Главная страница

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов



НазваниеОрганизация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов
Дата23.02.2016
Размер64.9 Kb.
ТипДокументы

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.

Е.В. Аббакумова

МАОУ лицей № 28 имени Н. А. Рябова, г.Тамбов

Учащиеся начальной школы непосредственны, открыты, с удовольствием, экспериментируют, совершают « маленькие открытия».

Ребенок должен уметь пользоваться полученными знаниями, самостоятельно их находить и наращивать. Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру, содержание, цели, задачи образования. Изменился и портрет выпускника современной школы. Выпускник должен, прежде всего, овладеть практико-ориентированными знаниями, необходимыми для адаптации в социуме. Ведущая роль теперь принадлежит творческим методам обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Поэтому необходимо прививать школьникам «вкус» к исследованию, вооружать их методами исследовательской деятельности. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Новые федеральные образовательные стандарты предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. К этим требованиям подталкивает образование сама жизнь, само время все более интенсивной информатизации, быстрого поиска верных решений, выбора из множества альтернатив. Сейчас становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска требуется не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, - они необходимы каждому человеку. Поэтому организация условий для исследовательской деятельности как нельзя лучше способствует выполнению этих требований ФГОС нового поколения. Исследовательская деятельность, как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, строится на   базе  исследовательского   поведения.

Целостная педагогическая система Л. В. Занкова, по которой я работаю, создаёт условия для реализации системно-деятельностного подхода и индивидуализации обучения. На разных уровнях осуществляется интеграция учебного материала. Так, прослеживаются:

-внутрипредметные связи, то есть курс математики включает элементы арифметики, геометрии, алгебры, информатики, истории математики;

- межпредметные связи внутри одной предметной области (например, филологии);

-содержательные связи между разными предметными областями, например, в предмете технология, осуществляется взаимодействие математики, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства.

При интегрированном подходе введения учебного материала во время изучения каждой темы актуализируются все прежние знания учащихся, в которых сочетается разный уровень обобщения материала и теоретический, и практический из разделов курса и других учебных предметов. Задания помимо репродуктивного, чаще предлагаю проблемного, креативно-творческого характера. Это дает каждому ребенку возможность проявить свои сильные стороны и развить недостаточно сформированные.

Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор по­знавательной потребности. Общие исследовательские умения включают в себя:

- умение видеть проблему;

-ставить вопросы;

-выдвигать гипотезы;

-давать определение понятиям;

-классифицировать; наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

-структурировать материал; готовить тексты собственных докладов, оформлять работу;

-выступать, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, свой проект.

Организация поисковой самостоятельной деятельности ребенка, связанной с эмоциями и переживаниями, умением действовать в новой ситуации – это суть развивающей системы обучения Л.В. Занкова.

Внимание к духовно-нравственной культуре обучаемых, к их воспитанию, по моему мнению, должно выражаться в отборе материала, в системе заданий, в организации общения детей. Так, изучая курс «Окружающего мира» ребенок проживает судьбу своей Родины или края с древнейших времен до современности, осмысливает место семьи в обществе, свое место в этом мире. Эти же линии поддерживаются на уроках литературного чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства, технологии, трудового обучения и др.

Построение учебно-воспитательного процесса в русле развивающего обучения стимулирует ребенка высказывать собственное мнение, внимательно относиться к мнению собеседника, в этом проявляется его диалогичность и толерантность.

Главным стимулом для формирования мотивов учебной деятельности является вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую деятельность, создание учебных ситуаций, когда перед ребенком возникает познавательная трудность, неожиданное задание или учебная ситуация. Наиболее часто употребляемые мною на уроках глаголы: докажи, исследуй, сравни, составь, сделай вывод, объясни.

Ученикам предлагаю разные формы выполнения заданий: самостоятельно, в паре, в группе. Это позволяет учащимся стать активными участниками учебного процесса, формирует самооценку. Оценить свои возможности учащиеся могут при выполнении заданий, помеченных в учебнике знаком «Учим, друг друга», заданий в рубрике «Проверь себя». Оценить свою работу на уроке каждый учащийся может, построив «шкалу самооценки».

Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности. Успех любой  деятельности, в том числе и  исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно сотрудничество учителя, ученика и родителей. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя и родителей.

Уже с первого класса учащиеся осуществляют исследования. Как правило, это групповые исследования. Они приучают детей работать в коллективе, осознавать, что результат работы будет зависеть и от их вклада.

Тему исследования на данном этапе чаще всего предлагаю сама, но иногда тема рождается спонтанно, продиктована любознательностью детей. Так, например, в преддверии празднования Нового года ребят заинтересовало, как отмечают новогодний праздник в других странах. Очень заинтересовала тема: Возникновение жизни на Земле. Так родились темы для исследовательских проектов.

На данном этапе я направляю и координирую исследовательскую деятельность, знакомлю детей с алгоритмом проведения исследования.

А уже к концу третьего – в начале четвёртого класса, когда учащиеся имеют навыки исследовательской работы, могут сами выбрать тему, объект и предмет исследования, от групповой работы переходим к индивидуальной деятельности.

Я думаю, что организуя исследовательскую работу необходимо:

-учитывать познавательный интерес учащихся при выборе темы;

-предоставлять большую самостоятельность ученикам в процессе проведения исследования;

- проявлять заинтересованность исследовательской работой учащихся;

-стимулировать исследовательскую деятельность учащихся и родителей;

-давать понять учащимся, что выполняемая ими деятельность значима и полезна.

Если исследовательская деятельность организована правильно, то учащиеся:

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить представления о природных и социальных объектах и явлениях мира;

-овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;

-приобретут опыт личностного отношения к миру природы и культуры;

-получат возможность осознать своё место в мире;

-познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества;

-получат умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;

-научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

-получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и Интернете, научатся создавать сообщения, готовить и проводить небольшие презентации.

Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Так, уже сейчас я наблюдаю склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету.

Исследовательская деятельность помогает формировать у учащихся готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты. Она способствует воспитанию целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать способами познания и учения. Такая деятельность формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Главное, по моему мнению, исследовательская деятельность подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.