Главная страница


Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к егэ по математике



Скачать 36.12 Kb.
НазваниеПроблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к егэ по математике
Дата27.02.2016
Размер36.12 Kb.
ТипДокументы

Проблемы педагогической практики и способы их решения при подготовке к ЕГЭ по математике.

Зайцева Л.С., учитель математики МАОУ СОШ № 33 с углубленным изучением математики.

Основной целью моей педагогической деятельности является повышение качества математического образования. Анализ результатов ЕГЭ позволил выделить проблемы в качестве математического образования, такие, как недостаток вычислительной культуры обучающихся, формальное усвоение теоретического содержания некоторых тем курса, отсутствие навыков самоконтроля, разный уровень обучающихся (успешные, малоуспешные, среднеуспешные), низкий уровень геометрической подготовки.

По моему мнению, причинами этого является недостаточное знание обучающимися основных формул, правил, понятий математики, без которых, увы, невозможно овладение предметом. За 40 минут урока учителю невозможно осуществить качественный контроль за усвоением каждым учеником таких базовых знаний. Для решения данной проблемы в 5-6 классах я использую такую форму контроля, как общественный смотр знаний с привлечением родителей. Ребята учат правила, запоминают основные алгоритмы решения, чтобы потом с изготовленной ими зачетной книжкой пробежать по пунктам и сдать зачет родителям. Как правило, здесь не бывает плохих оценок, даже тройки – редкие гостьи в их зачетках, а правила надолго откладываются в памяти. Какими же радостными и гордыми выглядят ребята после сдачи такого сложного и вместе с тем интересного мероприятия! Да и родители имеют возможность увидеть подготовку детей, получить верную информацию о знаниях своего ребенка и его одноклассников.

Другой интересной формой работы является проект СМС – «служба математического спасения» - когда уже старшеклассники помогают мне проверить знания младших ребят. Мои добровольные помощники распределяют обязанности, готовят материал, набирают и распечатывают его, вносят оценки в ведомость, а главное – заново учат правила. Интерес и польза здесь взаимные. И те, и другие очень ответственно подходят к этому мероприятию, поэтому знание правил, формул, теорем заметно улучшается.

В 8-9 классах эту обязанность – проверить знание основных правил – берут на себя успешные ученики-одноклассники, которых я назначаю своими помощниками-консультантами. Польза от того, что каждый ученик проговорит все правила полностью, огромна.

Отдельной темой разговора является проверка знаний в 10-11 классах. Мною разработаны карточки для проверки, включающие в себя по 10 вопросов, каждые два верных ответа дают один балл. По геометрии в самом начале 10 класса читаю обобщающую лекцию по курсу планиметрии с записью 40-50 основных формул, понятий, теорем с последующей проверкой. В обязательном порядке работаем со справочниками по алгебре и геометрии, их имеет каждый обучающийся.

Другой причиной, мешающей качественному математическому образованию, является несформированность учебных навыков, пробелы в знаниях и, как следствие, снижение познавательной активности и мотивации, отсутствие ситуаций успеха и чувство дискомфорта на уроках. Решить эту задачу мне помогает использование элементов технологии индивидуального обучения Ю. А. Макарова. Во-первых, использую систему тренажеров, созданы по принципу «от простого к сложному». Во-вторых, организую часть уроков таким образом, чтобы у всех учащихся проверить решение всех заданий, чтобы в процессе этой работы иметь возможность исправить ошибки каждого ученика и направить их деятельность. На всех уроках контролирую деятельность слабоуспевающих, требуя показать мне каждое выполненное задание, тем самым стимулируя их деятельность, работая над пробелами и делая разрыв в знаниях минимальным.

Очень успешно проходят уроки коррекции знаний «Математическая поликлиника», где самые успешные ученики становятся врачами: одробологами, дедробологами, процентологами и т.д., а я работаю регистратором, выдаю направления к специалистам, которые помогают одноклассникам разобраться в неусвоенном материале. Кроме этого, у меня разработаны алгоритмы основных типов заданий, которыми может воспользоваться каждый обучающийся, забывший или пропустивший какую-либо тему.

Одной из причин, делающей сложной работу современного учителя, является то, что оценка перестала играть значимую роль для обучающихся, особенно в старших классах. Поэтому систему работы над усвоением темы в 10-11 классах я начинаю с того, что выдаю технологическую карту с указанием всех видов работ, по результатам которых надо набрать 100 баллов. Наиболее интересными и эффективными являются обучающие самостоятельные работы, где обучающиеся должны дойти, разобравшись в алгоритмах решения заданий, до запланированного ими уровня. Здесь и выбор индивидуальной образовательной траектории, и системно-деятельностный подход, и применение технологии индивидуального обучения, и групповая работа, и отработка навыков самопроверки. Кроме этого, ребятам нравятся домашние контрольные работы с последующей их защитой. Их мнение было единодушным: «Этот материал мы никогда не забудем».

Результаты их деятельности заносятся в таблицу, где подсчитываются баллы и выстраивается рейтинг. Видимо, после такой напряженной и для меня, и для них работы они на выпускном вечере прочли мне следующее:

«В тяжесть учительской работы,

В неблагодарность всех трудов

Вы привнесли азарт, охоту,

На ветер не бросали слов…»

А также такие строки:

«чтоб каждый свой имел прогресс,

Таблицу нами заполняли,

Где видны плюсы и регресс»

Хочу добавить, что результаты всех пробных экзаменов также заношу в таблицу учета и контроля, что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях.

Результатом такой деятельности является отсутствие двоек на ЕГЭ и ГИА, а также на муниципальном тестировании, и как правило, средний балл выше областных показателей.