Главная страница


Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения; Федеральный закон РФ об образовании от 29. 12. 12, №273



НазваниеМетодические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения; Федеральный закон РФ об образовании от 29. 12. 12, №273
страница2/4
Дата13.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
1   2   3   4


чита, 2014


Пояснительная записка.
Рабочая программа по математике для 5 – 9 класса разработана на основе:


  • Федеральный государственный компонент Стандарта основного общего образования по математике 2004год;

  • Учебный план образовательного учреждения (2014-2015 уч год);

  • Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения;

  • Федеральный закон РФ об образовании от 29.12.12, № 273;

  • Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ МОиН РФ от 17.05.2012, № 413);

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования 2011 г.;

  • Программы (сборник): математика 5-6 классы; алгебра 7-9 классы; алгебра и начала математического анализа 10-11 классы (авторы-составители И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович), Москва, «Мнемозина», 2011 г;

  • Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающего обучения;

  • Авторской программы по учебнику «Геометрия 7 - 9», М: «Просвещение», Л.С. Атанасян , Бутузов В.Ф.,Кадомцев С.Б.,2008 год и далее.

  • Авторской программы по учебнику: «Математика 5кл.» И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович; «Математика 6кл.» И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович; «Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9» А.Г. Мордкович. М: изд –во «Мнемозина» 2008 год и далее.

В процессе обучения используются учебники которые входят в федеральный перечень учебников (учебники имеют гриф «Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации») (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253).

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

      1. Пояснительную записку.

      2. Общую характеристику курса математики.

      3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики.

      4. Место предмета математики в базисном учебном плане.

      5. Содержание курса математики.

      6. Тематическое планирование.

      7. Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Общая характеристика учебного предмета.
Математика— один из важнейших компонентов образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о явлениях и практически значимых умений, формирования языка описания явлений и объектов окружающего мира, развития интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение предмета — математика вносит вклад в развитие логического мышления и умение составлять математические модели явлений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

    Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

    Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

    Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе математической. Все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология и др.). таким образом расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

    Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющихся в определенных умственных навыках. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму.

    Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

    Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идей симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Цели и задачи изучения курса математики в 5— 9 классе.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системы математических ЗУНов, необходимых для применения в практической деятельности и изучению смежных дисциплин;

  • интеллектуальное развитие, формирование ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, способность к преодолению трудностей (социально-личностная компетентность) ;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов (общекультурная компетентность) ;

  • воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношение к математике, как части общечеловеческой культуры (общекультурная компетентность);

  • приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни (практическая математическая компетентность).








    Результаты освоения учебного предмета «Математика».

    Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

    в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, используя различные языки математики (словесный, символический, графический), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и конртпримеры;

  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  • критичность мышления, умение распознавать логически не корректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  • проведение логического обоснования выводов, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;

  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  • самостоятельная работа с источниками информации; поиск, обобщение, систематизация, анализа и классификация полученной информации, соотнесение своего мнения с мнением авторитетных источников;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

    в метапредметном направлении:

  • умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающем мире;

  • умение понимать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в тоже время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы, чертежи и др.) для иллюстрации, интерпритации, аргументации;

  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  • знать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • вероятностный характер различных процессов окружающего мира;

  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

    в предметном направлении:

  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей; иметь представление о статистических закономерностях в реальном мире;

  • умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • понимать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;

  • умение решать тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства и их системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, исследовать функции и описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;

  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умение вычислять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  • умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • выполнение расчетов практического характера;

  • использования математических формул;

  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса.

Психолого-дидактические принципы коррекционно-развивающего обучения.



Своевременное выявление и понимание психологических проблем и трудностей в усвоении программного материала с последующей коррекционной работой уменьшает вероятность перерастания неудач обучения в нервно-психические и психосоматические расстройства, в отклоняющееся поведение у детей, которое развивается на основе психоэмоционального реагирования на «стресс неуспеваемости».

Психолого-дидактические принципы коррекционно – развивающего обучения предусматривают следующее

  • введение в содержание обучения разделов, изучение которых способствует восполнению пробелов предшествующего развития, формированию готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

  • использование методов и приемов обучения с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка, то есть создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

  • коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития. В рабочей программе реализуются следующие задачи коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления:

  • продолжить развитие познавательной активности детей применяя принцип доступности учебного материала;

  • содействовать развитию словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;

  • организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они смогли провести самоконтроль, самооценку и коррекцию.

Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные на обеспечение системного усвоения знаний учащихся:

  • усиление практической направленности изучаемого материала;

  • выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

  • опора на жизненный опыт ребенка;

  • опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

  • соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

  • Данная программа ориентирована на общее развитие учащихся (познавательной деятельности, нравственных и эстетических возможностей), на целостный подход к ребенку, на пробуждение у него интереса к познанию окружающего мира, на достижение хороших результатов на основе учета индивидуальных возможностей учащегося.

    Обучение проводится с соблюдением следующих требований:

  • психологический настрой на умственную работу (привлечение внимания, выработка мотивации);

  • проведение динамических пауз или физкультминуток с учетом основного диагноза ребенка;

  • создание условий для двигательной активности учащегося;

  • регламентирование учебной нагрузки;

  • максимальный учет биоритмальных особенностей в организации режима труда и отдыха ребенка;

  • рефлексия в конце урока.

В системе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья урок

выполняет следующие функции:

  • образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков;

  • воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового воспитания;

  • коррекционно – развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда.

От правильной организации урока, уровня его здоровьесберегающей рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительного поддержания умственной работоспособности и предупреждение преждевременного утомления.

Продолжительность режимных моментов урока не случайна, так как она предусматривает динамику изменений функционального состояния организма учащегося и его работоспособности, которую делится на 3 периода:

Период «врабатывания». Совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы. Для данного периода свойственно: несогласованность действий, отвлеченность внимания и двигательная расторможенность.

Период «оптимальной работоспособности». Данный период включает самые трудные фрагменты урока, так как длительность активного внимания и работоспособности у детей с ограниченными возможностями здоровья не превышает 15-20 минут в среднем звене.

Период «сниженной работоспособности». Период совпадает с

моментом закрепления полученных знаний. После 30 минут урока у детей наблюдается закономерное снижение работоспособности, падает темп и качество работы, теряется интерес, отвлечения учащихся становятся все более выраженными.

Сроки наступления каждого периода зависят:

  • от возраста учащихся, их общего эмоционального настроя;

  • от времени суток и количества уроков в расписании учебного дня;

  • от характера и длительности выполняемой работы, чередованию различных видов учебной деятельности;

  • от трудности самого учебного предмета;

  • от статических и динамических компонентов урока.

    Содержание учебной работы на уроке построено с ориентацией на зону ближайшего развития.

    Особое значение на каждом уроке имеет его коррекционная направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках.

    При постановке коррекционной задачи необходимо четко указывать, через что предполагается её реализовывать. Конкретная коррекционная задача может быть сформулирована следующим образом: развивать умение обобщать и сравнивать изученный материал с новым и т. п.

    При планировании урока учитываются следующие моменты:

  • после подачи каждой, относительно законченной порции знаний, важно проверить, насколько осознанно обучающийся усвоил тот или иной материал;

  • изучаемый материал преподносится небольшими порциями, более развёрнуто, с постепенным усложнением;

  • увеличение количества тренировочных упражнений;

  • учитывая особенности восприятия и мышления учащегося, обучение ведется в несколько замедленном темпе;

  • учитывая повышенную утомляемость детей, уроки не перегружаются, то есть планируется меньший по объёму материал, чем в обычном классе. Обязательным является включение в урок предметно-практической деятельности, в процессе которой происходит формирование основных умений и навыков. Все предметно-практические действия сопровождаются словесным отчетом ребенка о том, что он делает и что получается в результате;

  • во избежание переутомления чередуются виды деятельности на уроке, внимание учащихся переключается с устных упражнений на письменные.

В конце урока учащемуся обязательно дается домашнее задание, которое соответствует целям и задачам урока, индивидуальным возможностям учащегося, уровню развития, умению работать самостоятельно.

При оценке знаний, умений и навыков учитывается индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, состояние его эмоционально – волевой сферы.

Для актуализации познавательной деятельности и уменьшения утомляемости ребенка на уроке используются дополнительных педагогические воздействия: применение проблемных ситуаций, задания творческого характера, использование жизненного опыта учеников.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в целях профилактики утомления, нарушения и коррекции осанки и зрения обязательным компонентом урока является проведение физкультминуток и динамических пауз с учетом основного диагноза ребенка. Физкультурные минутки — это активный отдых, призванный уменьшить утомление учащегося, снять отрицательные явления статической нагрузки, активизировать внимание учащегося и повысить их способность к восприятию учебного материала. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем, т.е. при проявлении первых признаков утомления, что наблюдается примерно на 20—25 минуте после начала урока. Внешними проявлениями утомления являются рост числа отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей, повысить эффективность урока можно включением в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученику сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия направлена на оценку эмоционального состояния ребенка, его деятельности и содержания учебного материала.
Программа коррекционной работы в предметной области «Математика» направлена на коррекцию недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа обеспечивает:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы;

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников.

Коррекционные задачи в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями, реализуемых в курсе изучения учебного предмета «Математика»
Коррекция восприятий и представлений:

  • работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений;

  • развивать целенаправленное восприятие размера, формы, качеств объекта;

  • увеличивать объем зрительных и слуховых восприятий;

  • совершенствовать точность восприятия, активность;

  • учить сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия объектов.



Коррекция памяти:

  • развивать точность, прочность, скорость запоминания;

  • развивать объем памяти;

  • развивать словесно – логическую память, образную память, зрительную память;

  • совершенствовать быстроту, полноту, точность воспроизведения;

  • развивать личностные мотивы запоминания (умение создать установку на длительное и прочное запоминание);

  • формировать полноту воспроизведения словесного материала, умение пользоваться полным ответом, составлять план ответа;

  • совершенствовать перенос «опыта», умение воспроизводить знания в новых условиях;

  • развивать произвольную память.



Коррекция внимания:

  • развивать навык самоконтроля;

  • развивать целенаправленность внимания;

  • развивать быстроту переключения внимания;

  • увеличивать объем внимания, силу внимания;

  • развивать устойчивое внимания.



Коррекция самооценки:

  • воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

  • формировать адекватный уровень притязаний;

  • корригировать отрицательные реакции на замечания.



Коррекция мышления:

  • развивать умение классифицировать объекты по различным признакам;

  • развивать умение анализировать ход выполняемой работы, сравнивать с образцом;

  • развивать умение выделять из общего частное;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

  • развивать умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение;

  • формировать целенаправленность в работе;

  • активизировать мыслительную деятельность;

  • развивать последовательность мышления;

  • развивать умение правильно отражать действительность, правильно проявлять свое отношение к ней.



Коррекция эмоционально-волевой сферы:

  • воспитывать самостоятельность принятия решения;

  • развивать инициативу, стремление к активной деятельности;

  • формировать стремление добиваться конечного результата, доводить начатое дело до конца;

  • вырабатывать привычки положительного поведения;

  • воспитывать сознательную дисциплину.

Коррекция речи:

  • совершенствовать слуховое восприятие, внимание;

  • развивать импрессивную сторону речи (понимание);

  • развивать экспрессивную сторону речи (воспроизведение) речи;

  • развивать коммуникативные функции речи, как средства общения;

  • развивать диалогическую речь;

  • расширять активный и пассивный словарь;

  • формировать навыки сознательного и выразительного чтения.


Место предмета в учебном плане.


Математика







5кл.

6кл.

7кл.

8кл.

9кл.

Итого:

Алгебра,


Теория вероятностей, статистика, ИКТ

3/102

3/102

1/34

1/34

1 / 34

10/306

Геометрия

ИКТ







1/34

1/34

1/34

3/102
1   2   3   4