|
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. «Сложные союзные предложения» Конспект урока по русскому языку. 5 класс.
«Сложные союзные предложения».
Цели урока: 1.Дать понятие о сложном союзном предложении, о знаках
препинания между частями сложного предложения,
соединенных союзами.
2.Выработать умения и навыки составления текста.
Совершенствовать умение составлять текст.
3.Обогащать словарный запас учащихся, развивать умение
работать со справочной литературой.
Оборудование: -Н.О. Крамаренко. Уроки русского языка в 5 классе.
Поурочные планы. Часть 1.-Волгоград,2002.
-Е.И. Никитина. Уроки русского языка в 5 классе.
М.: Просвещение,2001.
-Н.Г. Ткаченко. Тексты для изложений. М.: Рольф, Айрис –
Пресс,2000.
-Учебные рисунки, схемы.
Этапы урока: 1.Организация начала урока в виде сообщения темы и целей
урока.
2.Словарно – орфографическая работа ( с использованием
учебных рисунков, рассказа Крымской легенды «Фонтан
слез».)
3.Синтаксический разбор предложения. В это же время трое
учащихся работают индивидуально по карточкам.
4.Чтение схем.
5.Творческое списывание с орфографическим разбором.
Взаимопроверка
6.Работа с текстом
7.Графический диктант.
8.Итоги урока.
9.Домашнее задание.
Фонтан слез. ( Крымская легенда)
В Крыму жил жестокий хан Гирей. Он много воевал и убил многих людей.
Пришла к хану старость, ослабло его сердце. Однажды старый хан увидел красивую девушку. Ее звали Деляре. В первый раз хан почувствовал, что сердце может любить и радоваться. Недолго жила Диляре в неволе. Скоро она умерла от горя и тоски. Сердце хана плакало от боли. Тяжело стало великому хану. Позвал хан мастера – яранца и сказал ему, чтобы он сделал так, чтобы камень заплакал, чтобы камень через века пронес горе хана. Мастер ответил, что камень не может плакать, но если ты заплакал, значит заплачет и камень. Долго думал мастер, как из камня сделать слезу человеческую. Потом он сделал из мрамора цветок, а в середине цветка – глаз человека, падают из него, как слезы, тяжелые капли воды.
В Крыму до сих пор стоит дом хана. Около дома есть мраморный фонтан, и плачет камень, плачет день и ночь, годы, века.
Оформление доски.
Тридцатое октября. Сложное союзное предложение.
Как образуются плотные сугробы.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Они падают на землю, и все вокруг застилается белым покрывалом. Каждый слой снега сначала бывает рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Растут сугробы, и снежный покров становится плотным.
В.Архангельский.
| В словарь.
Фонтан.
Фонс – «струя»
(лат).
Фонтанный
Фонтанчик.
| 1.С севера п … дул студеный ветер (и).
2.Они падают на землю.(и).
3.Каждый слой снега сначала бывает рыхлый.(потому что).
4.Растут сугробы.(и).
| Снежный покро… становит(?)ся плотным.
С неба посыпались сн…ж…нки.
Сн…ж…нки ложат
(?)ся не плотно друг к другу.
Все вокру… застилает(?)ся белым покрывалом.
|
| [ ].
[ ],[ ].
[ ],и[ ].
| Домашнее задание. Параграф 36.
Пунктограмма №4, упр.213 составить схемы каждого предложения.
| Ход урока:
1.Оргмомент.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, сегодня тридцатое октября, тема урока: сложное союзное предложение. Работать со сложными предложениями мы начали на предыдущих уроках, поговорим о бессоюзных сложных предложениях. Цель нашего сегодняшнего урока заключается в том, чтобы познакомиться со сложными союзными предложениями и с постановкой знаком препинания между частями сложного предложения. Первый этап нашего урока называется
2.Словарно - орфографическая работа.
Новое словарное слово фонтан. Пришло оно к нам из латинского языка. Образовалось от слова фонс, что значит «струя». Запишите себе это слово себе в словарик. Подберите и запишите однокоренные слова к слову фонтан. (на стенде однокоренные слова закрыты). Что у вас получилось? После прочтения однокоренных слов открывается стенд целиком.
Фонтанный
Фонтанчик
Объясните правописание нн в прилагательном фонтанный. Что означает слово фонтанчик, каково его лексическое значение?
В слове фонтанный пишем удвоенную н, потому что фонтан – это корень,а н- суффикс, основа фонтанн, окончание ый. Фонтанчик – это небольшой фонтан, на это указывает уменьшительно – ласкательный –чик–.
Разберите по составу и это слово.
В слове фонтанчик –нулевое окончание, основа фонтанчик, суффикс –чик, корень фонтан.
Ребята рассматривают учебные рисунки, на которых представлены разные виды фонтанов.
Есть, ребята, легенда о происхождении первого фонтана. Послушайте ее.
В Крыму жил жестокий хан Гирей. Он много воевал и убил многих людей.
Пришла к хану старость, ослабло его сердце. Однажды старый хан увидел красивую девушку. Ее звали Деляре. В первый раз хан почувствовал, что сердце может любить и радоваться. Недолго жила Диляре в неволе. Скоро она умерла от горя и тоски. Сердце хана плакало от боли. Тяжело стало великому хану. Позвал хан мастера – яранца и сказал ему, чтобы он сделал так, чтобы камень заплакал, чтобы камень через века пронес горе хана. Мастер ответил, что камень не может плакать, но если ты заплакал, значит заплачет и камень. Долго думал мастер, как из камня сделать слезу человеческую. Потом он сделал из мрамора цветок, а в середине цветка – глаз человека, падают из него, как слезы, тяжелые капли воды.
В Крыму до сих пор стоит дом хана. Около дома есть мраморный фонтан, и плачет камень, плачет день и ночь, годы, века.
Задание вам, ребята, придумайте словосочетание с новым словарным словом.
Красивый фонтан, высокий фонтан.
А я для вас, ребята, приготовила предложение с новым словарным словом.
3. Произведем синтаксический разбор предложения. А.Савкин к доске.
Летом городские улицы украшают фонтаны.
По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что оно говорит нам о том, что фонтаны украшают летом городские улицы.
По интонации –невосклицательное .
По наличию главных членов –простое . Подлежащее фонтаны, выражено существительным. Фонтаны что делают? –украшают –это сказуемое, выражено глаголом. Кроме главных членов в этом предложении есть еще и второстепенные члены, значит оно распространенное.
Фонтаны украшают что? –улицы. На вопросы косвенных падежей отвечает дополнение, подчеркиваем пунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы когда? Летом –это обстоятельство, подчеркиваем штрихпунктирной линией, выражено существительным. Фонтаны украшают улицы какие? Городские –это определение, подчеркиваем волнистой линией, выражено прилагательным. Это предложение ничем не осложнено.
Рисуем схему простого предложения, в котором сказуемое находятся на первом месте, а подлежащее –на втором. [= –] .
Простое предложение –это 2 или более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Хорошо, садись, Андрей! Оценка «5».
В это время трое учащихся, разобравшихся с синтаксическим разбором лучше остальных работали индивидуально по карточкам.
1.Вставить пропущенные орфограммы, объяснить их выбор.
2.Расставить знаки препинания в предложениях, где подлежащие и сказуемое выражены одной и той же частью речи –именем существительным.
3.Составить предложения, включив в них обращения. Расставить знаки препинания.
Повторили изученный материал по простому предложению, составили схему. Переходим к следующему этапу нашего урока.
4.Чтение схем.
Посмотрите на доску, прочитайте схемы. Что они обозначают?
[ ]. Это схема простого предложения.
[ ], [ ]. Это схема сложного бессоюзного предложения, которое состоит из двух простых предложений, разделенных между собой запятой.
Верно! Смотрим на вторую схему.
[ ], и [ ]. Это схема сложного союзного предложения, которое состоит из двух простых предложений, соединенных между собой союзом и перед которым ставится запятая.
[ ],[ ]. –это бессоюзное сложное предложение. [ ], и [ ] –это сложное союзное предложение.
Правильно, ребята!
5. Творческое списывание. Используя эти схемы, ребята составьте сложные предложения. На доске в две колонки записаны простые предложения. Найдите для каждой части предложения в первой колонке самую близкую к ней по смыслу другую часть из второй колонки. Используя схемы, запишите полученные предложения себе в тетрадь. Перед записью предложений пропустите одну строчку. Посмотрите внимательно на предложения. В некоторых словах есть пропуски орфограмм. Объясните их правописание.
В слове подул пишется гласная о, т.к. в русском языке приставки па не бывает.
Верно! Следующее слово –покро..
В слове покров пишется согласная в. Чтобы проверить написание этой согласной нужно подобрать такое однокоренное слово или форму слова, чтобы после этой согласной стояла гласная: покровы. Согласная в слышится отчетливо в таком положении.
Следующее слово становит(?)ся. Здесь нам нужно раскрыть скобки.
В слове становится ь не пишется. Задаем вопрос: что делает? Становится. В вопросе ь нет, значит и в слове ь не пишется.
Так же ребята объясняют написание слов ложат(?)ся, застилает(?)ся.
Сн..ж..нки. Как вы напишите это слово?
В первом случае я напишу гласную е, так как проверочное слово нет. Во втором –и. Мы знаем правили жи –ши пиши с буквой и.
Дру.. А здесь?
Друг –проверочное есть здесь, в этом же предложении –другу. Отчетливо слышится согласный «г».
Вокру..?
В слове вокруг пишем согласную «г». Проверочное слово кругом.
Верно, ребята, справились с этим заданием вы отлично. Сейчас вы работаете самостоятельно, составляете сложные предложения, используя схемы. Обратите внимание на постановку знаков препинания.
1.С севера п..дул студеный ветер(и)
2.Они падают на землю (и)
3.Каждый слой снега сначала бывает рыхлый.(потому что).
4.Растут сугробы (и).
|
| Снежный покро.. становит(?)ся плотным.
С неба посыпались сн…ж…нки.
Сн…ж…нки ложат(?)ся не плотно дру.. к другу.
Все вокру… застилает(?)ся белым покрывалом.
| В скобках для подсказки даны союзы.
Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте друг и друга правильность выполнения этого задания. А прежде скажите, получился ли у нас текст?
Да.
Озаглавьте его и на пропущенной строчке запишите название.Как образуются плотные сугробы.
Как вы определили что это текст.
У нас получилось 4 предложения, связанных между собой по смыслу и грамматически. А еще у этого текста есть автор это еще один необходимый пункт для связного текста, так же есть название.
Ребята проверяют работы друг друга по готовому тексту, который находится с обратной стороны доски.
Поднимите руки те, кто справился с этим заданием без ошибок.
Молодцы, ребята. Следующей вид работы называется.
7.Графический диктант.
Задание: не записывая предложений, вычертите их схемы.
Ползают по былинкам жучки-коровки, бегают муравьи, порхают над цветами бабочки.
[ ],[ ],[ ]. –это сложное предложение, состоящее из трех простых предложений, разделенных между собой запятыми.
2.Летают над водой прозрачно –синие стрекозы, и гудят над цветущей кашкой деловитые пчелы.
[ ], и [ ]. –это сложное предложение, состоящее из двух простых предложений, соединенных между собой союзом и, перед которым ставится запятая.
3.Звонко стучит по сухому дереву дятел, свистят на березах иволги.
[ ], [ ] –сложное бессоюзное предложение, состоящее из двух простых, разделенных между собой запятыми.
4.Смолой пахнут ели, и от множества запахов кружится голова.
[ ], и [ ] –сложное союзное предложение, состоящее из 2-х простых, соединенных союзом и, перед которым ставится запятая.
Поднимите руки, если у вас есть по этому заданию вопросы. Вопросов нет. Хорошо!
8.Подведем итог нашему уроку.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Мы узнали о сложном союзном предложении, о том, что между частями сложного предложения, соединенного союзом и, ставится запятая.
Хорошо, ребята, верно. Молодцы!
9. Открываем дневники, записываем задание на дом.
Параграф 36, пунктограмма №4, упражнение 213.
В этом упражнении вы должны дописать сложные союзные предложения, 1-ая часть которых вам уже дана, а вторую вы должны будете придумать сами. Дополнительное задание: составить схемы к каждому предложению.
Вопросы есть по домашнему заданию?
Нет.
Урок окончен. Можете быть свободными. |
|
|