Главная страница


«Конвенция о правах ребенка»



Скачать 133.27 Kb.
Название«Конвенция о правах ребенка»
Дата07.03.2016
Размер133.27 Kb.
ТипКлассный час

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25» г.Набережные Челны


Классный час
Тема: «Конвенция

о правах ребенка»

(для учащихся 7 – 8 классов)
Подготовила:

учитель математики

МОУ «СОШ. № 25»

Шайхрамова Айгуль Тагировна


Набережные Челны 2009

Цели:

  1. Представить учащимся международно-правовой акт «Конвенцию о правах ребёнка». Познакомить учащихся с правами ребёнка, с правами несовершеннолетних по российскому законодательству. Рассказать о защите прав детей.

  2. Учить детей отстаивать свои права.
    Задачи:

  1. Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

  2. Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

  3. Воспитание интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Оформление:

• плакат «Знать законы, значит - защищать свои права»;

• плакат «Конвенция о правах ребёнка» (печатный текст);

• цитата из «Декларации прав ребёнка», 1959 г. (п. 6);

• раздаточный материал (текст о правах ребёнка на основании «Конвенции о правах ребёнка»)

1 стр. — 4 аспекта прав детей;

2 стр. — сокращённый перечень прав ребёнка (из «Конвенции о правах ребёнка»);

• из «Конвенции о правах ребёнка», статьи №2,3,4,5 (печатный текст);

• карта полушарий (отмечены «горячие точки»);

• плакат с изображением дерева, цветы из бумаги, на которых записаны права детей;

• магнитофон;

• запись песни на кассете «Солнечный круг»;

• книжная выставка:

печатные тексты «Конвенции о правах ребёнка», «Всеобщая декларация о правах ребёнка». Конституция РФ и др.

Ход мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш классный час посвящен важному документу международного значения - «Конвенции о правах ребёнка».

- «конвенция» - договор, соглашение;

- «Конвенции о правах ребёнка» - соглашение государств о правах ребёнка.
Цели мероприятия:

- Вы познакомитесь с правами ребёнка, с защитой прав детей (подарок для вас).

- Познакомитесь с законами РФ, где закреплены основные положения

«Конвенции о правах ребёнка».

С этим вопросом вас познакомят участники нашего мероприятия, представители1российского1законодательства.
Мы работаем под лозунгом:

«Знать законы, значит - защищать свои права».

2. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
- Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку.
(Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка».
(Принята 20 ноября 1989 г. ООН).

Этот день ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Работа по карте.

- Посмотрите на карту. Здесь обозначены «горячие точки» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

1) меньшими возможностями защитить самого себя;

2) физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка».

В ней записано о правах ребёнка:

« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».

3. Ролевая игра по произведению Ж. Верна «Таинственный остров».

- Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие и отправиться на остров Линкольна, где поселились 5 известных вам героев Жюля Верна из произведения «Таинственный остров».

Эти смельчаки совершили побег из плена на воздушном шаре и волею судеб и Жюля Верна оказались на таинственном острове.

Давайте послушаем, о чём они ведут разговор?

Это 15-летний Герберт Браун, инженер Сайрес Смит и моряк Пенкроф, журналист Гедеон Спилет и негр Наб.

(Разыгрывается сценка. Текст в пособии «Правовое воспитание: организация внеурочной работы», стр. 155-157) - (приложение).

4. Обсуждение сценки. Работа над правами ребёнка.

Конечно, такого разговора на острове Линкольна не было, но всё, что здесь говорилось - правда.

- О чём вели разговор герои Жюля Верна?

- Как называется документ, в котором записаны права ребёнка?

- Кого Конвенция называет ребёнком?

- Назовите права ребёнка, о которых говорят герои.

(Учащиеся перечисляют права).
Да, верно. Эти права записаны в «Конвенции о правах ребёнка».

5. Работа с печатным материалом.

1) стр.2. «Сокращённый перечень прав ребёнка» - (приложение).

- Посмотрите, какие ещё не назвали права? Дополните (ст.8, 38, 40).

2) дополнение - ст. 3, 4, 5.

3) работа по «Конвенции о правах ребёнка» (54 статьи)

- называют «Мировой конституцией прав детей».

Это документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для всех государств, подписавших её.

В Конвенции права детей рассматриваются с 4-х аспектов: выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

- (Работа с печатным материалом) - (приложение).

а) чтение названия;

б) перечислите основные аспекты, которые рассматриваются в «Конвенции о правах ребёнка»;

в) характеристика прав ребёнка по каждому аспекту (Какие права можно1назвать?).

Вопросы:

1. Когда была принята Конвенция?

2. Почему «Конвенцию о правах ребёнка» называют «Мировой конституцией прав детей»?

6. Работа с законами РФ, в которых закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка».

- Как Российское государство отнеслось к Конвенции?
Российское государство согласилась с Конвенцией. Значит, оно обязано принять такие законы, которые будут защищать права ребёнка.

Основные положения Конвенции закреплены в российских законах: Конституции РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ и других российских законах.

Конституция РФ.

Глава II. «Права и свободы человека и гражданина». 47 статей.
(Перечислите права и взрослых и детей). «Лучший раздел» Конституции РФ (ст. 38) гласит:

«1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей...».

Защита материнства и детства осуществляется в России путём принятия самых разнообразных законов, а также проведения различных мероприятий по охране здоровья женщин, по социальному обеспечению, предоставлению отпусков по уходу за ребёнком.

По Конституции нашей страны каждый ребёнок имеет право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается путём возложения на родителей равной обязанности по его воспитанию. Родительские права не должны противоречить интересам детей...».

Основные положения «Конвенции о правах ребёнка» закреплены в ГК РФ, СК РФ, УК РФ .

В Семейном кодексе РФ глава 11 раскрываются права несовершеннолетних детей:

  • Ст.54 Право ребенка жить и воспитываться в семье (Ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу и т.д.)

  • Ст. 55 Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками. ( Ребенок имеет право на общение с обоими родителями дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами. Расторжение брака родителей или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.)

  • Ст. 56 Право ребенка на защиту. (Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав ребенка осуществляется родителями).

  • Ст. 57 Право ребенка выражать свое мнение. (Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.)

  • Ст. 58 Право ребенка на имя, отчество и фамилию.

  • Ст. 59 Изменение имени и фамилии ребенка.

  • Ст. 60 Имущественные права. (Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов в порядке и в размерах установленных законом.)

Вопрос:

- В каких законах РФ закреплены основные положения «Конвенции о правах ребёнка»?

7. Подведение итогов.

Много говорили о правах ребёнка, о защите прав детства.
Когда речь идёт о детях, то должно произойти что-то необычно сказочное.
Это дерево волшебное. Почему?

(Учащиеся на плакат с изображением дерева прикрепляют цветы с надписью прав ребёнка).

- С чем можно сравнить эти цветы?

(С правами детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребёнка»).
Значение «Конвенции о правах ребёнка».

1) Конвенция провозглашает ребёнка полноценной и полноправной личностью;

2) Права, закреплённые в Конвенции, наилучшим образом обеспечивают интересы детей.

3) Это документ, имеющий международное значение.

4) Является ориентиром для государств, её подписавших, в их стремлении сделать жизнь детей лучше, счастливее.

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым нормальным путём.

Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Вы имеете на это права.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце...» («Солнечный круг»).
Подарком для учащихся является текст «Конвенции о правах ребёнка» - (см. приложение).

Результативность:

• формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;

• 1формирование у учащихся умений защищать и отстаивать свои права;

• развитие интереса у учащихся в изучении законов по правам несовершеннолетних.

Приложение 1.

Сценка.

Пенкроф. Освоение острова уже почти закончено, все части его окрещены, здесь имеется естественная гавань, здесь оси, источники пресной воды, прекрасные дороги, телеграфная линия, верфь и даже фабрика, значит остается только одно — нанести остров Линкольна на карту!

Смит. Мы пригласили на остров всех желающих и заживем дружной семьей. Спилен Вы думаете, это возможно? Сейчас нас пятеро, мы действительно дружная семья. Но когда население острова увеличится, нужно будет регулировать отношения между людьми. Как вы собираетесь это делать?

Смит. Но существует же Всеобщая декларация прав человека, ею и будем руководствоваться. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, имущественного, сословного или иного положения.
Наб. У нас будет настоящий остров справедливости!

Герберт. Вы не подумали о том, что пожелавшие приехать сюда могут быть людьми семейными. А у детей обязательно должны быть свои права.

Смит. Что ж, идея неплохая. Давайте подумаем, какие права могут быть у детей и назовем это Конвенцией о правах ребенка. Спилет, записывайте! Ваши предложения?

Герберт. Я считаю, что все права должны распространяться на всех детей без исключения. И государство, то есть правление нашего острова, обязано защищать эти права.

Спилет. А какие конкретно права записать?

Пенкроф. Каждый ребенок имеет право на имя при рождении, на получение гражданства.

Наб. Ребенок имеет право жить со своими родителями. Как часто негров разлучают со своими детьми.

Смит. Я считаю, нужно дополнить, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

Наб. Но ребенок должен иметь право сохранить связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

Герберт. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, причем этим взглядам должно уделяться внимание при решении любых вопросов, затрагивающих данного ребенка.

Спилет. Родители должны видеть в своем ребенке самостоятельно развивающуюся личность, имеющую право на уважение ее человеческого достоинства и обеспечение ее интересов.

Герберт. Я думаю, дети должны уметь постоять за себя. Ребенок должен иметь право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству, не боясь «выносить сор из избы».

Наб. Я сам рос без родителей и знаю, что это такое, поэтому считаю, что государство обязано защитить ребенка, лишенного семьи и обеспечить ему ее замену. Только нужно обязательно учитывать его культурную принадлежность.

Смит. Нужно записать, что детям должно предоставляться все самое лучшее. Например, ребенок имеет право на медицинскую помощь, соответствующую наивысшим стандартам, которая может быть реально обеспечена; на образование, которое должно быть нацелено
на максимальное развитие личности, талантов, умственных и физических способностей; на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

Пенкроф. Я бы хотел сказать о Герберте. Он все время работает наравне с нами. Ребенок должен иметь право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, представляющая опасность для его здоровья, образования и развития,

Герберт. Я не ребенок!

Спилет. Все мои записи нужно начать с определения, кого же считать ребенком.

Смит. Запишите: ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет.

Герберт. Я не согласен!

Смит. Герберт, ты всем нам как сын, поэтому мы всегда будем считать тебя ребенком. А чтобы не спорить сейчас, давайте запишем: «Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу и определять требования в отношении условий труда».

Спилет. Наверное, достаточно.

Наб. Пожалуйста, запишите еще: «Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению, имеют право пользоваться своей культурой, родным языком и исповедовать свою религию».

Смит. Есть еще какие-нибудь предложения?

Пенкроф. Я избороздил все моря и океаны, и такого насмотрелся. Что только не приходится терпеть бедным детям! Их пытают и лишают свободы, подвергают сексуальной эксплуатации, заставляют продавать наркотики. Я думаю, обо всем этом тоже нужно написать.

Смит. Я согласен. Спилет, пожалуйста, запишите, что государство должно защищать детей от всего этого. Ну как, Герберт, ты доволен? Теперь можно сказать, что дети на нашем острове будут защищены.

Герберт. О да, сэр, благодарю вас!
Приложение 2.

Конвенция о правах ребенка

Принята 20 ноября 1989 г. ООН.

В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов:

Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей — это неотъемлемое право на
жизнь. Все государства должны обеспечить «в максимальной возможной
степени выживаемость и развитие ребенка». Также Конвенция признает
право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на
уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и
жилище), право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование,
отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать
любую религию, право на свободу совести. Одно из положений Конвенции
утверждает, что родители должны, с учетом возраста и зрелости ребенка, с
уважением относиться к его взглядам.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка в разных ситуациях: умственно отсталых, физически неполноценных детей, детей беженцев, детей-сирот, детей, по тем или иным причинам
расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно
защищать от их собственных родителей.

Обеспечение активного участия в жизни общества. В Конвенции
записано, что все дети имеют право выражать свои убеждения и добиваться
того, чтобы их мнение учитывалось при принятии решений, касающихся их
жизни. Дети имеют право на личную жизнь, тайну корреспонденции и
защиту от незаконного посягательства на честь и репутацию.
Сокращенный перечень прав ребенка.

( из Конвенции о правах ребенка)

- У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.

- Право на имя при рождении, на получение гражданства.

- Право жить со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам.

- Право сохранять связь с родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими.

- Право на общение с обоими родителями.

- Право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и самостоятельно обращаться за помощью к государству в необходимых случаях.

- Право свободно выражать свои взгляды и мнение.

- Право на уважение человеческого достоинства и обеспечение интересов.

- Право на достойный уровень жизни.

- Право на защиту от жестокого обращения.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых, досуг и участие культурной и творческой жизни.

- Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.

- Право на защиту от всех форм насилия.

- Государство должно устанавливать минимальный возраст для приема на работу.

- Право исповедовать любую религию.