МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «КАЛАШНИКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения научно-исследовательской работы по дисциплине: «Математика»
по теме «Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»
по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»
Разработала: Егорова Наталья Юрьевна
преподаватель математики
Калашниково
2015 г.
Одобрено:
Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин Протокол № _от «__»__________2014 г.
| Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения»
|
Председатель комиссии: ___________ А.А. Болдина
Утверждаю: Заместитель директора по УВР:_________ С.Б. Сергеев
Автор: Егорова Н.Ю. – преподаватель ГБПОУ «Калашниковский колледж» Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения».
Методическая разработка является собственностью Калашниковского колледжа. Для использования, размножения и переработки необходимо подать заявку по адресу:
171205, Тверская область, п. Калашниково, ул. Ленина, д. 51
Калашниковский колледж тел: 8 (48261) 3-34-51 Пояснительная записка
Методическая разработка для организации научно- исследовательской работы (далее НИР) по дисциплине « Математика» предназначена для студентов первого курса по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения».
В данной работе представлены рекомендации по организации изучения теории по темам «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел».
Изучаемые в разделе стереометрия темы «Многогранники», «Тела вращения», «Площади поверхностей тел», «Объёмы тел» могут быть скомпанованы по другому и изучены путём проведения научно-исследовательской работы.
В данных рекомендациях не рассматривается раздел «Решение задач на вычисление площади и объёма». Этот раздел отрабатывается после изучения теории.
Научно-исследовательская работа по дисциплине «Математика»
по теме
«Вычисление площадей поверхностей и объёмов многогранников и тел вращения»
Научно- исследовательская работа студентов проводится с целью:
Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;
Углубления и расширения теоретических знаний;
Развития познавательных способностей и активности студентов: самостоятельности, ответственности и организованности, творческой инициативы;
Формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Формирование навыков практической деятельности, умения принимать решения в нестандартной ситуации.
В процессе выполнения НИР студенты получают:
- практические умения и навыки:
Проведение измерительных работ (измерение длины, ширины, высоты, апофемы, радиуса, диаметра);
Выбор и использование измерительных инструментов;
Решение практических задач по вычислению площадей, объёмов многогранников и тел вращения.
Изготовление моделей тел из проволоки, бумаги и других материалов по заданным условиям.
Проведение расчётов с использованием микрокалькулятора, компьютера;
Выполнение чертежей;
Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.
- учебные умения:
Работать с учебниками, другой учебной литературой, справочными таблицами, формулами;
Измерять, обозначать, превращать одни единицы измерений в другие, округлять числа, производить расчёты, сравнивать, исследовать, анализировать;
Выбирать необходимые формулы, самостоятельно составлять формулы;
Проводить самостоятельно поиск необходимой информации;
Выполнять чертежи моделей, показывать на чертежах основные элементы измерений.
- специальные учебные умения:
Осуществлять эффективный и быстрый поиск нужной информации;
Умения работать с информацией (изучать, систематизировать);
Выполнять чертежи с помощью специальных программ на компьютере;
Разбивать плоскую фигуру на части с целью вычисления площади по частям;
Представлять решение задачи с помощью чертежей, представлять расчёты в электронном виде;
Проводить защиту работы в виде презентации.
Основные этапы НИР:
Первый этап.
Студенты самостоятельно знакомятся с одним многогранником или телом вращения;
изучают свойства этого тела, учатся делать чертёж, обозначать основные элементы, производить замеры, применяя необходимые инструменты и действия;
повторяют тему «Площади плоских фигур»;
разбирают вопросы вычисления площади поверхности (площади основания, боковой поверхности, полной поверхности);
учатся вычислять объём данного тела теоретически (знакомство с формулами, вывод формул, теоремы, и др.);
вычисляют объём практически, на конкретной модели.
Второй этап.
Составление конспекта по теории вопроса.
Запись формул. Вычисления, расчёты. Оформление письменной части.
Подготовка электронной версии и презентации (для первого изученного тела)
Третий этап. Изготовление из бумаги, проволоки или др. материалов модели данного вида, но с определёнными условиями. Представление модели, её чертежа.
Далее студент берёт для изучения другой вид многогранника или тела вращения и снова проходит три основных этапа работы. В таком порядке происходит изучение всех видов тел: призмы (и её видов), пирамиды (и её видов), цилиндра, конуса, шара (сферы).
Заключительный этап: Используя презентацию, лабораторные модели, выполненные чертежи, студент докладывает:
Как называется данная модель;
Показывает её основные элементы, объясняет, как и каким инструментом он произвёл замеры;
По каким формулам вычислял площадь поверхности, объём лабораторной модели.
Объясняет и показывает на своей модели, что изменится, если будут заданы особые дополнительные условия.
На выполнение этой НИР преподаватель отводит столько часов, сколько отводится по программе на изучение всех вышеперечисленных тем в совокупности. (Т.Е материал изучается не по отдельным темам, а комплексно).
Виды заданий для НИР:
НИР представляет собой вид деловой игры. Основные роли: преподаватель - заказчик, студент – работник строительной фирмы, которая производит закупки стройматериалов для кровли и для отделки стен и пола. Задача студента вычислить количество необходимых стройматериалов и их стоимость для выполнения ремонтных работ.
Студент получает от «заказчика» модели многогранников: по одному от каждого вида (призма, пирамида, наклонная призма, усечённая пирамида, правильная призма, правильная пирамида, цилиндр, шар). Представляем, что это модели строительных объектов. Студент должен вычислить S-площадь крыши, вычислить S стен и S-пола и V- объём помещения. Принимая работу от студента – заказчик должен получить полный набор выполненных услуг. Студент должен показать:
Как и какими инструментами производились замеры, точность вычислений.
Показать на моделях основные элементы измерений;
Выполненные чертежи многогранников и тел вращения;
Представить расчёты проведённых вычислений и обоснованность выбранных формул.
Работу представить в электронном виде.
Формы внеаудиторной самостоятельной работы:
Поиск информации в различных источниках и ее практическая обработка.
Исследовательская работа.
Защита исследовательской работы, которая осуществляется на занятиях по математике.
Критерии оценки результатов внеаудиторной НИР студентов:
Уровень освоения студентом учебного материала.
Умение студента использовать теоретические знания.
Умение студента выполнять графическую работу.
Умение студента производить измерения, расчёты и вычисления.
Обоснованность и четкость изложения ответа.
Оформление материала в соответствии с требованиями.
Умение логически излагать последовательность своих действий, убеждать слушателей в правильности своего выбора, умения отвечать на встречные и дополнительные вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Актуальность работы.
Изучение стереометрии имеет прикладную направленность и обеспечивается применением наглядности на всех этапах учебного процесса, постоянным обращением к опыту учащихся. Важными в практическом плане являются умения изображать известные геометрические тела, вычислять их объемы и площади поверхностей.
При изучении стереометрии учащиеся приобретают систематические сведения об основных видах пространственных тел и их свойствах, знакомятся с теоретическим обоснованием методов изображения пространственных тел на плоскости, овладевают умениями вычислять значения геометрических величин.
В результате изучения курса стереометрии все учащиеся должны овладеть следующими умениями (обязательный минимум):
Изображать пространственные геометрические тела, указанные в условиях задач и теорем, и выделять известные тела на чертежах и моделях;
Решать типичные задачи на вычисление и доказательство, опираясь на полученные теоретические сведения;
Проводить доказательные рассуждения в ходе решения типичных задач, используя теоретические сведения, полученные при изучении планиметрии и стереометрии;
Вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей и объемов), применять изученные в курсах планиметрии и стереометрии формулы и теоремы;
Применять аппарат алгебры, начал анализа и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;
Изучение данной темы даёт возможность прочувствовать всю красоту геометрии: это и связь с другими дисциплинами, и возможность применения ее в повседневной жизни, и разнообразие геометрических фигур, и интереснейшая история ее развития и многое другое.
В процессе практической деятельности возрастает степень понимания учебного материала. Студент, проделывая данную работу, обдумывает каждое свое действие, усваивая при этом теоретический материал, связанный с выполняемым заданием. Также практическая деятельность способствует выполнению воспитательной и развивающей функций: учащиеся внимательнее относятся к выполнению заданий, развивается ответственность за свои действия, самостоятельность, аккуратность. Активизация практической деятельности позволит не только заинтересовать учащихся, но и проявить себя с лучшей стороны. Достижение хороших результатов поднимает и самооценку студентов, появляется стремление к совершенствованию своих умений и навыков, что предполагает: положительную мотивационную активность; направленность и целеустремленность; высокий уровень интеллектуального развития; оригинальное мышление; развитие воображения и фантазии, самостоятельности и способности самооценки. Практическая деятельность помогает развивать познавательные интересы учащихся. |