|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Владимира Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Владимира
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
XI КЛАССОВ К СДАЧЕ ЕДИННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Автор: Крупская С.И.
учитель истории и обществознания
1 квалификационной категории
МБОУ «СОШ №34» г. Владимира
Пояснительная записка.
Особенность тестирования по обществознанию заключается в том, что этот предмет, не относясь к числу обязательных при сдаче ЕГЭ дисциплин, являются довольно часто востребованными. ЕГЭ по обществознанию – самый популярный экзамен после обязательных русского языка и математики. По данным прошлых лет, обществознание сдают практически половина выпускников (49%). Ежегодно в МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира данный предмет выбирают для сдачи 65 -70 % выпускников. И это неудивительно, так как ЕГЭ по обществознанию необходимо для поступления на все гуманитарные специальности. По сути, предмет «обществознание» включает в себя информацию по разным аспектам жизни общества, изучаемым в рамках целого класса гуманитарных наук: экономика, юриспруденция, философия, социология, политология и, в некоторой степени, история.
Учащиеся, которые проходят тестирование по обществознанию на ЕГЭ, в основном те, кто планирует продолжить свое образование в этих областях в высшей школе. Естественно, что это накладывает определенный отпечаток на уровень трудности предлагаемого на ЕГЭ теста. Этот тест ориентирован на учащихся, интересы которых в области обществознания оказались хорошо сформированными. Такое положение свидетельствует о том, что в настоящий момент подготовке учащихся по этим предметам в средней школе уделяется недостаточное внимание. Наше общество в целом еще не осознало значение этих дисциплин для своего нормального развития. В то же время важность этих дисциплин невозможно переоценить: об уровне образования человека во многом можно судить по тому, насколько хорошо он ориентируется во внешней среде, что невозможно без владения основами обществоведческих знаний, насколько он оказывается способным применить эти знания в своей повседневной жизни.
Работа по созданию методических рекомендаций велась в течение нескольких лет, были определены этапы работы:
изучение методической литературы, создание программ для работы с учащимися;
создание для учащихся памяток, инструкций, схем, алгоритмов, базы данных по ЕГЭ – тесты, тренировочные и проверочные работы в бумажном и электронном виде;
использование этого материала в работе по подготовке к ЕГЭ.
В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей: - создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника, сориентировать на самоорганизацию учебной деятельности; - формирование творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы. Исходя из целей, определила задачи:
• создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
• способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
• расширить словарный и понятийный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.
Определился круг вопросов, которые можно назвать «Организационными минимумом», это:
1. Назначение экзаменационной работы.
2.Документы, определяющие содержание экзаменационной работы. 3. Структура экзаменационной работы и время выполнения работы.
4. Оценка результатов ЕГЭ
5.Учебники и учебные пособия, сборники тестовых заданий, рекомендованные для подготовки к экзамену.
6. Изменения в контрольных измерительных материалах по обществознанию.
«Организационный минимум»
Назначение экзаменационной работы:
Оценка общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников с целью их аттестации и предоставлению возможности для последующего поступления в средние и высшие учебные заведения.
Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: Основными нормативными документами, используемыми в аттестации являются: 1) Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
4. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– https://edu.ru/db/portal/obschee/index.htm 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования – https://standart.edu.ru
Структура экзаменационной работы и время выполнения работы
Экзаменационная работа состоит из трех частей, которые различаются по содержанию сложности и числу заданий. Определяющим фактором для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов.
часть 1 содержит задания с выбором ответа;
часть 2 содержит задания с кратким ответом;
часть 3 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.
В заданиях с кратким ответом части 2 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов.
В заданиях с развернутым ответом части 3 работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Результаты выполнения заданий частей 1 и 2 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 3 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.
Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части
Часть работы
| Число заданий
|
Максимальный первичный балл
| Процент максимального
первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 59
| Тип заданий
| Часть 1
|
20
|
20
|
33,9
| С выбором ответа
| Часть 2
|
8
|
13
|
22,0
| С кратким ответом
| Часть 3
|
9
|
26
|
44,1
| С развернутым ответом
| Итого
|
37
|
59
|
100
|
| Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам деятельности
В части 1 работы (заданиях А1-А20) представлены задания, сгруппированные в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право. Во всех вариантах работы задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока- модуля, находятся под одинаковыми номерами.
Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
Отбор заданий частей 2 и 3 по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями.
В части 2 на одних и тех же позициях в различных вариантах (В1-В8) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Вместе с тем в каждом варианте заданиями части 2 представлены все пять содержательных блоков-модулей.
Умения, проверяемые в части 2 работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
Задания части 3 (С1-С9) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс основной и средней (полной) школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение).
Задания С1-С4 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста. Задания С1 и С2 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Задание СЗ нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
С5 - задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
С6 - задание, требующее конкретизации приведенных положений; оно проверяет умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
С7 - задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
С8 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно- следственные, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов.
В каждом варианте работы заданиями С1-С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса.
Завершает работу альтернативное задание С9, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения (эссе) по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, ученых- обществоведов. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса. Темы по социологии и социальной психологии объединены в единый блок.
Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, формулировать собственное отношение к затронутой автором проблеме, выдвигать аргументы различного характера и на различных уровнях, подготавливать творческую работу.
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по уровню сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть - повышенного уровня. Часть 2 содержит пять заданий базового уровня (Bl, В2, ВЗ, В5 и В8) и три задания повышенного уровня сложности (В4, В6, В7). В части 3 - два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (СЗ, С4, С5, С6, С7, С8, С9).
Продолжительность ЕГЭ по предмету
На выполнение экзаменационной работы отводится 210 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1.для каждого задания части 1 - 1-4 минуты;
2.для каждого задания части 2 - 3-10 минут;
3.для каждого задания части 3 - 5-35 минут.
Изменения в КИМ 2013 года по сравнению с КИМ 2012 годом
1) Усложнено задание В5. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Экзаменующиеся должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки, суждения - теоретические утверждения. Данное изменение позволит выявлять умение различать в текстах социальной направленности важный и широко представленный в них компонент - положения теории, на которых базируется современное научное обществознание.
2)Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Такое объединение оправдано с точки зрения тематической близости этих областей науки. Экзаменуемый получает возможность использовать положения и понятийный аппарат каждой из этих общественных наук при написании эссе.
3)Скорректированы требования задания С9.
4)Усовершенствованы критерии оценивания заданий С5, С8, С9.
Содержание экзаменационного материала представлено следующими блоками тем:
Блок «Общество как сложная динамическая система». Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
«Экономика» и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. Политическая идеология.
Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Избирательная кампания в Российской Федерации. Он целиком приведен в темах 3-7.
Блок «Человек как творец и творение культуры». (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур1. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.) Он раскрывается в темах 1 и 9.
Блок «Человек в системе общественных отношений». (Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Политическое лидерство.) Он раскрывается в темах 2, 5 и 7.
Блок «Правовое регулирование общественных отношений». (Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Проблемы:
В результате многолетнего наблюдения и анализа результатов ЕГЭ по обществознанию нашей школы можно выделить три основных блока проблем, с которыми могут столкнуться учащиеся сдающие ЕГЭ:
1. Отсутствие необходимого уровня предметной подготовки.
2. Отсутствие необходимого уровня тестовой культуры.
3.Эмоциональные моменты, не позволяющие демонстрировать сформированные навыки в непривычных условиях.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ:
1. Необходимо сформировать у учащихся основы тестовой культуры.
Что же необходимо знать ученику и учителю о тестах, чтобы научиться успешно их выполнять?
К настоящему времени в педагогике разработаны разнообразные типы тестов, различающихся как по форме и видам используемых заданий, так и по целям, которые они преследуют. С успехом применяются, например, устные, письменные, компьютерные, проектные формы тестирования. Задания в тестах могут предусматривать либо выбор ответа из предложенных вариантов (они называются элективными), либо свободно конструируемые ответы (инвентивные задания). Внутри заданий с выбором ответов тоже существуют отличия. Наибольшее распространение в нашей школе получили задания, в которых среди представленных для выбора вариантов ответов верным является только один, а остальные неверны, что соответствует типу заданий части А. Учащийся должен указать этот единственно верный ответ. Однако часто более эффективными оказываются задания, в которых нужно выбрать сразу несколько из предложенных вариантов (часть В). Задания могут иметь возрастающий характер сложности, а могут быть одинаковыми по сложности (это свойство критериально-ориентированных тестов). Существуют также тесты констатирующего характера (их цель - определить степень подготовленности учащегося) и диагностирующие тесты, которые помогают установить причину недостаточной подготовленности.
Важным свойством педагогических тестов является то, что они имеют дело с результатами работы учащегося, и только с ними.
Так, например, если мы хотим измерить такой сложный параметр, как понимание какой-либо темы, мы должны определить, в каких видах работы учащийся может его показать. Поэтому первичным материалом любого теста должен быть перечень основных видов работы, которые будут в нем проверены. Устанавливая связь между работой, проверяемой в тесте, и теми сложными субстанциями, измерение которых составляет цель тестирования, мы строим модель, адекватность которой может определяться либо экспертным путем, либо экспериментально.
Достоинством такого подхода является то, что в этом случае ясно, об измерении чего идет речь. Иначе надо ли вообще измерять те навыки учащегося, которые никогда и ни при каких условиях не проявятся ни в какой его деятельности?
Таким образом, педагогический тест - это измерительное средство, предназначенное для оценки результатов работы учащегося, определяемых сформированным у него уровнем учебной подготовки.
Условия тестирования
Приведенное определение теста, являясь весьма общим, в то же время накладывает очень жесткие ограничения на материал, который претендует называться тестом. Представление о тесте только как о некоем наборе заданий является абсолютно неверным. Достаточно, например, изменить время, отведенное на выполнение этого набора, чтобы изменился результат. Результат может измениться и в зависимости от того, как комментируется тестирование лицами, которые его проводят. Таким образом, не только содержание (набор) заданий, но и условия тестирования определяют результаты испытуемых. Для установления различий между учащимися, необходимо, чтобы они выполняли тест в одинаковых условиях. Поэтому к тесту прилагаются специальные инструкции, которые могут быть и подробными (полный сценарий проведения тестирования), и краткими, апеллирующими к опыту тех, кто проводит тестирование.
Оценка результатов тестирования
Итоговый балл теста тесно связан с одним важным понятием, широко используемым в педагогической практике, - с оценкой результатов учащегося.
В школьной практике отметка, как правило, имеет характер суждений о результате (плохо, удовлетворительно, хорошо, отлично)
Для вынесения суждения результаты измерений (итоговый балл тестирования) должны быть соотнесены с некоторым критерием. Причем, если мы имеем в виду объективную и единообразную оценку, то для результатов всех учащихся, выполнявших данный тест, критерии оценки должны быть одинаковыми и выраженными в значениях стандартизированной шкалы. В связи с этим критерий, по которому целесообразно проводить оценку полученных итоговых результатов учащихся, очень часто включают в пакет документов, представляющих тест. Критерии могут базироваться на обобщении мнений экспертов или на статистических данных о результатах выполнения теста некой репрезентативной группой учащихся.
Итак, тест необходимо ассоциировать с технологическим пакетом, включающим следующий набор средств:
набор заданий плюс все необходимые инструкции по их выполнению (стимулируют работу учащихся);
формы фиксации результатов выполнения заданий (позволяют формализовать результаты работы учащихся);
набор инструкций по процедуре проведения тестирования и фиксированию первичной информации (в некоторых особо сложных случаях - сценарий проведения тестирования) (определяет условия процедуры тестирования);
алгоритм перевода первичной информации в первичный балл (позволяет однозначно ставить в соответствие формализованным результатам работы учащихся число);
алгоритм перевода полученного первичного балла в итоговый балл, представленный в принятой для этого теста стандартизированной шкале;
правила интерпретации полученной числовой информации (критерии оценивания итоговых баллов тестирования).
Система работы на уроках обществознания в МБОУ «СОШ № 34» г. Владимира:
Элементы тестовых заданий вводятся на уроках обществознания с 6 класса. Представляется необходимым активизировать умения и навыки применения тестовой культуры учащимися с 10 класса:
1.В рамках изучения тем в каждом из блоков учащимся предлагаются тематические задания формате ЕГЭ. Примеры заданий даны в приложении 1.
2. После завершения каждого тематического блока учащиеся пишут тематический тест соответствующий структуре ЕГЭ, в условиях приближенных к экзамену.
3. На факультативных занятиях целесообразно построить подготовку в ином режиме, отрабатывая навык решения каждого варианта заданий (например, А1 или В 1, 2 и т.д.) (приложение 2).
4. На уроках домашние задания обязательно должны содержать проблемные вопросы и ситуации, чтобы в процессе самостоятельной деятельности формировались глубокие знания по обществознанию
5. Во время урочной и факультативной деятельности хорошо использовать онлайн тематические или общие тесты, которые сразу дают учащемуся возможность оценить уровень своей подготовленности,
https://egeobshestvo.hut2.ru/
https://ege.yandex.ru/social/
https://imhotest.ru/t15/
https://nabmk.moeobrazovanie.ru/sobitiya/online_test/obshestvoznanie/
6. Для учащихся создаются памятки «Как сдать ЕГЭ успешно?», содержащие рекомендации педагогов и психологов. (приложение 3)
7. Учащиеся должны научиться читать инструкции правильно и заполнять бланки в соответствии с ними.
Приложение 1. Тема « Деятельность в жизни человека»
1. (В1). Запишите слово, пропущенное в таблице.
Естественные
| в пище, сне, одежде, жилище
| ……
| в общении, трудовой деятельности, признании
| Идеальные
| в самовыражении, познании окружающего мира, осознании смысла жизни
| Ответ:_______________________________
2. (В1). Запишите слово, пропущенное в схеме.
Потребности
Идеальные
Социальные
…….
Ответ:_______________________________
3. (В1) Запишите слово, пропущенное в схеме.
Структура человеческой деятельности
Объект Субъект ….. Средства Действия Результат
Ответ:_______________________________
4. (В1) Запишите слово, пропущенное в схеме.
Деятельность человека
Игровая Трудовая …. Общение
Ответ:_______________________________
5. (В6). Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Деятельность — присущая только ________ (А) форма взаимодействия с
окружающим миром. В результате человеческой деятельности создаётся то, чего не существует в _________(Б), производятся продукты материальной и духовной ________ (В). Деятельность всегда связана с определёнными
_________(Г), осуществляется ради их удовлетворения. Деятельности свойственны такие черты, как сознательность,________ (Д), общественный характер. В структуру деятельности входят _______ (Е), средства и результат. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
природа 6) потребности
мотивы 7) продуктивность
человек 8) цель
субъект 9) общество
культура
В таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
(С6). Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Укажите любые три черты человеческой деятельности и проиллюстрируйте примером каждую из них.
(С6). Потребности — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности. Назовите и проиллюстрируйте примерами три вида духовных потребностей человека.
(С7). Описывая человеческие потребности, американский социолог А. Маслоу охарактеризовал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения. Объясните, что имел в виду учёный, когда называл человека «желающим существом»? Сформулируйте своё отношение к затронутой проблеме и подтвердите его двумя аргументами.
(С7). Отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека, потому что она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Назовите ведущие виды деятельности дошкольника, подростка И взрослого человека. Какие черты личности могут сформироваться на школьном этапе социализации?
(С9). Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, -используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф. Ницше).
«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
«Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
«Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).
Приложение 2.Примеры однотипные тестовые задания.
(А2). Культура в широком смысле — это
уровень технического развития общества
уровень образованности населения
уровень воспитанности
вся преобразовательная деятельность человека
(А2). Массовая культура
появилась с развитием средств массовой информации
сопровождает всю историю человечества
является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры
зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа
(А2). Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется
правдоподобностью результатов
созданием художественных образов
ясностью и целостностью выражения
созданием материальных ценностей
(А2). Реклама является обязательной и неотъемлемой частью
национальной культуры 3) элитарной культуры
массовой культуры 4) народной культуры
5. (А 2) Какой вид знаний включает в себя законы, принципы, понятия, концепции.?
1) повседневный опыт
2) теоритические знания
3) народная мудрость
4) художественный опыт
Приложение 3. Памятка для учащихся «Как сдать ЕГЭ успешно?»
Правило 1
Накануне тестирования постарайтесь не переутомляться, лучше дать себе отдых: вряд ли вы сумеете сколько-нибудь существенно повысить свой уровень подготовки за один день. Наоборот, гораздо больше шансов в этом случае запутаться и получить психологическую установку на неудачу. Лучше позаниматься спортом, так как именно подобные физические нагрузки, с точки зрения психологов, активизируют мозговую деятельность.
Раз вы решили принять участие в тестировании, то лучше решить для себя, что вы к нему готовы. Единственное, что действительно стоит повторить накануне, так это типы и формы заданий, с которыми вы можете встретиться на тестировании, и правила заполнения всех бланков ответов. Прочитайте еще раз инструкции по оформлению вашей работы на ЕГЭ. Это сбережет ваше время на тесте и исключит досадные технические ошибки. Нужно надеяться, что повторение этого материала снимет напряжение и даст положительный психологический эффект - ощущение того, что все идет по плану, что вы способны полностью контролировать ситуацию.
Вечером соберите вещи, которые необходимо завтра взять с собой. Не забудьте документ, удостоверяющий личность. Лягте спать пораньше. Не используйте никаких успокаивающих медикаментозных средств, лучше прогуляйтесь перед сном.
Правило 2
Утром в день тестирования желательно встать на час раньше, чем обычно, чтобы собраться, не торопясь и не опоздать на экзамен. Примите, если это возможно, контрастный душ. Обязательно позавтракайте, но не очень плотно. Хорошо, если по дороге на экзамен вы сможете хотя бы часть пути пройти пешком. Постарайтесь по дороге не думать о предстоящем экзамене, сосредоточьтесь на каких-нибудь приятных мыслях. В начале экзамена внимательно слушайте все указания организаторов и точно им следуйте. Перед тем, как приступить непосредственно к выполнению теста, на одну минуту закройте глаза, представьте себе, что вы находитесь на берегу моря или озера, попробуйте представить себе прибой или пение птиц, постарайтесь добиться того, чтобы ваше сердце билось ровно и спокойно. Скажите себе: я все смогу, я справлюсь, и у меня все будет хорошо. Теперь откройте глаза и приступайте к работе.
Прежде всего, прочитайте инструкцию к первой группе заданий в тесте. Если она отличается от ранее вам известной, постарайтесь определить отличия. Посмотрите, сколько заданий данного типа вам нужно будет выполнить. Обратите внимание на бланк. Найдите на нем место, где нужно фиксировать ответы на задания этого типа. В тесте ЕГЭ первые задания относятся к группе А., выполняйте их в том порядке, как они представлены в тесте. Однако не тратьте на ознакомительный этап слишком много времени.
Правило 3
Читайте очень внимательно условие каждого задания. Постарайтесь понять, о чем конкретно вас спрашивают, что нужно выполнить именно в данном задании. Очень часто учащиеся не понимают вопроса, они подменяют вопрос конкретного задания тем, с которым чаще встречались в процессе обучения. Необходимо не просто вспоминать алгоритмы решения похожих по содержанию задач, но точно определить, что дано в условии, а что нужно найти.
Эти трудности легче всего проиллюстрировать на следующем примере. На тесте по математике в некотором задании с выбором ответов просят найти корень уравнения. Уравнение представлено многочленом 4-й степени, не сводимым к квадратному уравнению (учащиеся, знакомые только со стандартной программой, не знают алгоритма решения этого уравнения). В качестве вариантов ответов даны возможные корни приведенного уравнения. Необходимо указать, какой ответ верен. Опыт показывает, что в некоторых случаях до 50% учащихся оказываются неспособными выполнить это простейшее задание правильно. Они терпят неудачу, потому что не знают алгоритма решения. Между тем достаточно просто подставить заданные числа в уравнение и найти те из них, которые ему удовлетворяют. Это задание не ставило задачу проверить умение решать уравнение определенного типа, оно проверяло осмысление понятия «корень уравнения» и владение вычислительными навыками. Большинство учащихся, не сумевших его выполнить, как показало затем проведенное исследование, просто не поняли вопроса, они подменили его другим вопросом, с которым чаще встречались в учебном процессе. Не стесняйтесь пользоваться подсказками, содержащимися в тексте задания, чтобы найти верный ответ. Иногда логический анализ вариантов ответа может помочь найти правильный, даже не прибегая к знаниям из проверяемой предметной области.
Правило 4.
Во время ответа на задания экзамена сначала быстро ответьте на вопросы, которые вы знаете, перелетав таким быстрым способом весь тест, пропустите те задание, в которых вы не уверены, к ним следует вернуться позже. Это позволит вам сэкономить время, иначе у Вас могут появиться ошибки из-за того вы уже просто устали решая сложные для вас задания.
Правило 5
Держите заданный темп, не забывайте, что отведенное на тест время строго ограничено. Обратите внимание на то, что наиболее времяемкие задания (группы С) расположены в самом конце теста. Не разрешайте себе отвлекаться на посторонние мысли или действия. Не предавайтесь размышлениям о том, зачем вам задали тот или иной вопрос, не думайте о том, что с вами будет, если вы плохо выполните тест. Не пытайтесь оценивать корректность формулировки вопроса или других содержащихся в тесте материалов. Будьте сосредоточенными и внимательными. Не расстраивайтесь, если вы обнаружили, что на какое-то задание был дан неверный ответ, - просто внесите в соответствующее место на бланке новый ответ. Не стремитесь сдать ваш тест до окончания отведенного на экзамен времени, работайте до конца тестирования. Если вы быстро выполнили все задания, еще раз проверьте решения, обратив особое внимание на правильность оформления результатов заданий группы С.
Правило 6
Работайте самостоятельно, не пытайтесь проконсультироваться с соседом. Во-первых, списывание, как правило, чревато дополнительными ошибками. Во-вторых, если вас уличат в списывании на едином экзамене, ваш результат окажется хуже, чем если вы допустите какое угодно количество ошибок или даже выполните все задания теста неверно (последнее в общем случае маловероятно). Самостоятельная и независимая работа при тестировании является необходимым условием для достижения хороших результатов.
Никогда не подсказывайте, даже если вы уверены в том, что знаете, как нужно выполнить задание. Это может обойтись дорого и вам, и тому, кому вы подсказываете.
Правило 7
Строго соблюдайте все требования, связанные с представлением первичных данных. Заполняйте выданные вам бланки регистрации и ответов в строгом соответствии с полученными на экзамене инструкциями. Убедитесь перед заполнением, что вы их поняли верно. Пренебрежение этими правилами в условиях, когда ввод данных осуществляется считывающим устройством, может уничтожить ваши лучшие результаты. Ваш успех в немалой степени зависит от того, насколько внимательно вы умеете читать. |
|
|