Главная страница

Методические рекомендации для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине: «Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»



Скачать 86.91 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине: «Математика» по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»
Дата29.02.2016
Размер86.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «КАЛАШНИКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине: «Математика»

по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»

по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Разработала: Егорова Наталья Юрьевна

преподаватель математики


Калашниково

2015 г.

Одобрено:

Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № _от «__»__________2014 г.

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения»


Председатель комиссии: ___________ А.А. Болдина

Утверждаю: Заместитель директора по УВР:_________ С.Б. Сергеев

Автор: Егорова Н.Ю. – преподаватель ГБПОУ «Калашниковский колледж»
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения».

Методическая разработка является собственностью Калашниковского колледжа. Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку по адресу:

171205, Тверская область, п. Калашниково, ул. Ленина, д. 51

Калашниковский колледж тел: 8 (48261) 3-34-51
Пояснительная записка

Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».

В данной работе представлены рекомендации по организации изучения теории по темам «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел».

Изучаемые в разделе стереометрия темы «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел» могут быть скомпанованы по другому и изучены путём проведения научно-исследовательской работы.

В данных рекомендациях не рассматривается раздел «Решение задач на вычисление площади и объёма». Этот раздел отрабатывается после изучения теории.

Научно-исследовательская работа по дисциплине «Математика»

по теме

«Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»

Научно- исследовательская работа студентов проводится с целью:

  1. Систематизации   и   закрепления   полученных   теоретических знаний студентов;

  2. Углубления и расширения теоретических знаний;

  3. Развития     познавательных    способностей     и     активности     студентов: самостоятельности,    ответственности    и    организованности,    творческой инициативы;

  4. Формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

  5. Формирование навыков практической деятельности, умения принимать решения в нестандартной ситуации.

В процессе выполнения НИР студенты получают:

- практические умения и навыки:

  1. Проведение измерительных работ (измерение длины, ширины, высоты, апофемы, радиуса, диаметра);

  2. Выбор и использование измерительных инструментов;

  3. Решение практических задач по вычислению площадей, объёмов многогранников и тел вращения.

  4. Изготовление моделей тел из проволоки, бумаги и других материалов по заданным условиям.

  5. Проведение расчётов с использованием микрокалькулятора, компьютера;

  6. Выполнение чертежей;

  7. Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.

- учебные умения:

  1. Работать с учебниками, другой учебной литературой, справочными таблицами, формулами;

  2. Измерять, обозначать, превращать одни единицы измерений в другие, округлять числа, производить расчёты,   сравнивать,   исследовать,   анализировать;

  3. Выбирать необходимые формулы, самостоятельно составлять формулы;

  4. Проводить самостоятельно поиск необходимой информации;

  5. Выполнять чертежи моделей, показывать на чертежах основные элементы измерений.

- специальные учебные умения:

  1. Осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;

  2. Умения работать с информацией (изучать, систематизировать);

  3. Выполнять чертежи с помощью специальных программ на компьютере;

  4. Разбивать плоскую фигуру на части с целью вычисления площади по частям;

  5. Представлять решение задачи с помощью чертежей, представлять расчёты в электронном виде;

  6. Проводить защиту работы в виде презентации.

Основные этапы НИР:

Первый этап.

  • Студенты самостоятельно знакомятся с одним многогранником или телом вращения;

  • изучают свойства этого тела, учатся делать чертёж, обозначать основные элементы, производить замеры, применяя необходимые инструменты и действия;

  • повторяют тему «Площади плоских фигур»;

  • разбирают вопросы вычисления площади поверхности (площади основания, боковой поверхности, полной поверхности);

  • учатся вычислять объём данного тела теоретически (знакомство с формулами, вывод формул, теоремы, и др.);

  • вычисляют объём практически, на конкретной модели.

Второй этап.

  • Составление конспекта по теории вопроса.

  • Запись формул. Вычисления, расчёты. Оформление письменной части.

  • Подготовка электронной версии и презентации (для первого изученного тела)

Третий этап. Изготовление из бумаги, проволоки или др. материалов модели данного вида, но с определёнными условиями. Представление модели, её чертежа.

Далее студент берёт для изучения другой вид многогранника или тела вращения и снова проходит три основных этапа работы. В таком порядке происходит изучение всех видов тел: призмы (и её видов), пирамиды (и её видов), цилиндра, конуса, шара (сферы).

Заключительный этап: Используя презентацию, лабораторные модели, выполненные чертежи, студент докладывает:

  • Как называется данная модель;

  • Показывает её основные элементы, объясняет, как и каким инструментом он произвёл замеры;

  • По каким формулам вычислял площадь поверхности, объём лабораторной модели.

  • Объясняет и показывает на своей модели, что изменится, если будут заданы особые дополнительные условия.

На выполнение этой НИР преподаватель отводит столько часов, сколько отводится по программе на изучение всех вышеперечисленных тем в совокупности. (Т.Е материал изучается не по отдельным темам, а комплексно).

Виды заданий для НИР:

НИР представляет собой вид деловой игры. Основные роли: преподаватель - заказчик, студент – работник строительной фирмы, которая производит закупки стройматериалов для кровли и для отделки стен и пола. Задача студента вычислить количество необходимых стройматериалов и их стоимость для выполнения ремонтных работ.

Студент получает от «заказчика» модели многогранников: по одному от каждого вида (призма, пирамида, наклонная призма, усечённая пирамида, правильная призма, правильная пирамида, цилиндр, шар). Представляем, что это модели строительных объектов. Студент должен вычислить S-площадь крыши, вычислить S стен и S-пола и V- объём помещения. Принимая работу от студента – заказчик должен получить полный набор выполненных услуг. Студент должен показать:

  1. Как и какими инструментами производились замеры, точность вычислений.

  2. Показать на моделях основные элементы измерений;

  3. Выполненные чертежи многогранников и тел вращения;

  4. Представить расчёты проведённых вычислений и обоснованность выбранных формул.

  5. Работу представить в электронном виде.

Формы внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.

  2. Исследовательская работа.

  3. Защита исследовательской работы, которая осуществляется на занятиях по математике.

Критерии оценки результатов внеаудиторной НИР студентов:

  1. Уровень освоения студентом учебного материала.

  2. Умение студента использовать  теоретические знания.

  3. Умение студента выполнять графическую работу.

  4. Умение студента производить измерения, расчёты и вычисления.

  5. Обоснованность и четкость изложения ответа.

  6. Оформление материала в соответствии с требованиями.

  7. Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.

Актуальность работы.

Изучение стереометрии имеет прикладную направленность и обеспечивается применением наглядности на всех этапах учебного процесса, постоянным обращением к опыту учащихся. Важными в практическом плане являются умения изображать известные геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей.

При изучении стереометрии учащиеся приобретают систематические сведения об основных видах пространственных тел и их свойствах, знакомятся с теоретическим обоснованием методов изображения пространственных тел на плоскости, овладевают умениями вычислять значения геометрических величин.

В результате изучения курса стереометрии все учащиеся должны овладеть следующими умениями (обязательный минимум):

  1. Изображать пространственные геометрические тела, указанные в условиях задач и теорем, и выделять известные тела на чертежах и моделях;

  2. Решать типичные задачи на вычисление и доказательство, опираясь на полученные теоретические сведения;

  3. Проводить доказательные рассуждения в ходе решения типичных задач, используя теоретические сведения, полученные при изучении планиметрии и стереометрии;

  4. Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), применять изученные в курсах планиметрии и стереометрии формулы и теоремы;

  5. Применять аппарат алгебры, начал анализа и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;

Изучение данной темы даёт возможность прочувствовать всю красоту геометрии: это и связь с другими дисциплинами, и возможность применения ее в повседневной жизни, и разнообразие геометрических фигур, и интереснейшая история ее развития и многое другое.

В процессе практической деятельности возрастает степень понимания учебного материала. Студент, проделывая данную работу, обдумывает каждое свое действие, усваивая при этом теоретический материал, связанный с выполняемым заданием. Также практическая деятельность способствует выполнению воспитательной и развивающей функций: учащиеся внимательнее относятся к выполнению заданий, развивается ответственность за свои действия, самостоятельность, аккуратность. Активизация практической деятельности позволит не только заинтересовать учащихся, но и проявить себя с лучшей стороны. Достижение хороших результатов поднимает и самооценку студентов, появляется стремление к совершенствованию своих умений и навыков, что предполагает: положительную мотивационную активность; направленность и целеустремленность; высокий уровень интеллектуального развития; оригинальное мышление; развитие воображения и фантазии, самостоятельности и способности самооценки. Практическая деятельность помогает развивать познавательные интересы учащихся.