Мой университет - www.moi-mummi.ru
Урок алгебры в 8 классе
Тема: Квадратный корень из дроби
На уроке используется презентация.
Урок проводился в кадетском классе.
Цели урока: повторить преобразование выражений, содержащих квадратные корни; изучить теорему о квадратном корне из дроби; научиться применять данную теорему; развитие логического мышления; привитие интереса к предмету математики; развитие познавательной активности учеников.
Ход урока:
1. Актуализация знаний (устно)
2. Исторический материал (сообщение учащегося)
3. Изучение нового материала
4. Закрепление материала
Решение номеров на открытой доске
Решение номеров на закрытой доске, с последующей проверкой
Самостоятельная работа обучающего характера (взаимопроверка результатов)
5.Решить анаграмму
6. Подведение итогов, домашнее задание
Актуализация знаний.
-Начать урок хочется со слов: «Если мы действительно знаем что-то, то мы знаем это благодаря изучению математики» (П.Гассенди)
Вы – кадеты, и ,наверное, кто-то из вас собирается связать свою жизнь с военным делом. Но как говорил поэт: «Одной отваги мало, математика нужна!»
Устно: (слайды 2-5)
Установите, какое число является рациональным:
, , , .
Какое из следующих выражений не имеет смысла?
, , , .
Исправьте ошибки ученика:
(0,8х)
(12)
решено верно
10
Все рассмотренные выше задания взяты из сборников для подготовки к экзамену по алгебре.
Исторический материал. (Сообщение учащегося)(слайды 6-11)
Слово «корень» пришло в математику от арабов. Арабские учёные представляли себе квадрат числа вырастающим из корня – как растение, - и потому называли корнями такие числа.
- было первым числом, про которое древнегреческие математики узнали, что оно не выражается в виде обыкновенной дроби. Это открытие настолько поразило, что держалось в строжайшей тайне. Существует легенда, повествующая о том, что математик, разгласивший эту тайну, погиб во время кораблекрушения в море – так он был наказан богами за болтливость.
греки получили, вычисляя длину гипотенузы прямоугольного треугольника с катетами равными единице.
, встречаются при определении формата книг на типографной фабрике. Это соотношение часто используется в архитектуре, например, в пропорциях известного храма Покрова на Нерли.
а затем выяснилось, что таких чисел даже больше, чем рациональных.
современного знака корня появилось только в 17 веке. Какой математик впервые применил его, вы узнаете, разгадав ребус.
Мы уже умеем извлекать корень из произведения, а сегодня научимся извлекать квадратный корень из дроби.
Изучение нового материала.
Рассмотрим теорему:
Если a 0, b > 0 , то .
Т.е. корень из дроби равен корню из числителя, делённому на корень из знаменателя.
Например, = .
= .
По данной теореме при делении корней можно разделить подкоренные выражения и из результата извлечь корень:
Например, .
Закрепление материала.
Решение учеником у доски: № 362(1,3), 364(1,3)
Решение учеником за закрытой доской с последующей проверкой
№ 363(1,3)
Самостоятельная работа обучающего характера.
(взаимопроверка результатов) (слайды 16-17)
1 вариант 2 вариант
Вычислите значение корня:
; ; ; ;
Найдите значение выражения:
Найдите значение выражения, заменяя смешанное число дробью:
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, оцените работу и поставьте оценку.
Критерии оценки:
«5» - 6 верно решённых примеров
«4» - 5 верно решённых примеров
«3» - 4 верно решённых примеров
-Поднимите руки, кто получил «4» или «5»?
Подведение итогов.
-Что нового вы узнали?
-Чему научились? - Решите анаграммы:
Чевостоте – отечество
Нидаро – родина
Датек – кадет
Ясирсо – россия
Все эти слова объединяет чувство патриотизма. Как воздух, математика нужна.
Одной отваги мало. Расчёты! Залп!
И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воином любовь сбережена
К учителю, далёкому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
Домашнее задание: № 363(2,4), 365(2,4).
Дополнительное задание к домашней работе:
В последнем примере самостоятельной работы требовалось извлечь корень из смешанной дроби. Вообще говоря, вынести целую часть из-под знака корня нельзя, например: .
Но вот пример, когда такое преобразование корня не приводит к ошибке:
.
Подберите ещё несколько таких примеров.
Дополнительные примеры: (слайд 20) Литература:
Ш.А.Алимов. Алгебра, 8 класс. –М., Просвещение.2005.
З.Н.Альхова. Внеклассная работа по математике. – Саратов, Лицей.2001.
|