Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Металлурговская средняя общеобразовательная школа»
методическая разработка
«Развитие познавательной активности на уроках математики как одно из средств адаптации и интеграции детей в современном обществе»
Выполнила:
учитель математики
Сычёва Надежда Ивановна. 2013 год
Содержание:
Теоретическая часть:
Актуальность новых педагогических и информационных технологий в системе образования.
Основные требования, предъявляемые к организации метода проектов.
Суть метода проектов.
Процедура проведения проекта.
Деятельность учителя при проведении проекта.
Практическая часть:
Практико-ориентированный проекты по теме «Школьный двор».
Заключение.
Используемая литература.
Приложения.
Метод проектов в обучении математике 1. Теоретическая часть
Что на самом деле надо делать в школьном образовании, чтобы оно всегда шло в ногу со временем?
Успех в жизни человека начинается с выявления, постановки и уточнения достойной цели в жизни, а не с выбора конкретной профессии, профиля обучения или предметных областей школьных знаний. Тем более что никто не знает, да и не может знать, какие профессии в будущем вообще или какие из них будут востребованы. Поэтому нельзя готовить людей к будущей жизни, не зная этой самой будущей жизни! Можно лишь с определенной долей вероятности сказать, что в будущем точно можно встретить огромное поле нерешенных проблем, поэтому уже сегодня необходимо уметь видеть эти нерешенные задачи, т.е. выбирать в дальнейшем из них «свою» задачу в виде достойной цели в жизни, к которой впоследствии стремиться.
Но для достижения успеха в жизни хоть и важно уметь выбирать и иметь достойную цель в ней, необходимо еще и знать, как ее достигнуть. Что и как надо сделать, чтобы новое и никем не достигнутое ещё при жизни было реализовано на практике, чтобы мечта детства постепенно превращалась в цепочку последовательно решаемых задач и чтобы, пройдя через все это, личность могла свою мечту превратить в реальность, от которой весь мир в конечном итоге станет совершенней.
В этом мы видим великий смысл человеческого бытия, возможность превращения каждого человека в творца не только своей собственной судьбы, что на самом деле уже очень важно, но и активного преобразователя совершенствуемой материальной и духовной культуры.
Целью воспитательной работы нашей школы является свободное развитие личности, создание условий для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого учащегося.
В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования в нашей школе, особую значимость приобрела задача развития критического и творческого мышления ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирования умения самостоятельно конструировать свои знания. Возникла новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний. Металлурговская школа выбирает направление – изучение личности. Решение этой проблемы вызвало необходимость применение новых педагогических подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности школьника через активные способы действия.
Напомним, в чем суть метода проекта.
Приложение 1 (комплексный характер метода проектов) На экране мы видим комплексный характер метода проектов: поскольку его реализация, в свою очередь, предполагает использование совокупности других проблемных методов: обучение в малых группах сотрудничества, «мозговые атаки», дискуссий, ролевые игры проблемной направленности, рефлексии. Вот что собой представляет учебная проектная деятельность с точки зрения дидактики. Для чего нам нужен метод проектов в системе образования?
Прежде всего, для того, чтобы ---- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией;
---- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
----- принимать самостоятельные аргументированные решения;
----- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под контролем учителя) образовательного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего практическую значимость.
Любой проект ориентирован на решение конкретной проблемы и рассчитан на определенного потребителя. В процессы работы учащиеся вовлекаются в так называемую проектную деятельность, направленную на освоение профессионального опыта проектировщиков, конструкторов, дизайнеров и т.д. и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями.
Перечислим основные требования, предъявляемые к организации учебного проекта.
Проект создается по инициативе учащихся и должен быть значимым для них и для их ближайшего окружения.
Решаемая с его помощью проблема и предполагаемые результаты должны иметь практическое (возможно и теоретическое) значение.
Работа учащихся над проектом является самостоятельной и носит исследовательский характер.
Проект планируется и разрабатывается заранее, исходя из конкретных целей и задач, при этом допускается изменения в процессе своего осуществления.
Как правило, учебный проект предполагает коллективную форму деятельности. Одна из его основных задач – осуществление межпредметных связей и создание некоторого общеобразовательного продукта в процессе взаимодействия учащихся друг с другом и с учителем. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения обозначенной проблемы и способа презентации проекта, распределение ролей и обязанностей между его участниками – все это осуществляется в процессе коллективного обсуждения. Итак, метод проектов позволяет создать условия, при которых школьники, с одной стороны, могут самостоятельно осваивать новые знания и способы действия, а с другой – применять на практике ранее приобретенные знания и умения. При этом основной упор делается на творческое развитие личности.
По результатам многолетней работы педагоги пришли к выводу, что начинать обучение азам проектной деятельности в старшей школе очень сложно: переломить закостенелость мышления трудно, а подчас и вообще невозможно. Поэтому мы предлагаем начинать проектную деятельность с пятого класса, еще лучше – с начальной школы.
Процедура проведения проекта
Постановка проблем исследования.
Определение количества групп и участников в группе, распределение функциональных обязанностей каждого участника.
Обсуждение источников информации, планов деятельности.
Работа по темам проекта в группах
сбор информации,
аналитическая работа собранного материала,
консультации специалистов и учителей,
коррекция деятельности,
дальнейший поиск информации и анализ новых данных,
обобщение, обсуждение полученных фактов, удовлетворяющих всех участников проекта,
оформление проектов,
защита проектов.
Учителю, готовому работать по-новому, желающему стать учителем проектного обучения, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и технологией осуществления проектного обучения. Кроме того, освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с переводом учителей на позиции компетентностной парадигмы, выходом из «предметной зашоренности» в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики, по сути, формирование новой профессиональной компетентности учителя.
Ученическое проектирование – самостоятельная активность и в организации, и в осуществлении проекта. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся:
Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия;
Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.
От учителя требуется активность при:
«втягивании» учащихся в рассмотрение темы и проблемы проекта;
поддержке взаимодействия детей между собой, со взрослыми экспертами, консультантами;
работе с материалом – результатом информационно-поисковой деятельности детей;
при возбуждении рефлексивных действий и запуску самооценивания у учащихся;
систематизации и выводам по приобретенным знаниям и умениям, по развитию личных качеств и достоинств детей. Учитель вынужден проектировать свои проектные занятия и учебные проекты для конкретной учебной ситуации.
ОН оказывается в новом положении. Формируя, развивая и наращивая умения учащихся в проектировании, он должен работать, что называется, «по ситуации», так как надо учитывать и человеческий фактор, и субъектный характер протекания психолого-педагогических процессов. Работа по ситуации означает, что учитель не получает готовых учебных проектов, а вынужден проектировать учебную ситуацию каждый раз по-новому с новыми детьми. Опыт и разработки коллег могут только подсказать, на каком содержании и по какой проблеме можно осуществлять проектирование. Но никто, кроме учителя, знающего и наблюдающего ребенка, не может построить процесс его дальнейшего развития, а значит, и разработать необходимый для настоящей учебной ситуации учебный проект. На мой взгляд - как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только знакомясь с теорией и описаниями успешных примеров практики, сразу овладеть проектной технологией и начать обучать своих учеников. Вот почему учителям, только начинающим осваивать данный вид деятельности, не стоит браться сразу за масштабный проект. Сначала они могут попробовать организовать один или несколько мини-проектов в рамках своего предмета.
Я пошла по пути разумного совмещения традиционного и личностно ориентированного подходов в обучении через включение элементов проектной деятельности в обычный урок геометрии по теме «Перпендикулярные прямые 7 класс». Поскольку суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Для этого нужны особые формы обучения, ведущей среди которых является имитационная игра. Именно в игре каждый выбирает себе роль добровольно, причем познавательные действия ученика выполняются в структуре деятельности, которая для него имеет смысл, т.е. игра является основой личностно-ориентированного обучения.
2. Практическая часть
Я предлагаю Вашему вниманию
Практико-ориетированный проекты
Тема: «Школьный двор».
(Обобщающий урок геометрии по теме «Перпендикулярные прямые»)
7 класс.
Разработка Сычёвой Н.И.учитель математики МОУ «Металлурговская общеобразовательная школа». Учебный предмет: математика, естествознание
Участники: ученики 7 класса.
Продолжительность: 3 урока.
Материалы: видеоматериалы, задание, прайс-лист, ватманские листы, комплект ролевых карт.
Роли в группе – четыре участника: бухгалтер (все расчеты и итоговая смета); архитектор; управляющий (стимулирование всех участников группы к работе и сотрудничеству); менеджер (планирует деятельность группы, докладывает проект всему классу). Приложение 2.(видоматериал)
Введение Образ родной школы остается в памяти человека на всю жизнь. Необходимо, чтобы на протяжении всех лет ребенок чувствовал себя в школе комфортно. В связи с этим важно знать, какой хотят видеть школу ее ученики. Предлагаемый проект позволяет не только получить ответ на поставленный вопрос, но предполагает активное участие самих учащихся в решении проблемы создания образа родной школы. Проблема: разработка плана-проекта школьного двора. Цели: развитие внимательности, фантазии, воображения; формирование умений синтезировать полученные ЗУНы и выбирать необходимые; воспитание способности к взаимопониманию, интереса и внимания к творческим усилиям товарищей. Предполагаемый результат: создание плана проекта школьного двора и его презентация классу как коммерческого продукта для «продажи» его потенциальным заказчикам. Задание.
Вашей команде предложено принять участие в конкурсе на разработку проекта школьного двора. Ваша задача учесть следующие критерии: общая стоимость затрат не должна превышать 200 000 рублей; универсальность; безопасность; эстетика; эффективность затрат; оригинальность решения.
Ход проекта
1 урок.
Ваша задача – разработать проект школьного двора. Решите, что вы хотите иметь в нашем дворе и опишите, как ваша задумка соотносится с критериями, приведенными на листе задания. Все решения должны быть сформулированы так, чтобы все в группе согласны с ними. 2 урок.
Сегодня вам предстоит положить свои идеи на ватманский лист. Включите породы деревьев, виды цветов, оборудование спортивной площадки, на чертежах используйте умения строить прямые углы, свойства вертикальных углов и т.д. Вы должны решить, как расположить эти детали в проекте. Ваши роли те же, что и на первом уроке. В конце урока менеджер должен доложить о вашем решении проекта классу. А затем вы должны дать оценку, насколько успешно продвинулись в работе. 3 урок.
Сегодня решаем задачи: закончить планировку школьного двора; написать доклад, обосновывающий проект; составить и обосновать смету, чтобы продать проект; представить ваш проект классу так, чтобы все ученики вашей группы принимали в презентации активное участие.
В конце урока тайным голосованием класс определяет, какой проект лучше.
Приложение 3 (Формы представления результатов проектной деятельности)
После просмотра видеоматериала.
Грамотное, осознанное применение метода проектов в совместной деятельности учащихся и учителя может привести в учебный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, принципиально иной подход к познавательной деятельности учащихся, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельном критическом мышлении. Чтобы исключить серьезных учебных перегрузок, профессор В.В.Гузеев считает: «Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять ее… Его следует использовать как дополнение к другим видам обучения». Литература:
Т.П.Лакоценина, Е.Е.Алимова, Л.М. Оганезова «Современный урок часть 5 инновацонные уроки» изд. «учитель» 2007г.
Журнал «Школьные технологии» №1, №4, №6 2006 г.
Журнал «Математика в школе» №4 2006 г.
Приложение 2 (к схеме 2) Формы представления результатов проектной деятельности Формы представления результатов проектной деятельности учащихся также будут разнообразны. Мы попробовали классифицировать эти формы по характеру предъявления материала. Возможна и другая классификация: по этапам обучения, изучаемым разделам курса математики, по классам и т.д. Несомненно, приведенная нами схема может быть дополнена. |