|
Урок по теме: «Квадрат и куб числа». 5 класс Автор: Шакалова И. В. Учитель математики. 2013 год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №21 х. Свободы
муниципального образования Курганинский район
Урок по теме:
« Квадрат и куб числа».
5 класс
Автор: Шакалова И.В.
Учитель математики. 2013 год. Цели:
Ввести понятие степени числа, основания степени, показателя степени, научить возводить числа в квадрат и куб, находить значения числовых выражений, содержащих вторую и третью степень натурального числа.
Развивать внимание, логическое мышление, память, математическую речь.
Формировать интерес к математике через разнообразие задач.
Оборудование: таблица квадратов первых 10 натуральных чисел, таблица кубов первых 10 натуральных чисел.
Ход урока.
Организационный момент: сообщение темы и целей урока.
Изучение нового материала.
Мы знаем, что сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать короче – в виде произведения. Например, вместо
4 + 4+ 4 пишут 4∙3. В этом произведении число 3 показывает, сколько слагаемых было в сумме.
Произведение, в котором все множители равны друг другу, тоже записывают короче: вместо 3∙3 пишут 3². Запись 3² читают «три во второй степени». В этой записи число 3 называют основанием степени, число 2, которое показывает, сколько множителей было в произведении, - показателем степени, а выражение 3² называют степенью.
Назовите основание и показатель степени 2³; 3¹; 15².
Вторую степень числа называют иначе. Произведение 15∙15 называют квадратом числа 15 и обозначают 15².
Произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n² (читают: «эн в квадрате»). Итак, n² = n ∙ n.
Третья степень числа также имеет иное название. Произведение 5∙5∙5 называют кубом числа 5 и обозначают 5³.
Произведение n∙ n∙ n называют кубом числа n и обозначают n³ (читают: «эн в кубе»). Итак, n³ = n ∙ n∙ n.
Первую степень числа считают равной самому числу: 6¹ = 6;
100¹ = 100; 1¹ = 1.
Показатель степени 1 обычно не пишут.
Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.
Работа с учебником – стр.99, пример № 2.
Найдем значение выражения (4 + 3)² ∙ 5² - 8³ + 2³.
Решение: (4 + 3)² ∙ 5² - 8³ + 2³ = 7² ∙ 25 – 512 + 64 = 49 ∙ 25 – 512 + 64 = 1225 – 512 +64 = 777.
3. Закрепление.
1. № 652 (составить таблицу квадратов чисел от11 до 20).
№653.
Представьте в виде степени произведение:
6∙6∙6∙6∙6∙6∙6
25∙25∙25∙25∙25
х∙х∙х
у∙у∙у∙у∙у∙у∙у∙у
№655.
Найдите значение: 25²; 100²; 10³; 11³;12³;15³.
№657.
Найдите значение выражения:
3² · 18; 5² + 4²; 7 + 4³; (7 + 4)³;
(7³ - 4³): (7 – 4); (30: 3)³ - 10².
4. Самостоятельно: № 657 (б, в, е).
5+4²; (5+4)²; 7³ + 4.
5. На повторение: № 661; 665(1).
6. Устно.
1. №658.
Пользуясь таблицами квадратов и кубов чисел, найдите значение n,
если: 121 = n²; n² = 196; n² = 10000; n³ = 125; 512 = n³.
2. №673 «Сообрази».
Выдающийся российский математик академик Андрей Николаевич
Колмогоров решил много сложнейших задач, совершил не одно
открытие в различных разделах современной математики. Но
радость своих первых математических «открытий» он познал рано. Андрей Николаевич рассказывал, что еще до поступления в
гимназию в возрасте пяти – шести лет он любил придумывать
задачи, подмечал интересные свойства чисел. Эти «открытия»
публиковались в домашнем журнале. Вот одно из «открытий»
шестилетнего Колмогорова.
Он заметил, что 1² = 1; 2² = 1+3; 3² = 1+ 3 + 5; 4² =1+ 3 + 5+ 7.
Попробуйте рассказать, что это за свойство.
7. Домашнее задание: Проверьте, выполняется ли оно для квадратов
нескольких следующих чисел.
п. 16; № 666, 668. Выучить таблицу квадратов и кубов.
8. Итоги урока:
Что такое квадрат числа?
Что такое куб числа?
Назовите основание и показатель степени: 9²; 5³; 18¹.
Вы сегодня хорошо работали. Спасибо за урок. |
|
|