|
Игровые формы работы (групповые и индивидуальные) на уроках математики в 5 классе Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упустить случая
сделать его немного занимательным.
Блез Паскаль Игровые формы работы (групповые и индивидуальные)
на уроках математики в 5 классе.
В жизни каждого человека, начиная с первых дней его жизни, определяющее место в его развитии и становлении как личности занимает игровая деятельность. Чем старше становится ребенок, тем сложнее и многограннее его игровая деятельность, в которой не последнее место отводится взрослым, которые его окружают. Поэтому, невозможно представить современное образование, которое направлено на максимальное развитие потенциальных возможностей каждого человека без основополагающего элемента жизни подрастающей личности – игры.
Игровая форма одна из тех форм, которая позволяет учителю повысить заинтересованность детей во время урока, т.к. является нестандартной и не привычной формой проведения урока, что само по себе превращает обыденный урок в интересное занятие, которое нацелено на повышение качества знаний учащихся.
Игровые формы на уроках математики в 5-6 классах наиболее целесообразны на уроках, посвященных отработке практических, вычислительных умений по различным темам курса. Это связано с тем, что зачастую на отработку этих умений учителю требуется несколько уроков и при проведении этих уроков в традиционной форме заинтересованность детей в процессе урока может ослабевать, поэтому просто необходимо один из таких уроков проводить в игровой форме. Так же такая форма уроков может быть эффективна на уроках итогового повторения или актуализации знаний в начале учебного года.
При использовании игровых форм может быть использована и как групповая форма работы учащихся, так и индивидуальная.
Оценивание учителем индивидуальной или групповой игровой формы работы может быть только положительным. В качестве индивидуальной игровой формы может быть предложена игра «Лабиринт».
Цель игры - выполнить несколько карточек-заданий, в которых каждый полученный ответ является номером следующей карточки. В начале урока учитель раздает каждому учащемуся «начальную карточку» с порядковым обозначением. Поскольку любой числовой ответ может являться ответом на следующих карточках, то целесообразнее использовать буквенную нумерацию. Остальные карточки раскладываются на свободных партах в начале или в конце класса, если таковых не имеется, то может быть использован стол учителя. Каждый ученик решает пример или задачу на своей карточке, а затем, получив ответ, ищет следующую карточку с номером ответа. Желательно, чтобы ответы в карточках не пересекались. Таким образом он должен выполнить цепочку из того количества карточек, которые определит учитель в зависимости от уровня подготовки учащихся. Сложность карточек должна расти от первой к последней. Поскольку в данной игре заняты все учащиеся, то на данном уроке учитель может сосредоточить свое внимание на отстающих учениках и помочь им стать успешными.
В данном случае учителю необходимо продумать положительное оценивание любого учащегося, который участвовал в игре.
Например, пусть было необходимо решить 10 карточек. Учащиеся, решившие 8-10 карточек - получают 5 баллов или оценку «5», 6-7 карточек – 4 балла или оценку «4». Учащиеся, которые смогли решить меньше карточек могут получить бонусные баллы, которые могут быть использованы ими в следующих игровых уроках или на других этапах обучения. Задача учителя – продумать, в каких моментах дети смогут эти баллы использовать, чтобы сохранить у ребенка мотивацию к обучению, а также оставить детям возможность самостоятельно принять решение по использованию своих баллов. Это может быть оценка «3», если она устраивает учащегося, это может быть повышающий коэффициент в обучающих самостоятельных работах или за домашнюю работу и разные другие варианты.
Пример серии карточек для игры «Лабиринт» в 5 классе при отработке навыков действий с дробями.
Вычислите:
|
Вычислите:
| Вычислите:
| Вычислите:
| Вычислите:
|
Групповая форма проведения урока позволяет учителю задействовать всех учащихся класса и при этом дать им возможность в работе своей группы почувствовать себя самостоятельными. При данной работе учитель может передать учащимся права на оценку деятельности своей группы и на выставление положительных оценок наиболее активным участникам группы. Тем самым позволить учащимся почувствовать себя «взрослыми», что является важной психологической особенностью данного возраста. В качестве групповой игровой формы может быть предложена игра «Угадай слово».
Принцип игры похож на предыдущую игру, только класс работает не индивидуально, а по группам. Группы по численности могут быть любыми, на усмотрение учителя. Каждая группа получает набор карточек с заданиями, которые она должна решить за определенное время. За каждый правильный ответ каждой карточки группа получает букву, из которых она будет должна составить слово или словосочетание. Количество карточек на группу должно быть кратно числу учащихся. Например, если в группе 5 человек и задумано слово «статистика». Каждый учащийся должен решить по 2 карточки с заданиями. Желательно в каждой группе назначить капитана, который выберет 3-х наиболее активных учащихся, которые решили свои карточки и помогали остальным. Они получают 5 баллов за решение и 5 баллов за помощь. Вторая команда собравшее свое слово получает 4 балла за решение и 2 игрока - 5 баллов за помощь, если такие были. Третья команда получает 3 бонусных балла за решение, который может использоваться в учебном процессе, на усмотрение учителя, а так же 1 игрок, если такой окажется за помощь команде получает 5 баллов. Справедливость капитана и его работу оценивает учитель, если выбор капитана совпал с мнением учителя, капитан получает дополнительные 5 баллов. Такая форма оценивания при данной форме работы позволяет поощрить в детях дух командной взаимовыручки.
Пример карточки для игры «Угадай слово» при изучении действий с дробями.
Найдите частное: а) ; б) ; в) .
Вычислите: .
Автомобиль проехал 50 км за ч. С какой скоростью ехал автомобиль?
|
Проведение игровых уроков, несомненно, повышает эмоциональную составляющую успешности обучения, увеличивает мотивацию учащихся к обучению, а положительное оценивание снимает напряженность, связанную с оцениванием деятельности учащегося, что имеет здоровьесберегательную направленность данного вида уроков. |
|
|