснащенности, разные возможности, разная материальная база. Но, при всех этих различиях,

заинтересованность самого педагога, его желание развивать талантливых и одаренных детей - залог успеха в преподавании предмета, а значит, дальнейшего развития ребенка как личности.