|
Пояснительная записка Бьет двенадцать годов как часов Пояснительная записка Бьет двенадцать годов как часов, Над моей терпеливою нацией, Есть апостольское число, Для России оно двенадцать. А. Вознесенский Не случайно указом президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 09.09.2012 года, именно 2012 год объявлен годом Российской истории. Не просто потому, что на этот год выпадает несколько важных исторических юбилеев - 1150 лет со дня создания российского государства, 400 лет со дня освобождения Москвы всенародным ополчением от поляков, двухсотлетие победы в Отечественной войне и 150 лет со дня рождения Петра Столыпина. Эти события были важны своим знаковым значением для дальнейшего развития Российской цивилизации, «Ответом» на поставленный Историей «Вызов».
Но и среди этих великих событий Отечественная война 1812 года выделяется как своим внешнеполитическим, так и культурно-консолидирующим значением.
Не просто победа над непобедимой Великой армией, а жертвенный подвиг всего народа, невзирая на сословные различия и национальные особенности, объединившегося против общего врага.
Не просто дата в учебнике истории, а
Событие, изменившее мировоззрение общества, заставившее человека осознавать свою роль в судьбе Родины и свое право ее определять;
Событие, породившее взлет Российской культуры, названный впоследствии «Золотым веком»;
Событие, еще при жизни современников ставшее Героическим Мифом.
К сожалению сегодня, у большинства учащихся, наблюдается безразличное, а то и отрицательное отношение к Отечественной истории. Не просто не знание и не желание изучать историю, а сознательно отторжение своей личной судьбы от исторической судьбы народа.
Таким образом, целью данного сборника является создание у учащихся личностно-ориентированного отношения к Истории Отечества вообще, и к Отечественной войне 1812 года, в частности.
Задачи:
в процессе игровой и соревновательной деятельности актуализировать и углубить у учащихся знания истории Отечественной войны 1812 года;
показать людей и события войны 1812 года глазами очевидцев, без последующих прикрас и мифологических наслоений;
показать учащимся образы реальных людей, ставших Героями войны, уделяя особое внимание, личностным качествам человека, а не его хрестоматийному образу;
на примере событий 1812 года показать роль личности и народных масс в историческом процессе
познакомить учащихся с историческими источниками и потренировать в их интерпретации;
развить у учащихся умение логически мыслить, аргументировать свой выбор, доказывать свои суждения;
используя технологию ролевых игр и компетентностно-ориентированные задания, сформировать личностное отношение учащихся к историческому событию и его участникам;
показать социокультурное значение Отечественной войны 1812 года для современников и потомков;
используя исторические параллели, обозначить современное звучание исторических событий.
Учитывая количество поставленных задач, требования учебного процесса и многогранность заявленной темы, я решила не ограничиваться сценарием какой-либо одной интеллектуальной игры (олимпиады), а представить коллегам подборку тематических заданий.
В сборнике содержаться тесты (открытые и закрытые), кроссворды, исторические портреты, исторические источники и исторические анекдоты, ссылки на произведения народной элитарной и массовой культуры как XIX века, так и современности.
Данные задания могут быть использованы на уроках и внеурочных занятиях по истории, литературе, мировой художественной культуре, классных часах и часах общения. Вопросы можно использовать при подготовке интеллектуальных игр в формате «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Слабое звено» и т.д.
Вопросы в сборнике расположены по принципу от простого к сложному, от хрестоматийных фактов к малоизвестным; от фронтальных заданий к индивидуальным, от знаниевых к компетентностным.
В зависимости от возраста учащихся, их количества, уровня учебной подготовки, наличия или отсутствия мультимедийной аппаратуры и т.д. преподаватель может выбрать из сборника те задания, которые лучше всего будут работать на реализацию его целей и задач.
Часть I
Тестовые задания. Тест № 1
Рекомендуется использовать в отборочном туре олимпиады
Форма проведения – письменная, фронтальная.
1.Когда произошло описываемое событие:
«С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа.» Сегюр
А) 1 сентября 1812 года
Б) 22 июня 1812 года
В) 9 мая 1812 года
Г) 12 июня 1812 года 2. В войне с Россией Наполеон Бонапарт преследовал цель
а) захват территории и природных ресурсов
б) превращение России в плацдарм для дальнейшей экспансии
в) свержение царизма и установление республики
г) уничтожение России как суверенного государства 3. Какова была численность армии Наполеона к моменту вторжения ее на территорию России
а) 640 тыс. чел.
б) 200 тыс чел
в) 1 млн. чел.
г) 500 тыс. чел 4. Как назывался договор по которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Великобритании
а) Эрфуртский 1808 г.
б) Шенбрунский 1809г.
в) Тильзитский 1807 г.
г) Гюлистанский 1813 г. 5. В начале 1812 года русская армия была разделена на 3 группы, далеко отстоящие друг от друга. Кто командовал второй армией
а) М.И. Кутузов
б) П.И. Багратион
в) Н.Н. Раевский
г) Александр I 6. Отметьте причины войны 1812 года (найдите несколько правильных ответов) А) нарушение Россией континентальной блокады Англии
Б) Антирусское восстание в Польше
В) Агрессивная политика Наполеона
Г) Агрессивная политика АлександраI
Д) Разногласия России и Франции на Ближнем Востоке
Е) Таможенная война России и Франции
Ж) Твердое решение Александра I восстановить династию Бурбонов
З) Невыгодность для России Тильзитского мира
7. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на 3 далеко отстоящие друг от друга армии. Кто командовал третьей армией?
а) А.П. Тормасов
б) непосредственно Александр 1
в) М.И. Кутузов
г) М.Б. Барклай де Толли 8. Какие из названных сражений относятся к истории Отечественной войны 1812 г.? а) оборона Шипки б) сражение под Малоярославцем в) сражение у села Красное г) сражение при Кагуле д) осада Очакова е) сражение при Березине Укажите верный ответ: 1АГД
2. ВДЕ
3. БВЕ
4. АБД
9. Это сражение состоялось под городом, неофициальное название которого – “Ворота Москвы”. В ходе двухдневных сражений французы потеряли здесь около 20 тысяч солдат и офицеров. После отхода армии от стен этого города из него же ушло и все гражданское население. Назовите город.
А) Вильно
Б) Смоленск
В) Малоярославец
Г) Бородино 10. Кому из полководцев русской армии А.С. Пушкин посвятил эти строки:
О вождь несчастливый!..
Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой,
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имене твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою. а) М.Б. Барклай-де-Толли
б) А.П. Тормасов
в) П.И. Багратион
г) М.И. Кутузов 11. В начале войны 1812 года французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было ее срочно пополнить. Как Александр 1 разрешил эту проблему
А) царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение
Б) была введена всеобщая воинская повинность
В) по всей стране было объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.
Г) обратился за помощью к союзникам 12. Денису Давыдову принадлежит каламбур «Приехал Кутузов, бить французов!»
Когда и после какого события родилась данная фраза?
А) 26 августа 1812 года во время Бородинского сражения
Б) 17 августа 1812 года, когда Кутузов прибывает, в ставку главнокомандующего русской армии в Царево-Займище
В) 8 августа 1812 года, после назначения Кутузова главнокомандующим русской армией
Г) 6 августа 1812 года, после отступления из под Смоленска 13. Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) Бородинская битва
Б) Соединение 1-й и 2-й русских армий под Смоленском
В) Сражение под Малоярославцем
Г) Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим
Д) Совет при Филях
14. Из журнала военных действий 1 сентября 1812 г.
«Фельдмаршал, предоставляя военному совету положение армии, просил мнения каждых из членов, задав следующие вопросы: ожидать ли неприятеля в позиции и дать ему сражение или сдать оному столицу без сражения?» О каком событии идет речь?__________ (ответ - совет в Филях ) 15. Французская армия смогла вторгнуться далеко вглубь российской территории, так как
а) это соответствовало планам российского командования
б) армия Наполеона была хорошо подготовлена к вторжению
в) русские войска плохо сражались
г) население России приветствовало ее прохождение по российской территории 16. Назовите дату Бородинского сражения
а) 22 сентября 1812 года
б) 14 декабря 1812м года
в) 26 августа 1812 года
г) 19 августа 1812 года 17. Какой генерал возглавлял русскую артиллерию во время войны 1812 года и геройски погиб на Бородинском поле
а) П.И. Багратион
б) А.И. Кутайсов
в) М.И. Платов
г) Н.Н. Раевский 18. У какой деревни произошло сражение накануне Бородинской битвы
А) Шевардино
Б) Тарутино
В) Семеновское
Г) Царево-Займище 19. Русский генерал, водивший в атаку против французов своих сыновей (в том числе 11-летнего), чтобы поднять боевой дух солдат –
а) Н.Н. Раевский;
б) А.П. Ермолов;
в) М.И. Кутузов;
г) М.М. Сперанский. 20. О каком событии очевидцы писали:
С. Селивановский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей...Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчезла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал последние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель…. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, составил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, ускорив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец».
Е. Лабом: «Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».
А) Битва под Смоленском
Б) Бородинская битва
В) Бой под Малоярославцем
Г) Бой под Тарутиным
21. Назовите день вступления Наполеона в оставленную русской армией Москву
а) 2 сентября 1812 г.
б) 15 августа 1812 г.
в) 7 ноября 1812 г.
г) 27 августа 1812 г 22. В чем заключался основной замысел М.И. Кутузова, когда он решил оставить Москву в 1812 году
а) навязать французам зимнюю компанию
б) спасти остальные города России от разгрома
в) сохранить русскую армию
г) заключить договор с Наполеоном на выгодных для России условиях 23. Что предпринял Наполеон, вступив в Москву в 1812 году
а) предложил Александру I перемирие
б) стал готовиться к походу вглубь России
в) капитулировал
г) приказал поджечь город 24. Историк Е.В. Тарле в своей знаменитой книге «Наполеон» пишет
«В один голос все, кто к нему подъезжал и с ним говорил, передают, что они просто не узнавали императора. Угрюмый, молчаливый, глядя на горы трупов людей и лошадей, он не отвечал на настоятельнейшие вопросы, на которые кроме него никто не мог ответить. Его впервые наблюдали в состоянии какой-то мрачной апатии и как-будто нерешительности». Какое событие так повлияло на Наполеона?
А) пожар в Москве
Б) переправа через Березину
В) Бородинская битва
Д) известия о поражении французской армии в Испании 25. Значение Бородинского сражения заключается в
а) крушении планов Наполеона
б) невозможности дальнейшего наступления войск Наполеона
в) капитуляции русских войск
г) прекращении народного сопротивления захватчикам 26. Архип Семенов, Герасим Курин, Василиса Кожина, Никита Минченков. Что объединяет эти имена
а) это крестьяне, пожертвовавшие сои сбережения на организацию ополчения
б) крестьяне, впервые получившие государственные награды от царя
в) руководители крестьянского восстания против «военных поселений»
г) руководители партизанских отрядов во время Отечественной войны 27. Где находилась русская армия М.И. Кутузова во время оккупации Москвы французами
а) в Калуге
б) под Смоленском
в) у Тарутино
г) в Туле 28 Восстановите хронологическую последовательность
А) переправа через Березину
Б) гибель П.И. Багратиона
В) начало отступления Наполеона по старой Смоленской дороге
Г) пожар в Москве
Д) Тарутинский маневр
29. А.П. Ермолов, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров. Что объединяет эти имена?
А) это участники Отечественной войны 1812 года
А) представители России на конгрессах Священного союза
В) добровольцы испанской революции 20-х годов XIX века
Д) основатели первых тайных обществ 30. Последствием введения войск Наполеона в Москву было
а) разложение французской армии
б) подъем патриотического духа москвичей
в) подписание договора о капитуляции русских войск
г) пожары в Москве 31. Наполеон принял решение оставить Москву и отступить на Запад по Калужской дороге, так как:
а) он стал понимать, что война проиграна
б) он хотел прорваться к русским военным и продовольственным базам в Туле и Калуге
в) его войска больше не могли сдерживать сопротивление москвичей
г) он решил после Москвы занять Санкт-Петербург
32. Уходя из Москвы французы заложили взрывчатку в основание этого храма и только доблесть горожан и проливной дождь не позволили французам осуществить свой варварский план. Как называется этот храм, являющийся и поныне визитной карточной Москвы?
А) Храм Христа Спасителя
Б) Успенский собор
В) Архангельский собор
Г) Собор Василия Блаженного
33. После ухода из Москвы Наполеон решил выйти в южные хлебные и промышленные районы. Но русские армии дали сражение в районе города … (он восемь раз переходил из рук в руки) и французы вынуждены были вернуться на старую смоленскую дорогу. У какого города произошла битва.
а) под Малоярославцем
б) под Можайском
в) под Смоленском
г) под Витебском 34. Кому просвещено стихотворение К.Ф. Рылеева
«Вкушает враг беспечный сон;
Но мы не спим, мы надзираем –
И вдруг на стан со всех сторон,
Как снег внезапный налетаем…
Свершив набег, мы в лес густой
С добычей вражеской уходим
И там за чашей круговой
Минуты отдыха проводим…» А) гусарам
Б) казакам
В) партизанам
Г) кавалергардам 35. Определите дату письма М.И.Кутузова жене:
«Я, слава Богу, здоров, мой друг, и все мы гонимся за неприятелем, так же как от Москвы до Смоленска, и мертвыми они теряют еще более прежнего; так что на одной ве6рсте от столба до столба сочли неубитыми 117 тел… Эти дни морозы, здесь 22 градуса, и солдаты все переносят без ропота, говоря: «французам хуже нашего, они иногда не смеют и огня разводить; пускай дохнут»
А) 7 января 1813 года
Б) 26 ноября 1812 года
В) 6 октября 1812 года
Г) 9 сентября 1812 года 36. О каком герое-партизане писал в своем стихотворении Ф. Глинка
«Героям древности он благородством равен,
Душой прямой россиянин,
О нем вещал бы нам и предок-славянин:
«Се – славен!»» А) Д. Давыдов
Б) Г. Курин
В) Фингер
Г) Сеславин 37. Обратная дорога для французов оказалась намного страшнее, чем дорога на Москву. Во время переправы через реку… в декабре 1812 года французы потеряли более 30 тысяч человек. Назовите ее.
А) Неман
Б) Березина
В) Днепр
Г) Припять 38. Когда Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны
а) 6 января 1813 года
б) 31 декабря 1812 года
в) 9 сентября 1815 года
г) 25 декабря 1812 года
39. Где находится монумент в память о «битве народов»? На нем начертано: «На сем месте российское воинство, укрепясь, спасло Россию и Европу».
а) в Лейпциге;
б) в Ватерлоо;
в) в Париже;
г) в Лондоне. 40. Причиной победы русских в войне с Наполеоном не было
а) развернувшееся в стране партизанское движение
б) то, что русские войска имели больший опыт ведения войны, чем наполеоновская армия
в) русская армия и ополченцы совершали чудеса героизма
г) то, что в русской армии были такие великие полководцы, как Кутузов, Барклай де Толли, Багратион и другие
41. Что стало одним из итогов победы над Наполеоном
а) падение монархии в Пруссии
б) восстановлении династии Бурбонов во Франции
в) реставрация монархии в Англии.
Г) отмена крепостного права в России 42 Значением и последствиями Отечественной войны 1812 г. было то, что она не:
а) предрешила окончательное крушение Наполеона Бонапарта
б) способствовала формированию русского национального самосознания
в) заставила просвещенных русских людей задуматься о судьбе, о будущем развитии России
г) вызвала расцвет русской литературы и искусства
д) законсервировала социально-экономические отношения, отсрочила отмену крепостного права
е) усилила прогрессивные, реформаторские силы в правительстве
ж) усилила консервативные и реакционные силы в правительстве 43. Как во Франции называли Отечественную войну 1812 года
А) Зимняя война
Б) Московская компания
В) Польская война
Г) Русская кампания 1812 года 44. Английский художник, получивший заказ на изготовление портретов русских генералов, героев войны 1812 года для Военной галереи Зимнего дворца
А) Д. Доу
Б) Д. Констебл
В) Т. Лоренс
Г) Т. Гейнсборо 45. «Москве, измученной от зол и страха, Монарх прислал в утеху ____________, Чтоб излечить её от лютых ран, Которые нанес ей злой тиран».
Назовите имя человека, руководившего восстановлением Москвы и Московской губернии, пострадавших после войны. 46. Портрет этого героя войны 1812 года появился в Военной галерее только в 1903 году, потому, что памяти о государственных преступниках не место во дворце. Назовите имя этого человека.
А) А.Д. Балашов
Б) П.П. Турчанинов
В) А.П. Великопольский
Г) С.Г. Волконский 47. Этот известный русский композитор посвятил войне 1812 года «Торжественную увертюру «1812 год», с оркестровое произведение, в исполнении участвуют хор, колокола, в финале предусмотрены пушечные залпы.
А) Н.А. Римский-Корсаков
Б) А.П. Бородин
В) П.И. Чайковский
Г) М.И. Глинка 48. Художник-баталист, в 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»
А) В.В. Верещагин
Б) И.И. Шишкин
В) И.Е. Репин
Г) М.А. Врубель 49. Какой праздник до 1917 года был одновременно и религиозным, и национальным Днем победы:
А) Пасха
Б) Троица
В) Рождество
Г) Крещение 50. Перечислите архитектурные памятники, воздвигнутые в память о победе в войне 1812 года:
А) Храм Христа Спасителя
Б) Успенский собор
В) Архангельский собор
Г) Собор Василия Блаженного
Д) Ансамбль Дворцовой площади
Е) Бородинская панорама Ответы:
1
| Г
| 11
| А
| 21
| А
| 31
| Б
| 41
| Б
| 2
| Б
| 12
| Б
| 22
| В
| 32
| Г
| 42
| Ж
| 3
| А
| 13
| БГАДВ
| 23
| А
| 33
| А
| 43
| Г
| 4
| В
| 14
| Совет в Филях
| 24
| В
| 34
| В
| 44
| А
| 5
| Б
| 15
| А
| 25
| А
| 35
| Б
| 45
| К.Ф. Модерах
| 6
| АВЕЗ
| 16
| В
| 26
| Г
| 36
| Г
| 46
| Г
| 7
| А
| 17
| Б
| 27
| В
| 37
| Б
| 47
| В
| 8
| БВЕ
| 18
| А
| 28
| БДГВА
| 38
| Г
| 48
| А
| 9
| Б
| 19
| А
| 29
| А
| 39
| А
| 49
| В
| 10
| А
| 20
| Б
| 30
| Г
| 40
| Б
| 50
| А, Д
|
Дополнительное задание:
Учащимся предлагается самостоятельно составить подборку тестовых вопросов посвященных быту и нравам различных слоев российского общества первой четверти XIX века, уделяя особое внимание социокультурному влиянию событий Отечественной войны на повседневную жизнь.
Эти вопросы можно впоследствии использовать во втором- третьем туре олимпиады, в части «Дуэль» Тест № 2 (открытый тест) Рекомендуется использовать в отборочном туре олимпиады на уровне образовательного учреждения - района-города или в качестве второго этапа интеллектуальных игр типа «Своя игра», «Брейн-ринг», «Умники и умницы» и т.д.
Задача – за единицу времени правильно ответить на максимально большее количество вопросов.
Форма проведения – устная, индивидуальная. Армия:
В начале войны 1812 года пост главнокомандующего армии занимал (Александр I)
Армию Наполеона называли тогда (Великой армией)
Пост военного министра в начале войны 1812 года занимал (Барклай де Толли)
Вооруженные отряды гражданского населения, формировавшиеся в случае особой опасности. (ополчение)
Конница, конное войско. (кавалерия)
Пехота в данное время называлась (инфантерия)
Боец легкой кавалерии, представитель вольной военной общины с особым самоуправлением. (казак)
Офицер, состоящий при начальнике для различных поручений. Д. Давыдов занимал эту должность у Багратиона. (адъютант)
Отборная, привилегированная часть российских войск (гвардия)
Солдат или офицер отборных (по высокому росту) пехотных им кавалерийских частей и подразделений. (гренадер)
Возглавил первый партизанский отряд в составе 50 гусар и 80 казаков (Денис Давыдов)
Воин или офицер легкой кавалерии в России (гусар)
Легкий пехотинец или кавалерист, солдаты набирались из лучших стрелков и в боевых условиях действовали в рассыпную (егерь)
Воин тяжелой кавалерии, имеющий кирасу (панцирь из двух металлических пластин), каску, палаш и пистолет (кирасир)
Личная охрана императора и почетное наименование отборных воинских частей. (лейб-гвардия)
Высший генеральский чин в русской армии. (фельдмаршал)
Воин или офицер кавалерии, способный воевать и в пешем строю (драгун)
Рядовой артиллерии, пушкарь (канонир)
Солдат или офицер тяжелого кавалерийского привилегированного полка в русской гвардии. (кавалергард)
Член народного вооружённого отряда, самостоятельно действующего в тылу врага. (партизан)
Какой род русских войск французы называли «амурами», так как те использовали лук и стрелы (башкирских конников)
Герои:
Крепостной, возглавивший отряд партизан в Московской губернии во время Отечественной войны 1812 г.(Герасим Курин)
Отважная крестьянка Сычевского уезда Смоленской губернии, участница партизанского движения.(Василиса Кожина)
Автор автобиографической книги «Записки кавалерист – девицы» (Надежда Дурова)
Во время Бородинского сражения предпринял смелую атаку в тыл французов атаман (Матвей Платов)
По инициативе Д.В. Давыдова в 1839 г. на Бородинское поле был перенесен и захоронен на батарее Раевского прах …( Багратиона)
По отзывам современников «отличался мужеством, граничившим с бравадой», герой войны, смертельно раненный П.Г. Каховским 14 декабря 1825 г. …(М.А. Милорадович)
Он был самым юным генералом в русской армии. Этот высокий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он командовал всей артиллерией на Бородинском поле, где и убит. (Александр Иванович Кутайсов)
Значительную роль в Бородинском сражении сыграл рейд русской кавалерии в тыл французам, которой командовал генерал (Уваров)
Кто командовал второй русской армией на границе (Багратион)
Кто командовал южным соединением русской армии, прикрывавшей путь на Киев (А.П. Тормасов)
Кто писал о себе: «...Еще ни один полководец ни в одной армии не находился в таком крайне неприятном положении, как я. Каждая из обеих соединенных армий имела своего особого главнокомандующего, которые облечены были полномочиями, вполне соответствующими таковому положению. Каждый из них имел право распоряжаться по собственному усмотрению вверенною ему армией. Правда, я имел в качестве военного министра право отдавать приказы, но я не решился воспользоваться этим правом...» (М.Б. Барклай-де-Толли)
Определить о каком человеке идет речь. Один из адъютантов ,,,,,,,,, прошедщий рядом с ним всю войну, майор Владимир Иванович Левенштерн писал: «Я работал день и ночь, чтобы оправдать доверие ________ и вполне заслужил его. … Да и мог ли я поступить иначе? Этот неутомимый, деятельный человек также никогда не отдыхал; работая постоянно, даже ночью, он поручал мне редактировать его мысли, излагать их и курьеры немедленно везли написанное к его величеству. Никто не подозревал, как мы были деятельны по ночам, ибо на следующее утро _______ был первый на лошади, присутствуя при выступлении различных корпусов из лагеря и буквально обучая их тому, как надобно поступать , чтобы избежать тесноты, путаницы и замешательства…» (М.Б. Барклай-де-Толли)
О ком писал Федор Глинка. Этому русскому генералу пленные французы кричали «Да здравствует храбрый генерал …», «вероятно за то, что он, сострадая об них по человечеству, дает последний свой запас и деньги пленным» (Милорадович)
Кого Наполеон называл «Северным лисом» и кто, узнав, об этом прозвище пообещал всеми силами оправдать его. (М.И. Кутузов)
Исторические фразы:
Еще до нападения Наполеона на Россию, когда только обсуждалась такая возможность, русский император Александр I сказал, что: “Если Наполеон вторгнется в Россию, я устрою ему вторую Испанию”. Что он имел в виду? (тактику партизанской войны)
О каком событии Александр I говорил «Общество желало его назначения, и я его назначил, саж же я умываю руки» (о назначении Кутузова главнокомандующим)
О каком событии с грустью говорил Кутузов: «Ключ к Москве взят» (об отступлении русской армии из под Смоленска)
После какого события Кутузов сказал: «Что бы не случилось я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией» (совет в Филях)
Кому принадлежат слова «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ни чьих вкусов и правил… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие»? (Лев Толстой «Война и мир»)
“Редутом смерти”, “могилой французской кавалерии”, “вулканом в центре русской армии” французы в ходе Бородинского боя называли (Батарея Раевского)
Кому принадлежат слова «я не обнажу шпаги первым, но я вложу ее в ножны не иначе, как последним»? (Александру I)
Закончите фразу Наполеона «Если я возьму Киев - я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург - я возьму Россию за голову, если я возьму Москву - я поражу ее в самое ______» (сердце)
Кто 4 октября 1812 года сказал следующее своему послу : “Мне нужен мир, он мне нужен абсолютно, во что бы то ни стало, спасите только честь”. (Наполеон)
После какое события Кутузов произнес: “С сей минуты Россия спасена!”. (отступление Наполеона из Москвы)
Генерал А.П. Ермолов сказал об одном историческом событии: “Французская армия расшиблась о русскую армию”. О чем идет речь? (Бородинская битва)
В ответ на какое предложение Кутузов заявил: "Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого либо соглашения, потому что таково теперешнее настроение моего народа" (мирные переговоры с Наполеоном после его вступления в Москву)
Кому принадлежат слова: «Тот генерал, который сохранил еще резерв – непобежден…» (Кутузов)
Кто сказал накануне Бородинской битвы «Шахматы расставлены, господа. Игра начнется завтра» (Наполеон)
Кому принадлежат слова: «Стыдно носить мундир. Я не понимаю ваших маневров. Мой маневр – искать неприятеля и бить его» (Багратион)
Глазами очевидца:
Очевидец писал об этом так: “Море огня разлилось по всем частям города. Пламя, волнуемое ветром, совершенно походило на морские волны, вздымаемые бурей. Горели магазины, жилые дома, госпитали, в которых находились русские раненые, церкви, где укрывались жители от грабителей…” Что описано в приведенном отрывке? (Московский пожар)
О какой битве пишет Ф. Глинка «5 числа с ранней зари до позднего вечера продолжалось сражение под стенами, на стенах и за стенами ______. Толпы жителей бежали из огня, полку русских шли в огонь; одни спасали жизнь, другие несли ее на жертву» (оборона Смоленска)
О каком этапе войны писал историк: «С этого момента началась погоня за миражом, за исчезающей каждый день надеждой заставить основные силы русских дать генеральное сражение…» (отступление русской армии от границы)
О чем писал Багратион «Смоленская губерния весьма хорошо показывает патриотизм, мужики здешние бьют французов как свиней, где только попадаются в малых командах» (начало партизанской войны)
О ком писал Сегюр: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными». (Кутузов)
О чем писал очевидец «..Дома, хотя большею частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание! - молчание, нагоняющее страх. (вступление Наполеоновской армии в Москву)
О чем писал Кутузов “Глубокая печаль была на лицах воинов, и казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему причиненную”. (отступление русской армии из Москвы).
Какое событие привело Д. Давыдова к следующим выводам: «Тогда, я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но и приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным». (Крестьянские партизанские отряды не разбирались в армейской форме и знаках отличия воюющих сторон и нападали на все «чужеземно одетые» отряды, в т.ч. и на отряд Д.Давыдова).
О каком городе писал французский офицер: «Этот город русских считался у иностранцев главным базисом всего государства, и на него были обращены с надеждой все взоры французской армии, и теперь этот город представлял из себя лишь огромный костер, покрытый трупами и ранеными». (Смоленск)
О каком этапе войны писал Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки». (июнь 1812 года – наступление французской армии)
О каком событии писал очевидец: «Наездники со своими конями, оставались вмерзшими в лед как статуи» (переправа французской армии через Березину.)
События:
Рескрипт Александра I к смоленскому епископу Иренею (июль 1812 г.) узаконил (партизанскую войну)
Первый удар французская армия в Бородинской битве нанесла по земляным укреплениям в деревне Семеновское. Под каким названием вошли эти позиции в историю Бородинского сражения. (Багратионовы флеши)
Первый бой с французами на подходах к Бородину произошел у деревни (Шевардино)
Окончание Отечественной войны 1812 года обычно связывают с большим православным праздником. Каким именно? (Рождество)
На первом этапе войны русская армия отступала. Но ей удалось соединить свои разрозненные части в районе … (Смоленска)
Где Кутузов принял командование объединенными русскими армиями? (Царево-Займище)
Назовите главного противника назначения Кутузова главнокомандующим русскими войсками в 1812 году? (Александр I)
В этой деревне на военном совете было принято решение о сдаче Москвы. Назовите название? (Фили)
В имении графа Беннигсена, недалеко от Вильно, 11 июля 1812 года состоялся бал, на котором присутствовал император Александр I. Интересно, что перед самым началом бала императору передали срочную депешу. Бегло ознакомившись с ее содержанием, Александр I произнес: “Я этого ожидал, но все-таки бал состоится”. Какую новость русский император сообщил всем присутствующим после бала, огласив содержание упомянутой депеши? (начало войны)
По какой дороге французы отступали из Москвы (Старой Смоленской)
После каких событий Наполеон заявил: «Этот дьявол Кутузов не получит от меня новой битвы» (после битвы под Малоярославцем)
Когда Кутузов докладывал царю «Война окончилась за полным истреблением неприятеля». (декабрь 1812 года, после переправы французов через Березину)
В ноябре 1812 года в ходе трёхдневного Наполеон потерял здесь около трети своей армии. (сражение под Красным)
Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над Наполеоновской Францией (Венский конгресс)
Кто возглавлял российскую делегацию на конгрессе в Вене в 1814 году ( царь Александр 1)
Какая территория была присоединена к России после войны с Наполеоном (большая часть герцогства Варшавского)
Какое сражение, против Наполеона произошедшее в 1813 году назвали битвой народов (сражение под Лейпцигом)
В ходе, какой битвы Наполеон потерпел окончательное поражение (Ватерлоо)
Кто в марте 1814 года заставил Наполеона отречься от престола и отправиться на остров Эльбу (Александр 1)
Куда Наполеон был сослан по решению Венского конгресса (о-в Святой Елены)
Какой храм был построен в Москве на всенародные пожертвования в память победы в войне 1812 года. (Храм Христа Спасителя).
Дополнительное задание:
Учащимся предлагается составить учебную презентацию, видеоролик или подборку иллюстраций по темам: «Люди 1812 года», «Мундир и оружие», «Вооруженные силы воюющих сторон», «Знаковые события 1812 года», «Враги и союзники» и т.д.
Конкурс на лучшую работу может стать частью второго-третьего тура олимпиады.
|
|
|