Главная страница


Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме: «Теорема Виета»



Скачать 69.57 Kb.
НазваниеКонспект урока по алгебре в 8 классе по теме: «Теорема Виета»
Гришанова О.В
Дата10.02.2016
Размер69.57 Kb.
ТипКонспект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. М.М.ПРИШВИНА
Конспект урока

по алгебре в 8 классе

по теме: «Теорема Виета».

Выполнила:

Учитель математики

Гришанова О.В.

Елец 2011 год
Цели урока:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы и предлагать пути их решения;

  • познакомить учащихся с теоремой Виета,

  • развивать навыки нахождения корней, не используя формулы для нахождения корней,

  • развивать внимание учащихся, усидчивость, настойчивость, логическое мышление, математическую речь,

  • развивать умение доказывать теоремы (теорему Виета);

  • воспитать любовь к предмету,

  • познакомить учащихся с жизнеописанием мученика Андроника Никольского.

I. Организационный этап.

  • Приветствие;

  • отметка отсутствующих;

II. Актуализация знаний.

Слово учителя: Занимаясь квадратными уравнениями, вы уже заметили, что информация об их корнях скрыта в коэффициентах. Кое-что “скрытое” для нас уже открылось.

От чего зависит наличие или отсутствие корней квадратного уравнения?

По какой формуле находятся корни квадратного уравнения?

Как ещё связаны между собой корни и коэффициенты квадратного уравнения?

Чтобы раскрыть эти связи, раскрыть закономерности между ними предлагаю вам заполнить таблицу.

Уравнения

Исследование cуществования корней

X1

X2

X1+X2

X1•X2

1. x2 – x – 6 = 0

 

 

 

 

 

2. x2 – x + 6 = 0

 

 

 

 

 

3. x2 + x + 6 = 0

 

 

 

 

 

4.x2 +5x + 6 = 0

 

 

 

 

 

5.x2 - 5x + 6 = 0

 

 

 

 

 

6.x2 – 7x + 6 = 0

 

 

 

 

 

7.x2 +7x + 6 = 0

 

 

 

 

 

8.x2 +8x + 6 = 0

 

 

 

 

 

- Сравните свои выводы о связях между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения с выводами содержащимися в следующей теореме.

III. Объяснение нового материала.

Пусть и X1 и X- корни уравнения

x2 + px + q = 0

Тогда числа x1, x2, p и q связаны между собой равенствами

x+ x2 = –p;
x• x2 = q.

Другими словами, сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту взятому с противоположным знаком, а их произведение равно свободному члену уравнения.

Доказательство: Рассмотрим уравнения

x2 + px + q = 0

Пусть D > 0 и xи x2 – корни уравнения, тогда

x1 = 1/2 (-p+https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD) и x2= 1/2 (-p-https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD)

Найдём сумму и произведение корней:

x+ x2 = 1/2 (-p+https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD) + 1 (-p-https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD) = -2p/2 = -p

x1• x2 = 1/2 (-p+https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD) • 1/2 (-p-https://festival.1september.ru/articles/505999/img2.gifD) =4q/4=q

Теорема дает возможность записать любое квадратное уравнение в виде

x2 + px + q = 0

или

x- (x+ x2)• x + x1• x= 0

Что полезного можно извлечь из такого представления приведенного квадратного уравнения?

Рассмотрите уравнения и для каждого (не решая его) запишите сумму и произведение его корней :

x2 + 7x + 12= 0

x2 - 8x + 12 = 0

x2 -13x + 12 = 0

2x2 + 14x + 24 = 0

x2 + 6x + 12 = 0

x2 + 14x + 24 = 0

x2 - 9x + 12 = 0

x2 -29 x - 36 = 0

Для каких уравнений этого сделать нельзя?

Для каждого уравнения попытайтесь подобрать два числа, сумма которых равна числу противоположному второму коэффициенту уравнения, а произведение равно его свободному члену. С чего вы предполагаете начать поиск этих чисел с произведения или с их суммы?

Для каких уравнений вам не удалось найти корней? Почему?

В каких уравнениях вы перешли к приведенному, а затем воспользовались теоремой Виета?

Какая связь существует между коэффициентами и корнями полного квадратного уравнения, аналогичной той, которая установлена в теореме Виета?

Предлагаю вам доказать теорему.

Теорема: Числа X1 и Xявляются корнями квадратного уравнения

ax2+bx+c=0 тогда и только тогда, когда

x+ x2 = - b/a , x• x= c/a

Вывод этой теоремы запомним ещё лучше, если заполним пропуски в следующем стихотворении:

По праву достойна в стихах быть воспета
О свойстве корней теорема ____________
Что лучше, скажи, постоянства такого?
Умножишь ты корни, и дробь уж готова:
В числителе “_________”, в знаменателе “а”.
И сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда
В числителе “_________”, в знаменателе – “______”.

IV. Закрепление изученного материала.

1.Проанализируйте данные заданияй. Зачеркните в таблице буквы, которыми обозначены ложные высказывания. Из оставшихся букв получится слово.

(К) В уравнении x2 – x + 6 = 0 произведение корней равно 6
(Н) Корнями уравнения . x2 – 100x + 99 = 0 являются числа 1 и 99
(С) В уравнении . 7x2 +3x - 12 = 0 корней нет.
(Р) Числа  -6 и 1 являются корнями уравнения x2 +5x – 6 = 0

(О) Уравнения (x – 5)•(x+7) =0 и x2+2x – 35 = 0 являются равносильными
(А) Числа -9 и 1 являются корнями уравнения x2 +8 x – 9 = 0
(М)В уравнении x2 – 4x – 5 = 0 сумма корней равна -4
(В) В уравнении x– x-3 = 0 один из корней является иррациональным числом.
(Д) В уравнении 2x– x-18 = 0 произведение корней равно -9.

(Н) В уравнении 2x–5 x-18 = 0 сумма корней равна 2,5.

И) Уравнение x2 – 10x +25 = 0 имеет один корень.

И

С

В

А

К

Р

О

М

Н

Д

Н

2.Составьте квадратное уравнение, имеющее следующие корни:

X1

X2

X1•X2

X1+X2

Уравнение

2

5

 

 

 

2

 

0,8

 

 

 

 

8

-6

 

 

 

8

6

 

4

-3

 

 

 

12

0,5

 

 

 

 

5

 

4

 

2

-5

 

 

(x -…)•(x-…) =0

V. Подведение итогов урока,

Постановка домашнего задания : П 29, № 29.6-29.9 (a,b )

Сделайте сообщение на одну из предложенных тем:

“Применение теоремы Виета”.
“Утверждения, следующие из теоремы Виета”.
“Что нового я узнал благодаря теореме Виета”.