Главная страница


Методическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»



Скачать 437.7 Kb.
НазваниеМетодическое пособие «Театрализованная игра как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с диагнозом онр»
страница2/3
Дата02.07.2016
Размер437.7 Kb.
ТипМетодическое пособие
1   2   3

Артикуляционная гимнастика

«Веселый пятачок»

1. На «раз» - сжатые губы вытягиваются вперед, на «два» - растягиваются в улыбку (зубы не обнажатся).

2. «Пятачок» (вытянутые и сомкнутые губы) движутся вниз и вверх, влево и вправо.

3. Делать движения по кругу «пятачком» в одну сторону, а затем - в другую.

В окончании игры для отдыха мышц лица дети фыркают, как лошадка.

«Удивленный бегемот»

Нижнюю челюсть резко отбросить вниз. Рот открывается при этом широко и свободно.

Игры и упражнения на ритм, темп речи и силу голоса

«Детский сад»

Ведущий читает стихотворение, дети перекатывают карандаш между ладошками в такт чтению.

Детский сад мы очень любим,

В нем играть, расти мы будем.

«Ежик и барабан»

На слова «Бум-бум-бум!» дети ударяют равномерно ладонями по коленям.

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами…

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение «Спелые фрукты»

«Груши падают на травку» -

БАМ – БАМ – БАМ (громко).

«Сливы падают на травку» -

Бам – Бам – Бам (тихо).

«Вишни падают на травку» -

бам-бам-бам (шепотом).

«Отстучи карандашом»

Воспитатель читает стихотворение, дети ударяют по пальцам левой руки на каждый слог.

Бом-бом-бом, бом-бом-бом,

От-сту-чим ка-ран-да-шом:

Сли-ва, пер-сик, а-пель-син,

Гру-ша, ки-ви, манн-да-рин,

Яб-ло-ко, а-на-нас,

Все кру-гом ус-лы-шат нас.

«Осень»

Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой в такт стихотворению.

Дождь, дождь,

Целый день

Барабанит с текла.

Все земля,

Вся земля

От воды размокла…

«Дождик»

Ведущий: «Набежали тучки, и пошел дождик… Редки капли застучали по крыше. Потом дождик стал сильнее, капли падают чаще и чаще. Настоящий ливень. Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля – раз! Капля – два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

«Здравствуй осень!»

Ведущий читает стихотворение. Дети перекатывают карандаш между ладошками (вперед – назад) в такт чтению.

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

«Скворушки»

Ведущий читает стихотворение. Дети поднимаются на носочки и опускаются на пятки в такт чтению.

Сквору-сквору-скворушки,

Распушили перышки,

Птицы в стаю собрались,

Птицы к югу понеслись.

«Домашние птицы»

Ведущий читает стихотворение. Дети поднимаются на носочки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утенок,

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

«Повтори, как я»

Ведущий отстукивая одной рукой, задает ритм, например, 2-2-2. В начале освоения упражнения дети видят руки ведущего, в процессе освоения происходит переход к слуховому восприятию, с закрытыми глазами. Дети повторяют ритмический рисунок одной рукой, другой рукой, одновременно двумя руками. Затем воспроизводят этот же ритмический рисунок ногами.

«Маша и куклы»

Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки.

Наша маша рано встала,

Кукол всех пересчитала:

Две матрешки – на окошке,

Две Танюшки – на подушке,

Две Иринки – на перинке,

А Петрушка в колпаке –

На дубовом сундуке.

«Эхо»

Игроки делятся на две команды. Ведущий говорит:

Мы в лес пойдем, грибов найдем,

Ребят громко позовем: «Ау-ау-ау!»

Никто не отзывается, лишь эхо откликается.

Другая группа повторяет: «Ау-ау-ау!»

Упражнение повторяется 3-4 раза. «Ау» произносится громко, тихо, тише, шепотом.

«Самолет летит»

Самолет, самолет,

Отправляется в полет.

Полетит он над лесами,

Полетит он над полями.

Дети, меняя силу голоса, долго тянут звук У. Если самолет летит далеко, дети разводят в стороны руки и делают звук тихим. Если самолет летит близко, ладони приближают друг к другу и усиливают звучание.

Упражнения на речь с движением

«Ты и я»

Ты и я, ты и я, (Показывают друг на друга пальчиком)

Мы с тобой одна семья, (Кладут руки друг другу на плечи)

Вместе читаем, (Делают «очки»)

Вместе играем, (Пряжки на одной ноге)

Вместе и во всем мы (Хлопки в ладоши)

Друзьям помогаем.

«Репка»

Не видна из грядки, (Сидят на корточках, руки над головой)

Играет с нами в прятки. (Лицо закрывают ладонями)

И никто бы не нашел, (Пожимая плечами, ходят)

Да гляди, торчит хохол. (Руки вытягивают вперед ладонями вверх)

Потяните крепко, ( «тянут овощ»)

Вытащится репка! (встают на носочки, руки вверх,)

«Осень»

Плюх – плюх – плюх – (Дети ритмично хлопают в ладоши)

По лужам ходим,

Хлюп – хлюп – хлюп – (Дети ритмично топают ногами)

Промокли ноги.

Кап – кап – кап – (Дети помахивают ладонями сверху вниз)

Мы зонт раскроем, (Руки разводят в стороны и делают «пружинку»)

От дождя себя укроем.

«Ну-ка, птички, полетели»

Ну-ка, птички, полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Прочь улетели.

«Птичий двор»

Наши уточки с утра – (Идут вперевалочку по кругу)

Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда – (вытягивают шеи вперед, отставив)

Га – га – га! Га – га – га! (руки назад)

Наши курочки в окно – ( встают лицом в круг)

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! (бьют по бокам руками)

А как Петя-петушок (вытягивают шею вверх и встают спиной в круг)

Рано-рано по утру (поднимаются на цыпочки)

Нам споет: ку-ка-ре-ку!

«Магазин игрушек»

Ведущий читает стихотворение, дети имитирую действия.

Посмотрите, в магазине

Все игрушки на витрине:

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата,

Все на полочках сидят,

С нами поиграть хотят.

Скороговорки

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сшила Саша Сашке шапку.

От топота копыт пыль по полю летит

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

II квартал учебного года

Общеразвивающие игры

«Дружные звери»

Дети делятся на 3 подгруппы – слоны, медведи, обезьяны. Каждая команда выполняет свое движение. Слоны – кланяются, медведи – топают ногой, обезьяны – широко расставив руки, хлопают в ладоши.

«Летает – не летает»

Ведущий называет предмет, дети, как крыльями, машут руками, если он летает; опускают вниз руки – если не летает.

«Вышивание»

Ведущий – «иголка», остальные – «нитка». Дети, держась за руки, двигаются за «иголкой». Вышивая узор, нитка бежит за иголкой.

«Будь внимательным»

По команде «Сугробы!» дети руками показывают огромные кучи снега;

- «Метель» - быстро бегут;

- «Поземка» бегут, полуприседая.

«Кто за кем»

В группе расставлены стулья, это – «ветки дерева». Каждый ребенок – «птичка». Дети свободно двигаются по группе. «Птица», которую назвал ведущий садится на ближайший стул. Когда все «птицы» сели на «ветки» ведущий предлагает выйти им в том порядке, в котором они садились.

«Ласковая мама»

Водящий играет роль мамы-совы, остальные – ее птенцы.

«Мама» отходит и отворачивается. «Птенцы» садятся в кружок. Воспитатель выбирает одного «птенца», его задача – очень тихо пищать. «Мама» ходит по кругу и ищет «птенца», который пищит. Обнаружив нужного «птенца» «мама» гладит его по голове, приговаривая «Вот ты где…(любое ласковое слово).»

«День-ночь»

По сигналу «День» дети бегут врассыпную, подражая бабочкам, птицам. Мышатам, на слово «Ночь» - замирают. «Сова»-ведущий медленно летает между ними и ищет того, кто пошевелится.

«Снежинка»

-Дети, сегодня я принесла волшебную палочку, которая может всех превратить в снежинки. Сейчас я превращу одного из вас в волшебную снежинку, которая покажет, какое у нее настроение, а мы его угадаем.

Дима, Дима, повернись

И в снежинку превратись!

Ребенок «превращается в снежинку», изображая ее эмоциональное состояние.

«Зажигаем огоньки»

Ведущий показывает детям «елочку», на которой выложены огоньки красного, зеленого и желтого цветов. Дети «зажигают огоньки»: на желтый огонек – хлопают ладошками по коленам и говорят: «ох»; на красный - хлопают в ладоши и говорят: «ах», на зеленый – хлопок над головой «ух».

«Я мороза не боюсь»

Я Мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне Мороз, (Показать руку , нос.)

Тронет руку ,тронет нос,

Значит, надо не зевать .

Прыгать, бегать и скакать. (Движения)

«Костер»

Дети садятся вокруг «костра».Звучат команды:

- «Жарко!» дети отодвигаются от «костра»;

- «Руки замерзли !» - протягивают руки к « костру»;

- «Большой костер!» - встают и машут руками;

- «Искры полетели!» - хлопают в ладоши;

- «Костер принес дружбу» - берутся за руки и водят хоровод вокруг костра.

«Незнайка»

Выбирается водящий – «Незнайка». Дети задают «Незнайке»любые вопрсы по теме «Домашние животные», а тот изображает жестами и мимикой ответ «не знаю» (разводит руками, приподнимает плечи, на лице недоумение).

Затем водящий меняется, игра продолжается.

«Звери на болоте»

Играют все дети - «звери». Звери попали в «болото». Каждому выедаются по три «дощечки» (листы бумаги). Звери могут выбраться из болота только по «дощечкам» и только парами.

У одного «зверя» ломаются две «дощечки», его партнер должен помочь выбраться из болота.

Игры на развитие двигательных способностей

«Снеговик»

Дети – это снеговики: ноги расставлены широко, руки, вытянутые вперед, согнуты в локтях. Округленные кисти смотрят друг на друга. Все мышцы напряжены. Сигнал «Пригрело солнышко» - медленно тает снеговик (мышцы расслабляются постепенно: голова опускает, руки роняют вниз, потом сгибаются пополам, дети опускаются на корточки и падают на пол).

«Огонь и лед»

(Попеременное напряжение всего тела и расслабление).

И.п. - лежа. По команде «Огонь!» дети начинают двигаться всем телом интенсивно. По команде «Лед» - замирают в позе, в которой услышали команду. Тело напряжено до предела. Команды чередуются несколько раз в произвольном порядке.

«Мимическое упражнение»

Ведущий рассказывает, а дети изображают названные в его рассказе эмоции и стояния.

Испугались птицы каких-то шорохов, начали прислушиваться, застыли на ветках, озябли. (Изобразить птичек в морозный день, передать эмоциональное состояние – сочувствие птицам).

И вдруг: о чудо! Вкусный корм кто-то заготовил для них. (Изобразить радость.)

Но тут незаметно подкралась кошка. (Изобразить воробья, который попал в лапы кошке, показать, как рассердились на кошку.)

Кошка выпустила воробья. (Показать, как пожалели воробья.)

«Мы – птицы»

Дети стоят по кругу. Ведущий говорит: «Мы – птицы, парим в воздухе спокойно, плавно. (Дети плавно через стороны поднимают руки вверх над головой и плавно опускают вниз.) Птицы парят над землей, медленно кружат. Нам свободно, легко, радостно. Сейчас птицы опускаются на землю»».

«Кто пасется на лугу»

Дети, подскакивая, движутся друг за другом. На сигнал бубна замирают. Каждый изображает домашних животных:

1 удар – коня («бьют копытом»);

2 удара – козу (наклоняют голову вниз и качают ею из стороны в сторону);

3 удара – корову (показывают рога).

Этюд «В лесу»

Ведущий читает рассказ, а дети изображают описываемые в нем действия жестами, движениями («немое кино»).

«В лесу гуляли взрослые животные с детенышами. Детки быстро разбежались и заблудились. Мамы стали их искать.

Волк нашел своих волчат, он их повел в логово.

Медведь нашел своих медвежат, он их отвел в берлогу.

Белка нашла своих бельчат, она их отвела в дупло.

Лиса нашла своих лисят, она их отвела в нору.

Барсук нашел своих барсучат, он их отвел в норку».

Дыхательные упражнения

«Мороз»

Вышел на просторы погулять мороз.

(«Топ-топ! Чап-чап!» -2 хлопка в ладоши,2 хлопка по коленям.)

Белые узоры в косах у берез.

(«У!» - короткие звуки в высоком регистре на разной высоте.)

Снежные тропинки, голые кусты.

(«Ш « - потирая ладони друг о друга).

Падают снежинки тихо с высоты.

(«П! П! – постепенно опуская руки вниз)

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели

Стайкой снегири.

(Прижать руки к груди и, произнося «фр-р-р-р-р-р…» резко разводить из в стороны.)

«Снегирек»

Сел на ветку снегирек – (Дети взмахивают кистями рук)

Ф-ф, ф-ф. (коротко, активно выдыхают)

Брызнул дождик – он промок. (ударяю указательным пальцем одной руки)

(по ладони другой)

Ф-ф, ф-ф, ф-ф. (коротко и мягко выдыхают)

Ветерок, подул слегка, (качают поднятыми руками над головой)

Обсуши нам снегирька!

Ф-ф, ф-ф, ф-ф… (продолжительно выдыхают)

«Животные Африки»

- «Слон пьет воду»

Вытянуть широкой «трубочкой» губы и сделать вдох (под счет 1-2-3), затем выдох (под счет 1-2-3-4-5).

- «Рычание тигра и тигренка»

Раскатисто произносить звук р-р-р: тигр громко, низким голосом, тигренок – тихо, высоким голосом.

- Произносить фразу «Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).

«Слон»

Поставить устойчиво ноги и представить себя слоном. Очень медленно переносить массу тела «слона» на одну ногу. Потом другую ногу высоко поднять вверх и громко поставить на пол. Двигаться по команде, поднимая то одну, то другую ногу, и опуская ее, ударяя о пол. На выдохе произносить: «Ух!»

«Греем руки»

Дети греют руки по очереди все вместе, произнося: «Х-х-х-х-х».

«Доброе животное»

Дети берутся за руки и образую круг.

- Мы – одно доброе большое животное. Послушаем, ребята, как оно дышит! (дети вслушиваются в дыхание: свое и соседа.) Давайте дышать вместе! (Делают вдох –шаг вперед, делают выдох – 2 шага назад.)

- Так животное дышит, точно так же бьется его доброе большое сердце. (Раз - шаг вперед, два – шаг назад).

«Ежик»

Ель на ежика похожа:

Ель в иголках, ежик тоже.

После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят «пых-пых…», энергично работая мышцами живота.

«Гудок»

Этот звук найдем в трубе

На военном корабле, Что уйдет сегодня в море.

«У-у-у-у!» - гудит он на просторе!

Дети берут кораблики с «дымом» - кусочком тюля, прикрепленном к трубе, продолжительно тянут звук «У», чтобы «дым» затрепетал.

Упражнения на развития ритма и силы голоса

«Как на горке – снег, снег»

Ребята встаю лицом друг к другу встают парами, в такт стихотворению хлопают в ладоши ( каждая строчка - четыре удара)

Как на горке – снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

Инна елке - снег, снег,

И под елкой - снег, снег,

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь!

«Ворона»

Ведущим читается текст. Дети ударяют карандашом по столу в такт стихотворению. ( каждая строчка – 4 удара)

- Ты, ворона, где была?

Что, ворона, принесла?

- Я летала на базар,

Принесла вам «кар-кар».

«Олень»

Трав копытами касаясь,

Ходит по тундре рогатый красавец.

Дети топают поочередно ногами на каждый слог, произнося текст:

По снегу шел олень,

И гулял он целый день.

«Отшагай скороговорку»

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

«Ритмическое упражнение»

Проговаривание стихотворение в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем ритм отбить пробуют все по очереди.

Продавец ребятам рад,

В магазине для ребят

Есть матрешки расписные,

Есть машинки заводные.

«Веселые вороны»

Ведущий читает стихотворение, а дети изображают ворон и каркают сначала громко, а в конце – тихо.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны: «Как-кар-кар!» (Громко)

Целый день они кричали,

Спасть ребятам не давали: «Как-кар-кар!» (Громко)

Только к ночи умолкали

И все вместе засыпали. (Дети тихо: «Как-кар-кар!»)

«На дворе»

Дети имитируют движения рук робота. Текст произносят, скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки, согревают.

Упражнения на речь с движением

«Зимние забавы»

Соответственно стихотворению дети выполняют описываемые в нем движения:

Мы зимой в снежки играем,

По сугробам мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

На коньках по льду летим,

И снегурку лепим мы,

Гостью – зиму любим мы!

«Северная страна»

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода – день,

Из льда здесь люди строят дом, (выпрямляются, поднимают руки вверх)

И океан покрыт весь льдом. (соединяют руки над головой – «крыша»)

«Ехали мы, ехали…»

Выполнять движения соответственно содержанию стихотворения:

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот.

На реке – пароход.

Пароходом ехали,

До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть в самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

У-у-у-у!

«Я – отважный капитан»

Я – отважный капитан, (Руки на поясе)

Покорил немало стран. (Марш на месте)

Я в бинокль смотрю вперед, (Руки складывают «биноклем»)

И корабль мой плывет.

Волны плещут лишь слегка, (Покачивают расставленными руками)

Качка тихая пока. (Покачиваются на расставленных ногах)

Сильными вдруг волны стали, (Амплитуда увеличивается)

И матросы все упали. (Ложатся на пол)

Но я качки не боюсь – (Встали, голова приподнята)

Крепко за канат держусь. (Сжимая кулаки, руки вперед)

Управляю кораблем («держат штурвал»)

И в бинокль вижу дом! (Над головой машут руками)

Речевые игры

«Укрась слово»

К слову подобрать наибольшее количество.

Снежинка (какая?)

Зима (какая?)

Мороз (какой?)

Метель (какая?)

Снег (какой?)

Снежки (какие?)

Сугробы (какие?)

Снегурочка (какая?)

«Что может делать птица?»

Дети передают мяч соседу, называя действия птиц (клевать крошки, чирикать, каркать, дрожать от холода…)

«Без чего не бывает зимы?»

Детям раздают картинки и спрашивают: «Без чего не бывает зимы?» Дети показывают картинки и говорят: «Не бывает зимы без… (сугробов, снега, санок, снеговика, горки, метели и т.д.)»

«Составь предложение»

Ведущий предлагает детям составить предложение по двум опорным словам: Маша –маска, Снегурочка – гости, дети – хоровод, елка – лампочки, Дед Мороз – мешок, дети – подарки, снежинки – ветер….

«Добавь словечко»

В Африке живут толстокожие, большие … (бегемоты)

В Африке живут гривастые, сильные … (львы)

В Африке живут длинношеие, пятнистые … (жирафы)

В Африке живут хвостатые, ловкие … (обезьяны)

В Африке живут быстрые, пугливые, полосатые … (зебры)

В Африке живут сильные. выносливые … (слоны)

«Какой? Какая?»

Дети называют признаки животных, перечисляя, передают игрушку друг другу.

Заяц какой? (Трусливый, косой, маленький, быстроногий)

Волк какой? (Злой, голодный, серый, хищный, зубастый)

Лиса какая? (Рыжая, хитрая, ловкая)

Медведь какой? (Косолапый, бурый, большой, неуклюжий, дикий)

«Кто интереснее придумает?»

Педагог произносит слово (глагол),, например, «пилить». Дети придумывают с ним предложения:

- Мой брат пилит.

- Ваня пилит доску. И т.д.

У кого самые интересные предложения. Получают фишку.

За основу предложения можно брать любую часть речи (существительное, прилагательное, местоимение, наречие и т.д.)

«Дружат или не дружат»

Самолет «дружит» с ракетой или газетой?

Машина «дружит» с автобусом или глобусом?

Трамвай «дружит» с поездом или домом?

Мотоцикл «дружит» с машиной или малиной?

Корабль «дружит» с лодкой или ложкой?

Скороговорки

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!

На дворе трава, на траве дрова.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Король – орел, орел – король.

Бобр добр для бобрят.
1   2   3