|
«Разработка дидактических материалов для работы с разноуровневыми группами учащихся 6 класса» «Разработка дидактических материалов для работы с разноуровневыми группами учащихся 6 класса».
Терещенко Ирина Евгеньевна, ГБОУ СОШ №2001, учитель, г.Москва
Аннотация
Разработанные дидактические материалы позволят каждому ребёнку, в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, выбрать свой максимум, что позволит реально осуществить дифференцированный подход к обучению по темам: «Сложение и вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Цель разрабатываемой темы:
индивидуализация и дифференциация обучения
через подготовку дидактического материала по
курсу математики 6 класса по темам: ««Сложение
и вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных
чисел». Задачи:
Диагностировать учащихся по уровню сформированности математических
навыков.
Разработать дидактические задания для учащихся с повышенным уровнем
сформированности математических навыков по темам: «Сложение и
вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Разработать дидактические задания для учащихся со слабо сформированным уровнем математических навыков по темам: «Сложение и вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных чисел».
В 5 классе дети знакомились с понятиями правильной и неправильной дроби, смешанного числа, учились сравнивать, складывать/вычитать дроби с одинаковым знаменателем, преобразовывать смешанное число в неправильную дробь и обратно.
Все эти вопросы уточняются и дополняются новыми алгоритмами действий в 6 классе.
Навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и смешанными числами должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях не только на уроках математики, но и в дальнейшем на уроках физики, химии и других, и чтобы алгоритмы действий с числами стали опорой для выполнения действий с алгебраическими дробями.
Одним из эффективных путей реализации разноуровневого обучения является выделение двух уровней - максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей данной возрастной группы, и необходимым минимумом, т.е. государственным стандартом знаний.
Разработанные дидактические материалы позволят каждому ребёнку, в соответствии со своими способностями, возможностями и познавательными мотивами, выбрать свой максимум, что позволит реально осуществить дифференцированный подход к обучению по темам: «Сложение и вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Цели и задачи разработки заданий: выработать прочные навыки чтения, записи и вычислений с обыкновенными дробями и смешанными числами; развивать логическую культуру, мышление, речь, алгоритмические умения.
Пояснительная записка Разработанные карточки предназначены для дифференцированного контроля знаний учащихся по темам: «Сложение и вычитание дробей», «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Материал, использованный в карточках, предоставляет возможность учителю ориентироваться на два уровня дифференциации учащихся: уровень А – базовый, уровень В – продвинутый. В карточках подобраны задания с углублённым уровнем – отмечены знаком (*). Карточки группы А включают материал, опирающийся на базовый уровень, определённый образовательным стандартом по математике, и предполагают в большей степени проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся по данным темам. Карточки группы В отличаются более сложным материалом, который опирается на тот же базовый уровень. Задания, отмеченные знаком (*) требуют глубоких комплексных знаний теории, умения анализировать и логического мышления.
На изучение каждой темы подобрано по два вида дифференцированных заданий, каждый из которых состоит из двух вариантов. Задания можно использовать как самостоятельную или промежуточную форму контроля.
1.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 1 Часть А
1.Выполни действия: а) + ; в) - ; д) + - ; б) + ; г) - ; е) + - . 2. Реши уравнение: Х - = - . 3. Реши задачу: В первые сутки теплоход прошёл всего пути, во вторые сутки – на пути меньше, чем в первые. Какую часть всего пути теплоход прошёл за эти двое суток?
Часть В
Найди значение выражения:
а) ( + ) – ( + ); б) - - .
Реши уравнение:
а) ( Х - ) + = - ; б)* = .
3*. Выполни действия:
- + .
1.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 2 Часть А
1.Выполни действия: а) + ; в) - ; д) + - ; б) + ; г) - ; е) + - . 2. Реши уравнение: Х + = - . 3. Реши задачу: Масса одной детали кг, а другой на кг меньше первой. Чему равна масса обеих деталей вместе?
Часть В
Найди значение выражения:
а) ( + ) – ; б) - - .
Реши уравнение:
а) ( Х + ) - = - ; б)* = .
3*. Выполни действия:
- + .
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 1 Часть А 1.Вычисли наиболее удобным способом: а) ( + ) + ; в) ( + ) - ; б) + + + ; г) - ( + ).
2. Реши задачу: Через большую трубу бассейн наполняется за 5 ч, а через маленькую за 10 ч. Большая труба проработала 3ч, а маленькая – 1ч. Какая часть бассейна наполнена? Какую часть бассейна ещё осталось наполнить?
Часть В
1.Вычисли наиболее удобным способом:
+ + + + - .
2. Представь дробь в виде разности двух дробей, числитель каждой из которых равен 1.
3*. Продолжи ряд на 3 числа:
; ; ; .
2.Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 2 Часть А 1.Вычисли наиболее удобным способом: а) ( + ) + ; в) ( + ) - ; б) + + + ; г) - ( + ).
2. Реши задачу: Через большую трубу бассейн наполняется за 12 ч, а через маленькую за
18 ч. Большая труба проработала 2ч, а маленькая – 3ч. Какая часть бассейна наполнена? Какую часть бассейна ещё осталось наполнить?
Часть В
1.Вычисли наиболее удобным способом:
+ + + - + .
2. Представь дробь в виде разности двух дробей, числитель каждой из которых равен 1.
3*. Продолжи ряд на 3 числа:
; ; ; .
1.Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 1 Часть А 1. Выполни действия:
а) 9 + 1; в) 7 – 4; д) 2 - 1;
б) 2 + 4; г) 14 - 8; е) 7 - 2.
2. Реши задачу:
В одном ящике 5 кг винограда, в другом – на 2 кг меньше. Сколько винограда в обоих ящиках вместе? Часть В 1.Найди значение выражения: 6 + (3 - 1 - ) 2. Составь уравнение к задаче и реши его: Если из задуманного числа вычесть разность чисел 2 и 1, то получится 1. Какое число задумали? 3*. Представь в виде дроби каждое из выражений: а) + ; б) - .
1.Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 2 Часть А 1. Выполни действия:
а) 5 + 41; в) 40 – 15; д) 10 - 5;
б) 3 + 2; г) 8 - 6; е) 6 - 1.
2. Реши задачу:
В январе израсходовали 7 т угля, а в феврале – на 2 т меньше. Сколько угля израсходовали за два месяца? Часть В 1.Найди значение выражения: 2 - (2 - 1 ) + 2 . 2. Составь уравнение к задаче и реши его: Задуманное число увеличили на 3 , а затем уменьшили на 2. В результате получилось число 5. Каково задуманное число? 3*. Представь в виде дроби каждое из выражений: а) + ; б) - . 2.Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 1 Часть А 1. Вычисли наиболее удобным способом:
а) 7 + 2 + 2; в) 12 – 2 - 4;
б) 3 + 2 - 2; г) 2 +(3 + ) + 1.
2. Реши задачу:
На складе было 47 т угля. Сколько угля осталось на складе после того, как отпустили для школы 8 т и для детского сада 12т?
3. Составь выражение и найди его значение:
Разность между числом 8 и суммой чисел 5 и 1. Часть В 1. Составь уравнение к задаче и реши его: Какое число надо прибавить к сумме чисел 2 и 2, чтобы получилась разность чисел 9 и 3? 2*. При каких натуральных значениях x верно неравенство: .
2.Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 2 Часть А 1. Вычисли наиболее удобным способом:
а) 6 + 3 + 1; в) 5 - 2 - 1;
б) 3 - 1 - 1; г) 3 +(2 + 7 ) + 3.
2. Реши задачу:
В зернохранилище было 8 т зерна. Сколько осталось зерна после того, как отпустили 3 т и привезли на хранилище 2т?
3. Составь выражение и найди его значение:
Разность между числом 4 и суммой чисел 1 и 1. Часть В 1. Составь уравнение к задаче и реши его: Какое число надо вычесть из разности чисел 13 и 1, чтобы получить сумму чисел 4 и 5? 2*. При каких натуральных значениях x верно неравенство: .
Ответы
1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 1 Часть А
а) ; б) 1; в) ; г) ; д) 1; е) .
пути
Часть В
а) ; б) 0.
а) ; б*) 5.
3*. .
Ответы
1. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 2 Часть А
а) ; б) 1; в) ; г) ; д) ; е) .
.
кг
Часть В
а) ; б) .
а) ; б*) 3.
3*. .
Ответы
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 1 Часть А
а) 1 ; б) 2; в) ; г)0.
наполнено, осталось наполнить.
Часть В
1.
- .
3*. ; ; .
Ответы
2. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Вариант 2 Часть А
а) 1 ; б) 1; в) ; г) .
часть бассейна наполнена, осталось наполнить.
Часть В
1.
- .
3*. ; ; .
Ответы
1. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 1 Часть А
а) 10 ; б) 7; в) 3; г) 6 ; д) ; е) 4.
7 кг
Часть В
5.
1 .
3*. а) ; б) .
Ответы
1. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 2 Часть А
а) 47 ; б) 5; в) 25; г) 2 ; д) 3; е) 4.
т
Часть В
4.
5 .
3*. а) ; б) .
Ответы
2. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 1 Часть А
а) 12; б) 3; в) 5; г) 7.
26.
.
Часть В
1.
2*. Х = { 1,2}
Ответы
2. Сложение и вычитание смешанных чисел.
Вариант 2 Часть А
а) ; б) ; в) 1; г) 16.
7.
2 .
Часть В
2.
2*. Х = { 1,2, 3} |
|
|