|
Представление научных знаний в табличном процессоре Excel "Представление научных знаний в табличном процессоре Excel"
Главные задачи:
| Показать учащимся разнообразие применения электронных таблиц и вычислительной техники.
Развивать у учащихся познавательный интерес.
Воспитывать интерес к предмету.
| Тип урока: Урок – исследование возможностей табличного процессора. Вид урока: Коммуникативно-исследовательский. Характерные особенности: Построение обучения на основе взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных средств (источников) информации. Ведущий метод: общение. Организационные формы: Обучение в содружестве, учебный диалог, учебная дискуссия. Комплексная цель урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.
Использование полученных знаний и умение применить полученные знания при изучении табличного процессора.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ.
Воспитать умение слушать, дискутировать, излагать свои мысли, помогать друг другу.
РАЗВИВАЮЩАЯ.
Развитие навыков ассоциативного и логического мышления, зрительной памяти и внимания.
Формирование навыков восприятия и осмысливания информации и соответствующей адекватной реакции на нее.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ.
Определение уровня восприятия, усвоения новых знаний и умение применить их на практике.
Краткая характеристика класса: Группа в составе 10 человек в целом должна обладать знаниями в области табличного процессора. Обучаемость выше среднего уровня. Однако главное – заинтересованность группы.
Отношения между учениками в классе дружеские, располагающие к общению. Предварительная подготовка учащихся:
Ученики должны знать и уметь пользоваться табличным процессором EXCEL.
Технические средства обучения:
- компьютеры
- видеопректор. СТРУКТУРА УРОКА
Организационный момент..................................................................3 мин.
Повторение пройденного материала.................................................6 мин.
Выполнение практических заданий…............................................22 мин.
Домашнее задание...............................................................................2 мин.
Релакс...................................................................................................3 мин.
Подведение итогов урока...................................................................4 мин.
Ход урока
I. Организационный момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Зинаида Владимировна, я учитель информатики школы №2, но сегодня урок проведу у вас.
Я вижу на бейджиках у вас написаны ваши имена….но все же я хочу чтобы вы их произнесли, например так: Меня зовут….Я себя люблю за то что…
Я рада что вам есть за что себя любить, ведь любить себя, это уважать, а тот человек который уважает себя обязательно стремиться к тому чтобы уважали его, ну а если вас уже уважают, то определенно есть за что, а если есть за что значит у вас есть самое главное – ЗНАНИЯ! И вполне вероятно, что ваши знания нужны не только вам, но и возможно будущему поколению.
Завтра, 8 декабря, Всемирный день науки, и поэтому я хочу посвятить сегодняшнее наше занятие именно наукам! Я покажу вам как самые разнообразные научные данные можно представлять, обрабатывать и в дальнейшем производить с ними исследования в такой популярной статистическо-бухгалтерской программе как Эксель.
Помните, в начале изучения программы Excel, вы говорили о том, что эта программа позволяет решать задачи самого разного характера? Сегодняшний урок мы посвятим тому, чтобы отчасти доказать это и показать насколько широка область применения электронных таблиц. Но в начале этой серьезной работы мы немного "разомнемся" и освежим в памяти навыки работы с электронными таблицами.
II. Повторение пройденного материала
Для начала я предлагаю вам повторить интерфейс табличного процессора и заполнить исследовательскую работу по данной программе.
Ваша работа состоит из трех заданий. Нам необходимо вспомнить все способы запуска программы, интерфейс и способы завершения работы с табличным процессором.
(На экране интерфейс программы, ученики вспоминают и заносят в папки исследователя соответствующие данные).
Какие данные можно заносить в ячейки?
Как узнать адрес ячейки? С чего необходимо начать запись формулы?
III. Выполнение практических заданий Самая главная, по моему мнению наука – экология, ведь именно от нее зависит насколько мы с вами будем здоровы, а от нашего с вами здоровья зависит уже все остальное.
Остановимся чуть подробнее на воде. Как говорится без воды и ни туды, и не сюды. Вода – основа развития земледелия, энергетики и рыбного хозяйства, без нее немыслимы быт и досуг человека. Объем пресных вод составляет около 35 млн. куб км., или 2,5% общих запасов воды на Земле. Самый большой запас воды находится в о.Байкал.
Вообще я сама родилась и выросла в 70км от Байкала, могу с уверенностью сказать что это сааамое чисто озеро которое мне стоило повидать. Если зачерпнуть в бокал воды из Байкала то вы увидите насколько она прозрачная.
Как и другие естественные экосистемы, водные экосистемы России испытывают сильное влияние человека; они загрязняются и истощаются в результате больших водозаборов, которые не компенсируются поступлением в водоемы воды с осадками и грунтовыми водами.
Ученые - футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в результате борьбы за пресную воду.
Задача №1. Представьте себе, что на Земле останется только один источник пресной воды- озеро Байкал. На сколько лет озеро Байкал обеспечит население всего мира водой?
Разработка модели.
Для построения математической модели определим исходные данные. Обозначим:
V – объем озера Байкал – 23000 км3;
N – население Земли – 6 млрд. человек;
р – потребление воды в среднем на 1 человека в день – 300 л.
Т.к. 1 л = 1 дм3 воды, необходимо выполнить перевод V воды озера из км3 в дм3,
V (км3)= V* 109 (м3) = V * 1012 (дм3)
Результат - количество лет, за которое население Земли использует воды озера Байкала,
- обозначим g.
Итак, g = (V* 1000000000000)/( N*р*365).
Так выглядит электронная таблица.
| А
| B
| 1
| Задача об использовании вод Байкала
| 2
| Исходные данные:
|
| 3
| V (км3)
|
| 4
| N (чел.)
|
| 5
| Р(л)
|
| 6
| g год
| =(ВЗ*1000000000000)/(В4*В5*365)
| 7
|
|
| Компьютерный эксперимент.
Выполнение задания на компьютере в Microsoft Office Excel.
Дополнительные вопросы:
2. Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если потребление воды увеличится до 400 л на человека?
3.Сколько лет можно будет пользоваться водами Байкала, если население Земли уменьшится до 5,7 млрд. человек?
А сейчас обратимся к такой науке как физика.
Задача №2.
Мы знаем, что Земля круглая и что существует притяжение Земли, именно поэтому любой предмет падая падает именно на Землю, а никак не иначе. Давайте попытаемся смоделировать путь свободно падающего тела (без начальной скорости).
Вам вспомнилась формула: S=gt2/2. Это математическая модель. Используя эту формулу, мы можем построить таблицу, в которой отобразим зависимость переменной S от t. Это будет табличная модель. Также можно построить графическую модель свободно падающего тела. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1). Время (с)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Путь (м)
| 9,8
| 39,2
| 88,2
| 156,8
| 245
| 352,8
|
Рисунок 1.
Все это мы смогли сделать, потому что из курса физики нам известна зависимость S от t для свободно падающего тела. Но, если обратиться к истории, то станет ясно, что человек не всегда обладал знаниями об этой информационной модели.
Кем же было исследовано свободное падение тел?
Существует легенда о том, что, изучая свободное падение тел, Галилео Галилей отпускал разные шары с высокой наклонной башни в г. Пиза. Наблюдая за их падением и выполняя при этом необходимые измерения, Галилео Галилей установил законы падения тел. (Демонстрируется слайд из презентации. Приложение 1).
Данные измерений, полученные Галилеем, носили массовый характер, т.е. их было достаточно много. В дальнейшем они были обобщены и проанализированы. Таким образом собранные данные называются статистическими.
Существует специальная наука статистика.
Статистика – это наука о сборе, измерении и анализе массовых количественных данных.
Статистика опирается на сложные математические методы и расчеты, но в арсенале ТП Excel заложены возможности использования этих методов.
Задача №3
Рассмотрим пример: Наиболее сильное влияние на рост заболеваемости бронхиальной астмой производит угарный газ.
Цель: выявить эту зависимость.
Для того чтобы зависимость выявить вначале необходимо собрать данные из разных городов о средней концентрации угарного газа в атмосфере и о заболеваемости астмой (количество больных на тысячу человек) и уже по этим данным построить точечную диаграмму.
Этап моделирования:
строим таблицу.
строим точечную диаграмму по данным таблицы. (Рисунок 2.)
Рисунок 2
подбираем функцию, график которой пройдет как можно ближе к экспериментальным точкам.
Теперь мы с вами выяснили, где более менее благоприятная ситуация и может даже решим посетить это прекрасное место.
Коммуникативный тренинг на 3 минуты
«Я хочу…»
Цель: отработка рефлексивных навыков.
Упражнение проводится в кругу.
Ребята! Давайте немного с вами отвлечемся от цифр, и представим что нам представился случай когда можно загадать самое заветное желание, а исполнится оно только в том случае, если его произнести вслух, при этом надев на себя шапку магистра. Каждый поочередно говорит предложение, начинающиеся со слов «Я хочу». Не отвлекайтесь на споры и обсуждение по поводу ваших желаний. Просто высказывайте их поочередно, беспристрастно и быстро.
Например: «Я хочу закончить учебу», «Я хочу жить в Сочи», «Я хочу получить высший балл по ЕГЭ»
Знаете, а я хочу на этих каникулах отдохнуть в теплых странах. Например в той где более благоприятная экологическая обстановка и где сейчас выше +20. Давайте с вами проведем анализ ценовой политики по авиаперелетам.
Продолжение практической работы
Задача№4. Сколько стоят билеты на самолет в разные страны в долларах? Стоимость авиабилетов на самолёты
| Курс $
| 30,23
|
|
| Цена в р.
| Цена в $
| Анталия
| 7735
|
| Стамбул(Турция)
| 6000
|
| Варна(Болгария)
| 8600
|
| Прага(Чехия)
| 10678
|
| Франкфурт(Германия)
| 5000
|
| Выбор за вами. К примеру, я хочу сейчас перенестись на берег Белого моря…в Турцию, но знаете, говорят там сильно развита преступность и нам надо быть готовым к тому, чтобы быть бдительным, а в случае чего самому смочь раскрыть преступление, и в этом нам тоже поможет Электронные таблицы Эксель. (именно этой программой пользуется криминалисты-эксперты).
Итак, послушайте задание:
Задача №5.
На месте совершения преступления вы обнаружели след от обуви. Есть пара свидетелей, которые утверждают, что это был молодой человек - лет 26-28, не больше... наша задача собрать как можно больше информации о человеке, совершившем преступление.
Примечание: По следу (отпечатку обуви) можно узнать: рост человека; определить длину шага; создать модель человека. Если известен примерный возраст, то рассчитать идеальную массу. Рост = (( длина ступни - 15)*100)/15,8
| Длина шага = длина ступни * 3
| Ширина ступни = Рост / 18
| Длина пятки = Рост / 27
| Голова = Рост / 8
| Идеальная масса = ((Рост * 3) / 10 - 450 + Возраст) * 0,25 + 45
|
|
|
Я вам сейчас раздам образцы следов преступников, а вы попробуйте определить их основные параметры и помочь следствию.
Подведение итогов.
Сегодня мы еще раз убедились в многофункциональности и необходимости такой непростой, на первый взгляд программы M.Exsel. Спасибо вам за урок, надеюсь что полученные знания вы будете применять и дальше в своих профессиях. Домашняя работа.
В папках исследователя построить диаграмму изменений ваших ученических достижений (мониторинг по всем дисциплинам за 1-е полугодие), проанализировав который вы убедитесь в правильности вашего выбора.
| | |
|
|