Главная страница


Методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»



Скачать 437.7 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»
страница3/3
Дата02.07.2016
Размер437.7 Kb.
ТипМетодическое пособие
1   2   3

III квартал учебного года

Общеразвивающие игры

«Ровным кругом»

Дети идут по кругу и произносят: «Ровным кругом, друг за другом мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно вместе сделаем… вот так!» По сигналу «Вот так!» ведущий в середине круга показывает движение, а дети повторяют его.

«Старенькая бабушка»

- Представим, что в каждой паре есть внук (внучка) и дедушка (бабушка). Бабушки очень старенькие, они очень плохо слышат и ничего не видят (завязывают косынкой глаза). Однажды бабушки захворали. Внуки берут бабушек и ведут между домами (стульями) и к врачу (стулья у стены).

«Рыбки»

Дети встают в пары и договариваются, один из них – рыбка, другой - рбыак. Под стихотворение играют в «ладушки».

Рыбки плавают, резвятся,

Рыбки любят поиграть.

Рыбки быстро уплывают,

Ты попробуй их поймать.

Рыбка, плыви! (Прижимают ладошки друг к другу и качают влево и вправо)

Скорее лови!

«Рыбак» старается поймать ладошки товарища на последнее слово, «рыбка» прячет руки за спину. Игра повторяется, дети меняются ролями.

«Море волнуется»

Море волнуется – раз! (Ходьба на месте)

Море волнуется – два! (Наклоны туловища в стороны)

Море волнуется – три! (Повороты туловища)

Морская фигура – замри!

«Тень»

Два ребенка идут по дороге через поле: один впереди, другой позади на 2-3 шага. Второй ребенок – «тень» первого.»Тень» точно повторяет движения первого ребенка, который:

-сорвет цветок на обочине,

-нагнется за красивым камушком,

-поскачет на одной ноге,

-остановится и посмотрит на облака и т.д.

«Ручейки у озера»

Участники делятся на две команды. Слыша сигнал «Ручейки!» - бегут как ручеек друг за другом, слыша сигнал «Озеро!» - берутся за руки и становятся вкруг.

«Птицы»

Дети машут руками («птицы летят») и бегут по кругу. Ведущий ударяет в бубен – дети садятся на корточки и по полу стучат пальчиками («птицы клюют»). Потом встают и бегут опять. По сигналу колокольчика –приседают и руки отводят назад («птицы отдыхают»).

«Космический корабль»

Дети делятся по 5-6 человек на группы. Это «экипажи» космического корабля. На пол выкладываются газеты – «космические корабли», по числу экипажей. Задача «экипажа» - разместиться всем на «корабле».

По мере игры газеты складываются пополам. Игра продолжается до тех пор, пока хотя бы один «экипаж» помещается в «корабле».

«Внуки и дедушка»

Все дети – «внуки», один – «дедушка». Дедушка сидит дома, внуки уходят с свой домик и решают, что будут делать, когда придут к дедушке. Затем бегут к дедушке в гости.

- Где бывали, что видали?

- Дома (на улице, в саду и т.д.в зависимости от задуманного действия)

- Что вы там делали?

Все дети показывают, что они делали. Дедушка должен угадать и назвать действия детей. Назвав, он начинает ловить детей. Пойманный становится дедушкой.

«Дорога на мельницу»

Дети встают в колонну друг за другом, за ведущим, изменяя направление движения по схеме, показываемой педагогом.

Чу-чу-чу – я зерно молочу. (стучат кулаками друг о друга)

Чу-чу-чу – жернова кручу. (потирают, вращая, ладошки)

Чу-чу-чу – муку молочу. (щелкают пальчиками)

«Пшеница и хлебороб»

Дети изображают «колоски», встают в 2 ряда и приседают. Поднимая руки вверх, медленно встают, помахивая плавно руками вперед-назад, вправо-влево. «Хлебороб» - ведущий - идет между рядами, вытягивая в стороны руки. Дети по очереди приседают (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»), так, чтобы их не зацепили. Колосок, которого задели, выбывает из игры или становится хлеборобом.

«Кого укусил комарик»

Дети садятся в круг. Ведущий идет по внешней стороне круга, гладит по спинам детей, одного тихонько щиплет – «кусает комариком». Тот, кого «укусили», напрягает плечи и спину. Другие внимательно наблюдают друг на друга и замечают, кого укусил комарик.

«Паутинка»

Дети плетут паутинку-путанку. Они берутся за руки и встают в круг. Пролезая по очереди под руками, не разжимая рук, паутину запутывают. Водящий старается распутать ее.

«Добрые слова»

Дети встают в круг, педагог с розой стоит в центре.

Все произносят слова:

В круг ребята встали,

Розу увидали,

Цветок надо передать,

Добрые слова сказать.

Педагог отдает одному из детей розу и говорит комплимент. Ребенок с розой становится водящим. Дальше дети меняются, игра продолжается, пока все дети не побывали ведущими.

«Одуванчик»

Дети слушают слова и выполняют действия:

- бутон – берутся за руки, встают в круг;

- бутон раскрывается – держась за руки, отступают назад небольшими шагами;

- одуванчик расцвел –образуют широкий круг, держась за руки,;

- одуванчик побелел – поднимают вверх руки;

- подул ветер – отпускают руки, разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

«Урок – перемена»

По команде «Урок!» дети садятся на стульчики, по команде «Перемена!» - начинают двигаться, бегать, прыгать.

Игры на снятие мышечного напряжения

«Дружная семья»

Каждый выбирает себе роль (мама, папа, бабушка и т.д.). При помощи движений рук и тела показывают, кто чем занимается дома (мама стирает, папа читает газету, бабушка делает пироги, и т.д.)

Педагог спрашивает: «Что делает мама?»

Ребенок дает полный ответ: «Мама готовит обед» или «Мама стирает белье».

Воспитатель побуждает ребенка произносить членов семьи, слова-действия, характерные для каждого из них.

«Мимические упражнения»

Выразить мимикой:

-огорчение – разбили любимую тарелку,

- радость – купили новую игрушку,

- неудовольствие – плохая погода.

«Игра с волной»

Дети подходят к «Берегу моря» - разложенной скакалке.

Дети встают в ряд и смотрят, как водящий изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. Водящий движется к детям «волна накатывает на берег» - дети убегают, ведущий отходит – «волна откатывается в море» - дети приближаются к «берегу моря».

«На рыбалке»

Ведущий читает рассказ, а дети изображают, что в нем происходит.

-Однажды Саша пошел на рыбалку. Кот Василий пошел за Сашей. Он тоже хотел рыбу. Саша поставил ведро для рыбы под куст и забросил удочку. Сразу попалась рыба плотва. Он положил рыбу в ведро и забросил удочку снова. Кот Василий подкрался к ведру и вытащил рыбу. Пока Саша ловил окуня, кот поедал рыбу. Саша подошел к ведру, чтобы положить окуня, и увидел, что ведро пустое. Он очень удивился. Хитрый кот Василий сидел в стороне и облизывался.

«Солнце, Дождь, Ветер»

На три разных сигнала «картинки солнца, тучи и ветра» дети показывают движения:

- солнце – подпрыгиваю, хлопаю в ладоши, улыбаются;

- туча – тело напряжено, плечи приподняты, на лице грусть, недовольство, холодный дождь неприятен, а у деток нет зонтов;

- ветер – дети раскачиваются в стороны, на лице спокойствие.

Ведущий обращается к детям: «Смотри, не зевай! Солнце, Дождь, Ветер различай! Что увидишь на картинке, то и проживай!» Для развития внимания иногда ведущий показывает карточку неправильно.

«Маленькая птичка»

Детям дают в ладошки пушистую птичку. Педагог говорит:

- Прилетела к нам птичка, маленькая, беззащитная. Она так всего боится! Поговорите, успокойте ее!

Дети берут в ладошки птичку, гладят ее, говорят добрые слова, успокаивают ее и успокаиваются сами.

«Мимическое упражнение»

Предложить детям изобразить пирожок: сладкий, соленый, кислый, ароматный, горелый.

«Божьи коровки, бабочки, кузнечики»

Ведущий называет насекомых, дети показывают движения, характерные для него:

- кузнечики – из глубокого приседа длинные прыжки,

- божьи коровки –взмахи разведенными в стороны руками и полет,

- бабочки – взмахи кистями рук. Руки соединяются вместе в области запястий и локтей. Ладони с раскрытыми веером пальцами то смыкаются, то разводятся в стороны.

«Цветы»

Дети передают мимикой эмоции, о которых рассказывает ведущий.

Сначала цветы испугались,

Очень заволновались,

Потом они удивились,

И с нами цветы подружились,

Нам они улыбались

И весело с нами смеялись.

Речь с движением

«Мама»

Ведущий читает стихотворение, дети показывают движения.

Маму я свою люблю,

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отрясаю.

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

И ни разу, и ни разу

Ни словечка не скажу.

«Лужи»

Шлеп-шлеп-шлеп – (Постукивают ладонями о ноги)

Иду по лужам.

Хлюп-хлюп-хлюп – (Потопывают ногами)

Вода в ботинках.

Кап-кап-кап – (Щелкают пальцами рук с движение сверху вниз»

Мне зонтик нужен.

Оп-оп-оп – (Похлопывают по предплечью, скрестив руки)

Вода по спинке.

Ой-ой-ой – (Кружатся на месте)

Кругом вода.

Да-да-да – (Кивают головой)

Себя так жалкою

Одевайтесь в дождь всегда!

«Вот жужжит пчела»

Вот жужжит пчела: «Жу-жу», (Дети машут руками, кружатся на месте)

В улей мед с утра вожу.»

А комарик: «Взить» да «взить» - (Вытягивают вперед указательные пальцы)

Норовит нас укусить.

Ну а шмель – как паровоз: (Руки на поясе, делают «пружинку»)

«Уф» да «уф» - пыльцу повез.

А кузнечик – прыг да прыг, (Прыгают на двух ногах)

Взял и скрылся в один миг.

Речевая игра

«Что для чего?»

- В кастрюле… (варят первое, второе блюда)

- В сковороде… (жарят котлеты, рыбу)

- На подносе… (носят тарелки, чашки)

- В солонку… (насыпают соль)

- В супницу… (наливают суп)

- Ложкой.. (едят суп и кашу)

- Ножом… (режут хлеб и мясо)

- В дуршлаге… (моют овощи, фрукты, макароны)

- В чашку… (наливают чай)

- В чайнике… (кипятят воду)

-В масленку… (кладут масло)

- Чайной ложкой… (размешивают сахар в чашке с чаем)

«Кто больше назовет действий!

- Что делает рыбка? (Плавает, ныряет, смотрит, клюет, попадается на крючок, охотится, плещется…)

- Что делает рыбак? (копает червей, вытаскивает рыбу, ловит, ждет, варит…)

«Почемучка»

Почему весной тает снег?

Почему бегут ручьи?

Почему набухают почти?

Почему распускаются цветы?

Почему появляются насекомые?

Почему прилетают птицы?

Почему радуются люди?

Почему люди одеваются легче?

«Закончи предложение»

- Весною солнце светит и ….

- В лесу появились…

- Птицы весной спешат…

- Люди с ранней весны…

- Деревья весной…

- Прилетели первые…

- В лесу слышны…

«Что и с чем дружит?»

Дети должны дать полный ответ.

- Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

- Стул «дружит» с креслом или тестом?

- Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

- Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

- Сервант «дружит» с Людой или посудой?

- Полки «дружит» с книжкой или крышкой?

- Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

«Составь предложение»

Ведущий предлагает детям составить предложение по двум опорным словам: Земля – Солнце, Земля – Луна, космонавт – ракета, космос – планета, Луна – луноход, звезды – астроном и т.д.

Упражнения на силу голоса, интонацию и мимику

«Дельфины»

Ведущий:

- Вы будете дельфинами. Дельфины плавают в море и плещут хвостом: «Флю-флю-флю». Они глубоко ныряют за кормом. Когда ныряют большие дельфины, слышится «Плюх» (громко). Когда ныряют маленькие дельфинята, слышится «Плюх» (тише).

Дети повторяют сочетание 2-3 раза.

-Поплыли дельфины, хвостиком машут. (Дети: «Флю-флю-флю»)

-Ныряют большие дельфины… маленькие дельфинята. (Дети произносят «Плюх» то громко, то тихо».

«Футбол»

Произнести стихотворение с различной интонацией:

Сказала тетя:

-Фи, футбол! (Пренебрежительно)

Сказала мама:

- Фу, футбол! (Брезгливо)

Сестра сказала:

- ну, футбол! (Неуверенно)

А я ответил:

- Во, футбол! (Восхищенно)

«Радиоволны»

Педагог предлагает выйти на связь с обитателями «Звезды».

За-зо-зу (произносится вопросительно)

Зя-зе-зю (произносится утвердительно)

Звя-зве-зви (произносится удивленно)

Зву-зво-звы (произносится радостно)

«Фонарик»

Над медведем возле уха

Целый час жужжала муха:

«Ж-ж-ж…»

Комары летят,

Летят и пищат

«З-з-з…»

«Ж-ж-ж…»

«З-з-з…»

Дыхательные упражнения

«Моя мама – певица»

1. Глубокий вдох. Руки поднимаются через стороны вверх.

2. Задержка дыхания на вдохе.

3. Выдох с открытым сильным звуком «А-а-а», руки медленно опускаются.

4. Вдох, руки поднимаются до уровня плеч черз стороны.

5. Задержка дыхания.

6. Медленный выдох с сильным звуком «О-о-о», обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.

7. Медленный глубокий вдох, руки поднять до уровня груди.

8. Задержка дыхания.

9. Медленный выдох с сильным звуком «У-у-у», руки опускаются вниз, голова – на грудь.

«Веселые рыбки»

На столе стоит «басен» с водой, где плавают бумажные рыбки. Набирая воздух через нос и дуя на рыбку, вытянув губы трубочкой, дети приводят рыбок в движение.

«Веточка»

1. Медленно поднять руки вверх, делая вдох через нос.

2. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание.

3. Медленно выдохнуть через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой. Задержать дыхание.

4. Медленный вдох через нос, выпрямиться, задержать дыхание.

5. Медленный выдох через рот, наклоняясь влево. Снова задержать дыхание.

6. Дети подходят к березовой веточке, нюхают, на выдохе произносят: «Приятный запах».

«Журавли учатся летать»

Закурлыкали вдали

Улетая… (журавли).

Дети показывают, как учатся летать журавли. Разводят руки в стороны и поднимают их до уровня плеч. Делают через нос вдох. При опускании рук делают выдох. Чтобы усложнить задачу, можно делать взмахи руками, одновременно поочередно поднимая ноги, «летая» по кругу.

«Покорители космоса»

Дети садятся по-турецки, расслабляются, готовясь к «полету».

1. Полет на Луну – на выдох дети тянут звук А, медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно опускают.

2. Полет на Солнце – также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся.

3. Полет к инопланетянам – на выдохе звук А нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, появляется ощущение легкости и радости.

На выдохе достигается длительная задержка дыхания, укрепляются голосовые связки. Во время крика происходит выброс грязной энергии.

«Звуковое дыхание»

«Муха»

И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Глаза закрыты, ладонь одной руки положить на голову. После глубокого вдоха негромко произнести звук «В» до полного выдоха воздуха их легких. Повторить 4 раза.

«Комар»

И.п. – стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди. Вдох, на выдохе произнести негромко и предельно долго звук «З». Повторить 4 раза.

«Жук»

И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдох. На выдохе произнести долго и негромко звук «Ж». Повторить 4 раза.

«Приятный аромат»

Дети по очереди подходят к вазе с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия «Очень приятный запах».

Ритмические упражнения

«Наша бабушка»

Дети совершают плавные движения руками, имитируя дирижера.

Бабушка наша очень добра,

Бабушка наша очень стара.

Много морщинок у бабушки нашей,

С ними она еще лучше и краше.

Бабушка теплые варежки свяжет,

Бабушка вечером сказу расскажет.

«Капельки»

Кап! Кап! Я – капель,

У меня в апреле (Стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям)

Детям на игрушки,

Кап-кап-кап! Воробью (легко прикасаются пальчиками к голове)

Прямо на макушку.

«Перелетные птицы»

Дети проговаривают стихотворения, совершая плавные движения руками, имитируя дирижера:

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое перышко

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись. Прилетели,

Песни звонкие запели.

«Мы по городу шагали»

Дети произносят стихотворение в процессе размеренной ходьбы:

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

«Мебель»

На каждый удар считалки – один удар мяча об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать:

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

«Сладкоежка»

Дети повторяют считалку и в такт отстукивают кистью руки по бедру в положении стоя (рука вдоль корпуса, поднимать нужно только кисть).

Сладкоежка наш Кондрат,

Пять пирожных съел подряд,

С кремом – два,

С джемом –три,

Ты считалку повтори.

Скороговорки

Жук, над лужею жужжа, дал до ужина ужа.

Съел Валерик вареник, а Варюшка – ватрушку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

У Кондрата куртка коротковата.

Милая Мила мылась мылом.

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы две недели

Карамель на мели ели.

Литература:

1. Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: ТЦ «Сфер», 2002.

2. Анищенкова Е.А. «Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

3. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» - М.: Просвещение, 1991.

4. Белякова Л.И. «Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи» - М.: Книголюб, 2005.

5. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада». – М.: Просвещение, 1977.

6. Тихеева Е.И. «Развитие речи детей». – М.: 1981.

7. «Хрестоматия по детской литературе» под ред. В. Кубаревой. – М.: Просвещение, 1988.

8. «Эмоциональное развитие дошкольника». – М.: Просвещение, 1985.
1   2   3