Главная страница


План-конспект открытого урока по технологии в 6 классе раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «геометрическая резьба по дереву» Разрботал: Учитель технологии Каменской сош №1



НазваниеПлан-конспект открытого урока по технологии в 6 классе раздел: «Художественная обработка древесины» Тема урока: «геометрическая резьба по дереву» Разрботал: Учитель технологии Каменской сош №1
Дата11.03.2016
Размер66.7 Kb.
ТипПлан-конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа №1

Дмитровского района Московской области

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
В 6 КЛАССЕ

Раздел: «Художественная обработка древесины»
Тема урока:

«ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»


Разрботал:

Учитель технологии

Каменской СОШ №1

Мачурин В.Н.

д.Каменка 2014


ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»

(ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА ПОД РЕЗЬБУ)

ЦЕЛЬ:

Образовательная цель урока : ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного искусства - резьбой по дереву, обучить выполнению рисунка под резьбу, показать приемы выполнения геометрической резьбы.

Воспитательная цель урока: развить созидательные и познавательные способности учащихся, сформировать творческое начало , воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности.

Развивающая цель урока: содействовать развитию эстетических и художественных способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный (использование ИКТ, просмотр видеоматериала, Объяснение нового материала, беседа, отработка практических навыков).

Наглядные пособия и принадлежности:

 для учителя - компьютер, телевизор или мультимедийный проектор, раздаточный материал, образцы изделий обработанные художественной резьбой по дереву.

для учащихся: карточки задания, тетрадь, карандаш, линейка, ластик.

Оформление классной доски: число, тема урока, опорные слова: сколышки, ромбик, витейка, пирамида, звездочка квадраты.

Время занятия : 45 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационная часть.

  2. Изложение нового материала ( с просмотром видеоматериала).

  3. Инструктаж.

  4. Практическая работа (с перерывом на физкультминутку).

  5. Закрепление материала


1.Организационная часть

-проверка посещаемости.

-объяснение. учащимся о том, что они должны усвоить и запомнить на уроке, какие приобрести умения и навыки: разметка геометрического орнамента резьбы, приемы работы резцами, научиться выполнять элементы геометрической резьбы.

2. Просмотр видеоклипа.

Видеоурок для начинающих резчиков в котором рассказывается о простых приемах выполнения основных элементов резьбы. О правилах безопасной работы при резьбе.
3. Объяснение нового материала. (сопровождается видеопрезентацией)
Украшение деревянных изделий треугольниками ,кругами, прямоугольниками и т. п. в сочетании с разными кривыми называется резьбой по дереву .Основные приемы геометрической резьбы очень просты и сводятся к двум операциям :к прорезанию ножом поверхности дерева вдоль слоя и поперек. Слайд 3

Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..

Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную . Слайд 4,5,6,7,8.

Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.
Изучение чертежа геометрической резьбы .Последовательность работы.



.

Сам орнамент геометрической резьбы может быть самым разнообразным и зависит только от творческой инициативы резчика . Слайд 6.

Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия. Слайд 20,16,19.

По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции:

а) подготовка материала, подготовка заготовки под обработку ее резьбой; Слайд 12.

б) разметка элементов поля резьбы; Слайд 14.

в) накалывание косяком в дерево резцом; Слайд 11.

г) подрезанием резцом, получение элемента геометрической резьбы; Слайд 17,18.

д) окончательная отделка изделия. Слайд 13.

По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.


Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:
а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук;

б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки.

Слайд 13,19,21.

в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Слайд 17.
Инструмент и приспособления, применяемые при изготовлении геометрической резьбы.


Объясняю ребятам устройство и технологические особенности инструмента, из какого материала он изготовлен. Как нужно подготовить инструмент к работе. Рассказываю детям об устройстве различных приспособлений, применяемых в выполнение резьбы, о выборе и использование заточного инструмента. Слайд 11,15.

Здесь демонстрирую видеоклип «Резьба по дереву».

Далее показываю ребятам сам приемы работы резцами. В начале в обычном, рабочем режиме показываю им, как получаются элементы геометрической резьбы. Затем в замедленном темпе, так чтобы каждое рабочее движение зафиксировалось и запомнилось ученикам. После этого вновь в обычном режиме демонстрирую процесс выполнения резьбы по дереву. Таким образом, ребята хорошо усвоят правильность выполнения работы, движение рук инструмента в целом. Слайд 17.

Рассказываю ученикам о самоконтроле в процессе выполнения работы и показываю приемы самоконтроля: работать нужно хорошо заточенным инструментом, так как плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину; при правильной работе, при точной подрезке от дерева отделяется маленькая пирамидка, если этого не происходит надо заново наколоть и подрезать элемент резьбы.


Правила техники безопасности .Слайд 9.
1. Осмотреть нож и убедиться в его исправности.

  1. При выполнении элементов резьбы нельзя держать руки перед инструментом.

  2. Работать следует только хорошо заточенным инструментом.

  3. Запрещается проверять остроту ножа пальцем.

5. Не класть нож в карманы.

  1. При выполнении элементов художественной резьбы нужно использовать различные зажимы и держаки.



Объясняю учащимся, какие возможные ошибки могут возникнуть в работе.


  1. Получение неровной грани при подрезке резцом.

  2. Получение неровной, вмятой грани на месте среза.

  3. Недостаточная глубина накалывания может привести к повторению выполнения резьбы.

  4. Различная глубина разных элементов резьбы при невнимательной, бесконтрольной работе.



4.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА,
Каждому ученику раздаю карточку задание, чертежные инструменты и письменные принажлежности. На экране монитора открывается плакат с изображением основных элементов геометрической резьбы. Ребята в своих, используя вспомогательные линии построения, выполняют рисунки этих элементов. Работа выполняется карандашом, чтобы была возможность исправления неточностей. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения задания учениками. таких технологических операций, как опиливание, строгание, шлифование. После выполнения задания дети самостоятельно определяют виды элементов и подписывают их. Собераю карточки. Проверяю правильность выполнения задания

5.Итог урока
Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание группы на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать.

Домашнее задание.
Составить орнамент из элементов геометрической резьбы : «Сколышек»,«Витейка», «Ромбик», «Пирамида», «Звездочка», «Квадраты». в рабочей тетради размером 100 на 100 мм.

Литература:
1)Технология 7 класс П.С.Самородский; В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко Москва Издательский центр”Вентана-Граф”2008.

2)Чупахин В.Н. 22 урока геометрической резьбы по дереву.СПб,Литера 2004

3)Хворостов А С Художественная работа по дереву.Владос 2002

4)300 ответов любителю художественных работ по дереву Д.М.Гусарчук Издательство”Лесная промышленность”Москва 1977

5)Ильяев М. М. Прикоснувшись к дереву резцом.Рипол Классик 2004

6) Дементьев С.В. Резьба по дереву.М,изд.дом МСП,2000