Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Промышленно-технологический колледж»
| УТВЕРЖДАЮ Председатель Педагогического совета Директор СПБ ГБПОУ
«Промышленно-технологический колледж»
__________________ / _____________/
«_____» ____________________20__г.
|
методические рекомендации
по выполнению
практических работ
учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 01 математика
2 курс (специальность 151901 «Технология машиностроения»)
Методические указания по выполнению практических работ учебной дисциплины естественнонаучного цикла «Математика» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения», базовый уровень.
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Промышле6нно-технологический колледж»
Организация – разработчик: СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж»
Разработчики:
___________________ / В.А. Грешилова /
___________________ / _____________ / Рецензент:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рассмотрено и одобрено
на заседании методической комиссии Протокол №___ от «___»______20_____
Председатель _________ / ___________/
Содержание
Пояснительная записка 4
Методические указания по проведению 6
практической работы № 1 6
Вычисление производных и дифференциалов высших порядков 6
4.Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г. 6
Методические указания по проведению 16
практической работы № 2,3 16
Исследование функции при помощи производных 16
Исследование и построение графиков сложных функций 16
4.Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г. 17
Пояснительная записка Практическое занятие - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение обучающимися по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Дидактическая цель практических работ - формирование у обучающихся профессиональных умений, а также практических умений, необходимых для изучения последующих учебных дисциплин, а также подготовка к применению этих умений в профессиональной деятельности.
Так, на практических занятиях по математике у обучающихся формируется умение решать задачи, которое в дальнейшем должно быть использовано для решения профессиональных задач по специальным дисциплинам.
В ходе практических работ обучающиеся овладевают умениями пользоваться информационными источниками, работать с нормативными документами и инструктивными материалами, справочниками, выполнять чертежи, схемы, таблицы, решать разного рода задачи, делать вычисления.
Задачи, которые решаются в ходе практических занятий по математике:
1) расширение и закрепление теоретических знаний по математике, полученных в ходе лекционных занятий;
2) формирование у обучающихся практических умений и навыков, необходимых для успешного решения задач по математике;
3) развитие у обучающихся потребности в самообразовании и совершенствовании знаний и умений в процессе изучения математики;
4) формирование творческого отношения и исследовательского подхода в процессе изучения математики;
5) формирование профессионально-значимых качеств будущего специалиста и навыков приложения полученных знаний в профессиональной сфере.
Критерии оценки:
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможны некоторые неточности, описки, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка, или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено не более двух ошибок или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Методические указания по проведению практической работы № 1
Цель работы: Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Вычисление производных и дифференциалов высших порядков» Перечень справочной литературы :
Математика: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под редакцией В.А. Гусева – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 416 с.
Элементы высшей математики: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, Ю.А. Дубинский – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 320 с.
Шипачев В.С. Основы высшей математика: учебник для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
Краткие теоретические сведения: Правила дифференцирования 1) ;
2) , в частности ;
3) ;
4) , если;
5) , если и . Формулы дифференцирования
в частности,
в частности,
в частности,
Примеры нахождения производной элементарных функций: 1) 2) 3) Производная сложной и обратной функций Определение. Пусть и , тогда - сложная функция с промежуточным аргументом и независимым аргументом .
Теорема. Если функция имеет производную в точке , а функция имеет производную в соответствующей точке , то сложная функция имеет производную в точке которая находится по формуле . Правило нахождения производной сложной функции:
Для нахождения производной сложной функции надо производную данной функции по промежуточному аргументу умножить на производную промежуточного аргумента по независимому аргументу.
Это правило остается в силе, если промежуточных аргументов несколько.
Пример. Вычислить производную сложной функции:
1) .
Решение:
Обратная функция
Определение. Пусть задана функция с областью определения D и множеством значений . Если каждому значению соответствует единственное значение , то определена функция с областью определения и множеством значений D (рис1). Такая функция называется обратной к функции и записывается в следующем виде: . Про функции и говорят, что они являются взаимно обратными.
D
E
(рис 1) Примеры:
1) и
2) и
3) и
( Для того, чтобы для функции найти обратную функцию надо переменную выразить через переменную у).
Теорема. Если функция строго монотонна на интервале (а;b) и имеет не равную нулю производную в производной точке этого интервала, то обратная ей функция также имеет производную в соответствующей точке, определяемую равенством .
Пример: 1. Пользуясь правилом дифференцирования обратной функции, найти производную функции
Решение: Обратная функция имеет производную . Следовательно,
.
Дифференциал функции
Определение. Если функция дифференцируема в точке , т.е. имеет в этой точке конечную производную, то ее приращение можно записать в виде , где .
Главная, линейная относительно часть приращения функции называется дифференциалом функции и обозначается:
.
При достаточно малых приращение функции приближенно равно ее дифференциалу т.е. .
Примеры:
Найти дифференциал функции у = .
Решение:
Используя формулу, получаем dy = (-sinx+10x)dx.
2. Для функции найти приращениепри и. Решение:
Используя формулу, получаем ()= =(). Выполняя подстановку и, находим приращение: =(3)=0,05 Ответ: =0,05
Порядок проведения работы:
Используя теоретические сведения выполнить предложенное преподавателем задание
Соответствующим образом оформить работу
Лист 1.
Практическая работа по теме
«Вычисления производных и дифференциалов высших порядков»
Выполнил:__________
(ФИО)
группа:_____________ Проверил:__________
Оценка:____________
|
Лист 2. № примера Решение: Ответ:
| Оформление работы:
Перечень заданий.
Вариант 1
Найдите производную функции:
Вариант 2
Найдите производную функции:
Вариант 3
Найдите производную функции:
Вариант 4
Найдите производную функции:
Вариант 5
Найдите производную функции:
Вариант 6
Найдите производную функции:
Вариант 1
Найдите дифференциал функции:
| Вариант 2
Найдите дифференциал функции:
| Вариант 3
Найдите дифференциал функции:
| Вариант 4
Найдите дифференциал функции:
сtg
| Вариант 5
Найдите дифференциал функции:
| Вариант 6
Найдите дифференциал функции:
| Методические указания по проведению практической работы № 2,3 Исследование функции при помощи производных Исследование и построение графиков сложных функций
Цель работы: Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Исследование функции при помощи производных. Исследование и построение графиков сложных функций» Перечень справочной литературы :
Математика: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, С.В. Иволгина; под редакцией В.А. Гусева – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2014. – 416 с.
Элементы высшей математики: учебник для студентов образовательных учреждений СПО/С.Г. Григорьев, Ю.А. Дубинский – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия». 2013. – 320 с.
Шипачев В.С. Основы высшей математика: учебник для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
Шипачев В.С. Задачник по высшей математике: учебное пособие для вузов. -М. Высш.шк., 2010 г.
Краткие теоретические сведения: Исследование функции при помощи производных
Некоторые теоремы о дифференцируемых
функциях
Теорема Ролля. Если функция непрерывна на отрезке , дифференцируема на интервале (а;b) и на концах отрезка принимает одинаковые значения , то найдется хотя бы одна точка (а;b), в которой производная обращается в нуль, т. е. .
Теорема Коши. Если функции и непрерывны на отрезке , дифференцируемы на интервале (а;b), причем для (а;b) то найдется хотя бы одна точка (а;b) такая, что выполняется равенство .
Теорема Лагранжа. Если функция непрерывна на отрезке , дифференцируема на интервале (а;b) и на концах отрезка принимает одинаковые значения , то найдется хотя бы одна точка (а;b) такая, что выполняется равенство .
Следствие 1 Если производная некоторой функции на промежутке равна нулю, то функция постоянна на этом промежутке.
Следствие 2 Если две функции имеют равные производные на некотором промежутке, то они отличаются друг от друга на постоянное слагаемое.
Возрастание и убывание функций
Теорема 1. (необходимые условия). Если дифференцируемая на интервале (а;b) функция возрастает (убывает), то для любого .
Теорема 2. (достаточные условия). Если функция дифференцируема на интервале (a;b) и для любого , то эта функция возрастает (убывает) на интервале (a;b).
Теоремы 1 и 2 позволяют довольно просто исследовать функцию на монотонность (функция, убывающая или возрастающая, называется монотонной).
Пример. Исследовать функцию =x3-3x-4 на монотонность.
Решение:
+ - +
Х
-1 1
при
при
Ответ: данная функция возрастает при и убывает Максимум и минимум функций Теорема (необходимое условие). Если дифференцируемая функция имеет экстремум в точке , то ее производная в этой точке равна нулю: =0.
Теорема (достаточное условие экстремума). Если непрерывная функция дифференцируема в некоторой -окрестности критической точки и при переходе через нее (слева на право) производная меняет знак с плюса на минус, то есть точка максимума, с минуса на плюс, то - точка минимума.
Удобно использовать другой достаточный признак существования экстремума основанный на определении знака второй производной.
Теорема. Если в точке первая производная функции равна нулю , а вторая производная в точке существует и отличная от нуля , то при в точке функция имеет максимум и минимум - при . Выпуклость графика функции. Точки перегиба Точка графика непрерывной функции , отделяющая его части разной выпуклости, называется точкой перегиба.
Теорема. Если функция во всех точках интервала (a;b) имеет отрицательную вторую производную, т.е. , то график функции в этом интервале выпуклый вверх.
Если же для любого - график выпуклый вниз.
Теорема (достаточное условие существования точек перегиба). Если вторая производная при переходе через точку в которой она равна нулю или не существует, меняет знак, то точка графика с абсциссой есть точка перегиба.
Асимптоты графика функции
Асимптотой кривой называется прямая, расстояние до которой от точки, лежащей на кривой, стремится к нулю при неограниченном удалении от начала координат этой точки по кривой.
Асимптоты бывают вертикальными, наклонными и горизонтальными.
Прямая х=а является вертикальной асимптотой графика функции , если , или , или .
Если существует наклонная асимптота у=Rx+b, то R и b находится по формуле: , .
Если R=0, то у=b- уравнение горизонтальной асимптоты.
Общая схема исследования функции и построения
графика функции
Исследование функции целесообразно вести в определенной последовательности.
1. Найти область определения функции.
2. Найти (если это можно) точки пересечения графика с осями координат.
3. Найти интервалы знакопостоянства функции (промежутки, на которых >0 или <0).
4. Выяснить, является ли функция четной, нечетной или общего вида.
5. Найти асимптоты графика функции.
6. Найти интервалы монотонности функции.
7. Найти экстремумы функции.
8. Найти интервалы выпуклости и точки перегиба графика функции.
Пример. Исследовать функцию и построить ее график.
1.
2.
Точка (0;0)- точка пересечения графика с осями ОХ и ОУ.
3. Функция знакоположительна (у>0) в интервалах и , знакоотрицательна – в и
4. Функция является нечетной т.к. . Следовательно, график ее симметричен относительно начала координат. Для построения графика достаточно исследовать ее при .
5. Прямые х = 1 и х = -1 являются ее вертикальными асимптотами.
Выясним наличие наклонной асимптоты.
Следовательно, есть горизонтальная асимптота ее уравнение у=0. Наклонных асимптот нет.
Прямая у=0 является асимптотой и при , и при .
6..
Так как у’>0 в области определения, то функции является возрастающей на каждом интервале области определения.
7. Т.к. , то критическими точками является точки
х1 = -1 и х2 = 1.
Данные точки не принадлежат области определения функции, значит, функция экстремумов не имеет.
8. Найдем у”
Точка (0;0) – точка перегиба графика функции.
График выпуклый вверх на интервалах и ; выпуклый вниз на интервалах и
«Исследование функции при помощи производных»
Задание Исследовать функцию на монотонность и экстремум:
-
Вариант №1
y =
y =
| Вариант №2
y =
y =
| Вариант №3
y =
y =
| Вариант №4
y =
y =
| Вариант №5
y =
y =
| Вариант №6
y = -9x+1
y =
| Вариант №7
y=
y =
| Вариант №8
y = -9x+1
y =
| Вариант №9
y =
y =
| Вариант №10
y= -2x-y=
| |