Главная страница

Методические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ен. 01 математика 2 курс



Скачать 165.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по выполнению практических работ учебной дисциплины ен. 01 математика 2 курс
Дата29.02.2016
Размер165.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации








Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»






УТВЕРЖДАЮ
Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБПОУ

«Промышленно-технологический колледж»

__________________ / _____________/

«_____» ____________________20__г.



методические рекомендации

по выполнению

практических работ

учебной ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 01 математика

2 курс
(специальность 151901 «Технология машиностроения»)

Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины  естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения», базовый уровень.

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышле6нно-технологический колледж»

Организация – разработчик: СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Разработчики:

___________________ / В.А. Грешилова /

___________________ / _____________ /
Рецензент:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рассмотрено и одобрено

на заседании методической комиссии
Протокол №___ от «___»______20_____

Председатель _________ / ___________/

Содержание


Пояснительная записка 4

Методические указания по проведению 6

практической работы № 1 6

Вычисление производных и дифференциалов высших порядков 6

4.Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г. 6

Методические указания по проведению 16

практической работы № 2,3 16

Исследование функции при помощи производных 16

Исследование и построение графиков сложных функций 16

4.Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г. 17



Пояснительная записка


Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.

Дидактическая цель практических работ - формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин, а также подготовка к применению этих умений в профессиональной деятельности.

Так, на практических занятиях по математике у обучающихся формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам.

В ходе практических работ обучающиеся овладевают умениями пользоваться информационными источниками, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления.

Задачи, которые решаются в ходе практических занятий по математике:

1) расширение и закрепление теоретических знаний по математике, полученных в ходе лекционных занятий;

2) формирование у обучающихся практических умений и навыков, необходимых для успешного решения задач по математике;

3) развитие у обучающихся потребности в самообразовании и совершенствовании знаний и умений в процессе изучения математики;

4) формирование творческого отношения и исследовательского подхода в процессе изучения математики;

5) формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста и навыков приложения полученных знаний в профессиональной сфере.

Критерии оценки:

Ответ оценивается отметкой «5», если:

работа выполнена полностью;

в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможны некоторые неточности, описки, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущены одна ошибка, или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущено не более двух ошибок или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

Методические указания по проведению

практической работы № 1

Вычисление производных и дифференциалов высших порядков



Цель работы:
Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Вычисление производных и дифференциалов высших порядков»
Перечень справочной литературы :


  1. Математика: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под редакцией В.А. Гусева – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 416 с.

  2. Элементы высшей математики: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, Ю.А. Дубинский – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 320 с.

  3. Шипачев В.С. Основы высшей математика: учебник для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
  4. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.



Краткие теоретические сведения:
Правила дифференцирования
1) ;

2) , в частности ;

3) ;

4) , если;

5) , если и .
Формулы дифференцирования


в частности,

в частности,

в частности,

Примеры нахождения производной элементарных функций:
1)
2)
3)
Производная сложной и обратной функций
Определение. Пусть и , тогда - сложная функция с промежуточным аргументом и независимым аргументом .

Теорема. Если функция имеет производную в точке , а функция имеет производную в соответствующей точке , то сложная функция имеет производную в точке которая находится по формуле .
Правило нахождения производной сложной функции:

Для нахождения производной сложной функции надо производную данной функции по промежуточному аргументу умножить на производную промежуточного аргумента по независимому аргументу.

Это правило остается в силе, если промежуточных аргументов несколько.

Пример. Вычислить производную сложной функции:

1) .

Решение:

Обратная функция

Определение. Пусть задана функция с областью определения D и множеством значений . Если каждому значению соответствует единственное значение , то определена функция с областью определения и множеством значений D (рис1). Такая функция называется обратной к функции и записывается в следующем виде: . Про функции и говорят, что они являются взаимно обратными.


D


E


(рис 1)
Примеры:

1) и

2) и

3) и

( Для того, чтобы для функции найти обратную функцию надо переменную выразить через переменную у).

Теорема. Если функция строго монотонна на интервале (а;b) и имеет не равную нулю производную в производной точке этого интервала, то обратная ей функция также имеет производную в соответствующей точке, определяемую равенством .

Пример:
1. Пользуясь правилом дифференцирования обратной функции, найти производную функции

Решение: Обратная функция имеет производную . Следовательно,

.


Дифференциал функции

Определение. Если функция дифференцируема в точке , т.е. имеет в этой точке конечную производную, то ее приращение можно записать в виде , где .

Главная, линейная относительно часть приращения функции называется дифференциалом функции и обозначается:

.

При достаточно малых приращение функции приближенно равно ее дифференциалу т.е. .

Примеры:

  1. Найти дифференциал функции у = .


Решение:

Используя формулу, получаем dy = (-sinx+10x)dx.

2. Для функции найти приращениепри и.
Решение:

Используя формулу, получаем ()=
=(). Выполняя подстановку и, находим приращение:
=(3)=0,05
Ответ: =0,05

Порядок проведения работы:


  1. Используя теоретические сведения выполнить предложенное преподавателем задание

  2. Соответствующим образом оформить работу




Лист 1.


Практическая работа по теме

«Вычисления производных и дифференциалов высших порядков»

Выполнил:__________

(ФИО)

группа:_____________
Проверил:__________

Оценка:____________


Лист 2.
№ примера
Решение:
Ответ:


Оформление работы:

Перечень заданий.

Вариант 1

Найдите производную функции:











Вариант 2

Найдите производную функции:












Вариант 3

Найдите производную функции:











Вариант 4

Найдите производную функции:












Вариант 5

Найдите производную функции:











Вариант 6

Найдите производную функции:













Вариант 1

Найдите дифференциал функции:











Вариант 2

Найдите дифференциал функции:











Вариант 3

Найдите дифференциал функции:











Вариант 4

Найдите дифференциал функции:



  1. сtg










Вариант 5

Найдите дифференциал функции:











Вариант 6

Найдите дифференциал функции:












Методические указания по проведению

практической работы № 2,3

Исследование функции при помощи производных

Исследование и построение графиков сложных функций



Цель работы:
Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Исследование функции при помощи производных. Исследование и построение графиков сложных функций»
Перечень справочной литературы :


  1. Математика: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под редакцией В.А. Гусева – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 416 с.

  2. Элементы высшей математики: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, Ю.А. Дубинский – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 320 с.

  3. Шипачев В.С. Основы высшей математика: учебник для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
  4. Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.



Краткие теоретические сведения:
Исследование функции при помощи производных

Некоторые теоремы о дифференцируемых

функциях

Теорема Ролля. Если функция непрерывна на отрезке , дифференцируема на интервале (а;b) и на концах отрезка принимает одинаковые значения , то найдется хотя бы одна точка (а;b), в которой производная обращается в нуль, т. е. .

Теорема Коши. Если функции и непрерывны на отрезке , дифференцируемы на интервале (а;b), причем для (а;b) то найдется хотя бы одна точка (а;b) такая, что выполняется равенство .

Теорема Лагранжа. Если функция непрерывна на отрезке , дифференцируема на интервале (а;b) и на концах отрезка принимает одинаковые значения , то найдется хотя бы одна точка (а;b) такая, что выполняется равенство .

Следствие 1 Если производная некоторой функции на промежутке равна нулю, то функция постоянна на этом промежутке.

Следствие 2 Если две функции имеют равные производные на некотором промежутке, то они отличаются друг от друга на постоянное слагаемое.

Возрастание и убывание функций

Теорема 1. (необходимые условия). Если дифференцируемая на интервале (а;b) функция возрастает (убывает), то для любого .

Теорема 2. (достаточные условия). Если функция дифференцируема на интервале (a;b) и для любого , то эта функция возрастает (убывает) на интервале (a;b).

Теоремы 1 и 2 позволяют довольно просто исследовать функцию на монотонность (функция, убывающая или возрастающая, называется монотонной).

Пример. Исследовать функцию =x3-3x-4 на монотонность.

Решение:

+ - +

Х

-1 1

при

при

Ответ: данная функция возрастает при и убывает
Максимум и минимум функций
Теорема (необходимое условие). Если дифференцируемая функция имеет экстремум в точке , то ее производная в этой точке равна нулю: =0.

Теорема (достаточное условие экстремума). Если непрерывная функция дифференцируема в некоторой -окрестности критической точки и при переходе через нее (слева на право) производная меняет знак с плюса на минус, то есть точка максимума, с минуса на плюс, то - точка минимума.

Удобно использовать другой достаточный признак существования экстремума основанный на определении знака второй производной.

Теорема. Если в точке первая производная функции равна нулю , а вторая производная в точке существует и отличная от нуля , то при в точке функция имеет максимум и минимум - при .
Выпуклость графика функции. Точки перегиба
Точка графика непрерывной функции , отделяющая его части разной выпуклости, называется точкой перегиба.

Теорема. Если функция во всех точках интервала (a;b) имеет отрицательную вторую производную, т.е. , то график функции в этом интервале выпуклый вверх.

Если же для любого - график выпуклый вниз.

Теорема (достаточное условие существования точек перегиба). Если вторая производная при переходе через точку в которой она равна нулю или не существует, меняет знак, то точка графика с абсциссой есть точка перегиба.

Асимптоты графика функции

Асимптотой кривой называется прямая, расстояние до которой от точки, лежащей на кривой, стремится к нулю при неограниченном удалении от начала координат этой точки по кривой.

Асимптоты бывают вертикальными, наклонными и горизонтальными.

Прямая х=а является вертикальной асимптотой графика функции , если , или , или .

Если существует наклонная асимптота у=Rx+b, то R и b находится по формуле: , .

Если R=0, то у=b- уравнение горизонтальной асимптоты.

Общая схема исследования функции и построения

графика функции

Исследование функции целесообразно вести в определенной последовательности.

1. Найти область определения функции.

2. Найти (если это можно) точки пересечения графика с осями координат.

3. Найти интервалы знакопостоянства функции (промежутки, на которых >0 или <0).

4. Выяснить, является ли функция четной, нечетной или общего вида.

5. Найти асимптоты графика функции.

6. Найти интервалы монотонности функции.

7. Найти экстремумы функции.

8. Найти интервалы выпуклости и точки перегиба графика функции.

Пример. Исследовать функцию и построить ее график.

1.

2.

Точка (0;0)- точка пересечения графика с осями ОХ и ОУ.

3. Функция знакоположительна (у>0) в интервалах и , знакоотрицательна – в и

4. Функция является нечетной т.к. . Следовательно, график ее симметричен относительно начала координат. Для построения графика достаточно исследовать ее при .

5. Прямые х = 1 и х = -1 являются ее вертикальными асимптотами.

Выясним наличие наклонной асимптоты.

Следовательно, есть горизонтальная асимптота ее уравнение у=0. Наклонных асимптот нет.

Прямая у=0 является асимптотой и при , и при .

6..

Так как у’>0 в области определения, то функции является возрастающей на каждом интервале области определения.

7. Т.к. , то критическими точками является точки

х1 = -1 и х2 = 1.

Данные точки не принадлежат области определения функции, значит, функция экстремумов не имеет.

8. Найдем у”

Точка (0;0) – точка перегиба графика функции.

График выпуклый вверх на интервалах и ; выпуклый вниз на интервалах и

«Исследование функции при помощи производных»

Задание Исследовать функцию на монотонность и экстремум:

Вариант №1

  1. y =

  2. y =

Вариант №2

  1. y =

  2. y =

Вариант №3

  1. y =

  2. y =

Вариант №4

  1. y =

  2. y =

Вариант №5

  1. y =

  2. y =

Вариант №6

  1. y = -9x+1

  2. y =

Вариант №7

  1. y=

  2. y =

Вариант №8

  1. y = -9x+1

  2. y =

Вариант №9

  1. y =

  2. y =

Вариант №10

  1. y= -2x-y=