|
Наглядное представление статистической информации Открытый урок на тему:
«Наглядное представление статистической информации» Цель урока: формирование знаний о наглядном представлении статистической информации в виде диаграмм.
Задачи:
Когнитивные: дать определение диаграммы, показать виды диаграмм, познакомить с алгоритмом построения столбчатой, круговой диаграммы и полигона, научить представлять данные в виде диаграмм и выполнять обратную задачу - считывать информацию с диаграмм; научить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.
Операционные: познакомить с использованием графического представления статистической информации в СМИ и учебных предметах, показать связь математики с другими сферами жизнедеятельности человека, развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Аксиологические: развитие аккуратности и прилежности при построении диаграмм, развитие творческого мышления, формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, воспитывать сознательное отношение к выполнению поставленного задания.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления ЗУН
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово преподавателя, обращение внимания на доску и обсуждение фразы: «Статистика знает всё» - Илья Ильф.
3.Актуализация опорных знаний
-Что такое статистика?
-Основные статистические характеристики.
Самостоятельная работа
Результаты экзамена по математике 9 класса «Б» в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
Составить упорядоченный ряд, таблицу частот, относительных частот, найти среднее арифметическое, моду, размах, медиану.
После самостоятельной работы проводится самопроверка (образец решения и критерии оценки на доске) 4.Постановка цели урока: Видеофильм. https://yandex.ru/video/search?filmId=vxVtG74MUXI&text=видео%20статистика&path=wizard&family=yes Итог обсуждения: Решения, которые принимаются государственными органами в образовании, медицине технике, бизнесе и других сферах зависят от анализа имеющихся или собранных данных. Статистическая культура современного человека является неотъемлемой составляющей всеобщей культуры. Каждый человек будет чувствовать себя успешнее в жизни, если он будет понимать статистическую природу мира и её законы. - Что изображено на слайде?
Беседа с учащимися.
Человек познает окружающий мир следующими способами: слышит, видит, чувствует, но именно зрительная информация является важнейшей, так как 80 % информации человек получает с помощью зрения. Но эту информацию надо правильно переработать и сделать доступной, понятной, что и делает статистика с помощью диаграмм.
Вопрос преподавателя
-Какова цель урока?
Формулируют дети: познакомиться с наглядными способами предоставления статистической информации
Тема урока «Наглядное представление статистической информации»
Сообщение новых знаний
Диаграмма – это изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты
Дети получают приложение № 2, внимательно изучают памятку, обращая внимание на то, в каких случаях можно применять ту или иную диаграмму и этапы построения диаграмм. Преподаватель координирует деятельность дети.
Вопрос:
–Какие бывают диаграммы? Как построить диаграммы? Обсуждение сопровождается просмотром слайдов и т.д.
6.Практическая часть
Решение заданий ОГЭ по парам
Работа с учебником:
№№1043,1044,1046
Работа в группе:
Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание (Приложение № 3). Результатом практической работы является построение столбчатой диаграммы, полигона и круговой диаграммы.
7.Рефлексия, подведение итогов
8.Сообщение домашнего задания: № 1048-1050 + Приложение 4: Построить гистограмму, круговую диаграмму и полигон.
Приложения к уроку:
Приложение № 1
Самостоятельная работа
Фамилия__________________
Результаты экзамена по математике в 9 класса «Б» в количестве 20 человек
3,4,4,4,3,3,5,5,5,4,4,4,3,4,5,3,5,5,4,3.
Упорядоченный ряд__________________________________________
Таблица частот
Среднее арифметическое =
Мода=
Размах=
Медиана=
Приложение № 2
Диаграмма
| Зачем?
| Как построить?
| Столбчатая
| Применяются для сравнения нескольких величин в зависимости от другой величины
| Изобразить прямоугольную СК
Выбрать единичный отрезок на оси OY
Изобразить столбики вдоль оси ОХ, высота которых пропорциональна данным
Подписать названия сравниваемых величин
| Круговая
| Применяются для сравнения нескольких величин, для взаимного соотношения частей целого
| Решить задачу на проценты для определения величин углов
Начертить круг произвольного
радиуса, отметить центр круга
В круге изобразить секторы по найденным величинам углов
Подписать названия сравниваемых величин
| Полигон
| Показывает изменения одной или нескольких величин
| Изобразить прямоугольную систему координат
По оси ОХ отложить значения независимой переменной, по оси OY – значения зависимой переменной
Отметить точки, координатами которых являются табличные данные
Построить график
|
Приложение № 3
1.Построить диаграмму « Численность населения России»
Год
| Все население, млн.человек
| 1917
| 91,0
| 1945
| 97,0
| 1992
| 148,8
| 2013
| 143,3
|
Приложение 4.
1.Построить диаграмму « Численность населения по субъектам РФ»
Центральный федеральный округ
| 38 427 539
| Северо-Западный федеральный округ
| 13 616 057
| Южный федеральный округ
| 13 854 334
| Северо-Кавказский федеральный округ
| 9 428 826
| Приволжский федеральный округ
| 29 899 699
| Уральский федеральный округ
| 12 080 526
| Сибирский федеральный округ
| 19 256 426
| Дальневосточный федеральный округ
| 6 293 129
| |
|
|