Главная страница

Предметы-заместители в детской игре



Скачать 53.36 Kb.
НазваниеПредметы-заместители в детской игре
Дата24.02.2016
Размер53.36 Kb.
ТипИсследование

Мини-исследование на тему:

«Предметы-заместители в детской игре».
Важным условием формирования творческой игры ребенка является введение в игру предметов- заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы -заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету- заместителю- удобство в выполнении игровых действий,соразмерность с другим игровым материалом.
1.Клыга Мария 2года 6 мес.

В период наблюдения девочка играла в игру «Накорми куклу Катю».

В данной игре объединилось несколько игровых действий в один сюжет.

Маша достаточно долго играла с куклой Катей: кормила ее, переодевала, сопровождая свои действия обращениями к ней: «Моя Катя, моя дочка, давай оденем платье. Вот так. Не плачь, сейчас я тебя покормлю».

Раскладывала на тарелочки- кусочки ваты- еда. Брала деревянную палочку, сажала куклу перед собой и осторожно кормила ее «кашей». «Кушай, Катя-дочка кашу, она вкусная». После этого вытирала дочке рот полотенцем (полоски нарезанной салфетки) и укладывала дочку в кроватку.

Маша играла свободно,достаточно раскованно замещая один предмет другим, использовала предметы-заместители (кусочки ваты- каша, деревянная палочка-ложка, полоски нарезанной салфетки- полотенце).Она отражала в игре то, что видела вокруг себя (дома, совсем недавно, родился 2-ой ребенок).Девочка помогла маме ухаживать за братиком.

В последующие дни Маша также играла с куклой. Девочка активно и самостоятельно начинала варьировать знакомые действия, начинала менять порядок, вносить в них новые предметы-заместители (кубик- мясо, трубочки от коктейля- макароны). Воспитатель предложила Маше пригласить в игру другую девочку-Катю. «Пригласи Катю с ее дочкой к себе в гости. Как будто у твоей дочки, Маши- день рождения».

Воспитатель подключилась к игре детей, расширила круг игровых действий и предметов.

-Чем мы будем угощать гостей, Маша?

Ребенок предлагал, а воспитатель соглашалась.

-Хорошо, давай сварим суп, нарежем салат из огурцов, нальём компот в кувшин. А потом будем угощать гостей». Затем начали совместное приготовление еды, с помощью наводящих вопросов и советов помогала ребенку соблюдать очередность действий: сначала сложим продукты в кастрюлю. Что это? (кубик- мясо, трубочки-макароны),затем ставим кастрюлю на плиту. Маша, суп готов? Давай тогда приступим к приготовлению салата. Девочка положила мелкие детали конструктора на тарелку. Маша, что это? (салат из огурцов).И поставила на стол кувшин с компотом. Пришли гости- Катя с дочкой разместились за столом, начали обедать. Воспитатель задала Кате вопрос: «Тебе нравится угощение? Похвалила Машу, какая она хорошая хозяйка, так все вкусно приготовила».

Маша, при помощи взрослого, выстроила последовательность игровых действий. На этом игра может быть закончена или детей можно переключить на другой вид деятельности, или на самостоятельную игру.

2.Тучин Николай 2года 5 мес.

Воспитатель дала Николаю машину в руки (машина новая, большая, дети такую еще не видели). Он тотчас начал активно исследовать ее; повернул, пощупал колеса, провез ее чуть- чуть по полу. Снова взял в руки, перевернул, ощупывает, трогает колеса, снова возит по полу.

Эти наблюдения показали, что ребенок как бы исследует предмет для того, что бы установить, что с ним можно делать. Подобного рода действия не составляют сюжетной игры.

На следующий день Коля одним из первых пришел в группу. Сразу взял машину, начал ее рассматривать. Воспитатель предложила ему ее покатать. Ребенок взял за веревку, к которой привязана машина, учился управлять движением машины, меняя ее скорость и направления.

Третий день наблюдения. В этот день Николай решил заняться ремонтом машины. Воспитатель похвалила его за проявленную инициативу. «Вот молодец, какой ты хороший водитель, знаешь, что машина должна быть исправлена». Коля взял палочку и стал подкручивать колеса.

По мере освоения ребенком игровых действий, увеличилось число предметов, с помощью которых реализовывается тот или иной сюжет.

К концу недели, воспитатель предложил ребенку игровой сюжет с названием ролевых отношений. «Кто водитель этой машины?» Нужно привезти продукты из магазина

Проблемная игровая ситуация была создана так, что бы ребенок был вынужден выполнить поставленную в игре задачу. Для формирования игры очень важно выстраивать последовательность игровых действий. «Сначала нужно машину заправить бензином. Где у нас заправочная станция? Николай подвез машину к стоявшему в стороне стулу воспитателя (заправочная станция) «залил» бензин и поехал в магазин за продуктами.

В магазине воспитатель спросила его: «Какие продукты он будет покупать?»

Коля брал продукты и говорил что это-макароны (трубочки от коктейля), печенье (детали конструктора), картофель( цилиндры).Загрузил машину и продавец предложила ему отвезти продукты девочкам, которые играли с куклами. Девочки поблагодарили Колю за заботу о них и дочках.

На пятый день наблюдения Николай снова возил продукты на машине. Педагог предложил ему отвезти дочек с мамами на прогулку в лес. Дети согласились, тогда воспитатель сказал, что нужно взять в дорогу еду. Поэтому Маша приготовила бутерброды (цилиндры и палочки от конструктора), бутылку воды (большой прямоугольник строительного материала) и все поехали в лес на прогулку. По дороге водитель Коля остановился на полянке. Маша с дочками перекусили, отдохнули.

Вернувшись «домой»,поблагодарили водителя за приятную прогулку. Дальше дети играли самостоятельно.
Заключение.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка раннего возраста. В игре ребенок учится действовать с предметом- заместителем- он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием .Предмет-заместитель становится опорой для мышления. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится к основу развития воображения.

Использование в игре предметов-заместителей свидетельствует с высоком уровне развития ребенка, о го креативностии («творческоски»). Когда ребенок использует предметов- заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, переходя на более высокий уровень игровой деятельности.