|
Конспект интегрированного урока «По морям, по волнам» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
« По морям, по волнам»
Математика – Развитие речи - Труд - 2 класс
Тема. «Плоскостное моделирование. Аппликация «Кораблик».
Форма урока. Игра-путешествие.
Цели:
-познакомить учащихся с видами водного транспорта, его назначением; закреплять навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы;
-способствовать развитию у детей познавательной активности;
-воспитывать самостоятельность в учебной работе
Оборудование. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, подставки для кисточек, тряпочки, подкладной картон, клеенка; рисунки морских судов, маяка, капитана; карточки для игры «Капитаны», бинокль; раздаточные листы с образцом кораблика, логические квадраты, памятки по работе с ножницами, клеем и кисточкой; магнитофон, аудиозаписи песен «Капитан, капитан, улыбнитесь!», «Мы пришли сегодня в порт»; книги:
С. Сахаров - «История корабля» (М.: Малыш, 1992); В. Маяковский - «Эта книжечка моя про моря и про маяк» (Ижевск: Удмуртия, 1978); А. Беслик -«Поднять паруса!» (М.: Малыш, 1988); комплект открыток «История корабля»
Ход урока
I. Организационный момент
Учащиеся класса разделены на группы по 4 человека.
Учитель.
Дополнительный дан звонок –
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Сообщение темы урока
У. Отгадайте загадки:
На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый,
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.
Дети. Катер.
У. Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне.
Д. Теплоход.
У. Под водой — железный кит.
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой.
Д. Подводная лодка.
Учитель располагает на доске рисунки с видами транспорта, угаданными детьми.
У. Как можно назвать одним словом катер, теплоход и подводную лодку?
Д. Это водный транспорт.
У. Какие еще виды водного транспорта мы знаем?
Дети отвечают.
У. Итак, мы начинаем путешествие по волнам, по морям на нашем кораблике.
Учитель показывает изображение кораблика на классной доске.
- Проверьте, у вас на партах должно быть все необходимое для работы: цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея, подставка под кисть, тряпочка, подкладной картон, клеенка.
Ребята, а знаете ли вы, какими качествами должен обладать капитан?
Д. Он должен быть умным, собранным, требовательным, уметь доводить дело до конца.
Учитель показывает образец аппликации «Кораблик».
У. И вам, чтобы выполнить эту работу, необходимы будут внимательность, аккуратность и старание.
Название нашей аппликации - «Кораблик». На нем мы и совершим свое путешествие.
III. Вводная беседа
У. Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде. Уже много лет тому назад люди стали использовать для передвижения водоемы. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров. Жители разных стран научились строить лодки, выдалбливая их из стволов деревьев.
Учитель показывает рисунки из книги С. Сахарова «История корабля» на
с. 5, 6.
— Плавали и на надутых шкурах. Затем появились плоты, первые корабли - кочи, ладьи, торговые и военные суда, пароходы, теплоходы.
IV. Игра «Капитаны»
У. Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идет сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
вы заметьте-ка,
Капитану помогает...
Д. Математика.
Слева на доске - рисунки пароходов. Справа — ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 ... 10 — это «пристани». Курс каждого парохода зашифрован примером, а место на пристани — номером.
У. Каждый капитан должен определить курс движения (решить пример), а потом поставить свой пароход на место. Кто раньше всех причалит к берегу, тот станет лучшим капитаном, который затем и поведет нас дальше в путешествие.
Капитаны команд решают примеры и закрепляют рисунки под цифрами, совпадающими с ответами примеров. Определяется лучший капитан.
- Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представим, что на море шторм, высокие волны, а корабль качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах потопит его, погибнут люди.
Капитан берет бинокль (показ бинокля),
Но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно — даже берега не видно.
Закружит волны круженье — вот и кораблекрушенье.
V. Подготовительная работа. Анализ конструкции изделия
У. Что же делать? Как же быть? Надеваем спасательные круги (показ рисунка) и добираемся до острова Математики. Может быть, на нем мы сможем собрать новый корабль. Мы добрались до острова, нас встречают его жители. Они нам помогут, если мы выполним все их задания. Задание 1
У. Назовите знакомые вам геометрические фигуры.
На доске нарисованы или вывешены изображения геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Задание 2
У. Какие геометрические фигуры использованы в аппликации?
Задание 3
У. Назовите каждую часть корабля.
Д. Корпус, нос, корма, надпалубные настройки, трубы.
Задание 4
У. Определите цвет и форму корпуса, носа, кормы, надпалубных надстроек и труб.
Д. Прямоугольники, квадраты, треугольник.
У. Какой вид бумаги мы используем для работы?
Д. Цветную бумагу.
VI. Физминутка
VII. Практическая работа
У. Вот и бухта. Можно передохнуть. Вырежем по контуру все части корабля. А выполнить операцию вырезания помогут ножницы-художницы, которые покажут нам свои приемы.
Вспомните приемы резания ножницами, технику безопасной работы с ними.
Памятка 1
1. Раскрыть лезвия широко.
2. Резать средней частью лезвия.
3. Лист бумаги держат за большую часть, меньшую отрезают.
4. Концы ножниц при резании не смыкать, чтобы разрез был ровный.
5. По окончании работы ножницы положить в чехол.
- Итак, начинаем вырезать по порядку: 1) корпус; 2) корма; 3) нос; 4) надпалубные надстройки; 5) трубы.
Выкладываем детали кораблика на альбомном листе, соблюдая расстояние между частями.
Во время работы звучит песня «Капитан, капитан, улыбнитесь!».
- Довести дело до конца нам помогут кисточка и клей. Но и здесь нам необходимо вспомнить правила работы с ними.
Памятка 2
1. Клеить нужно только на папке для клея.
2. Клей наносят на те детали, которые наклеивают.
3. Клей наносят кисточкой быстро от середины к краям.
4. Если намазывают длинные полосы, то мажут от одного конца до другого.
5. Деталь примеряют до наклеивания.
6. Большие детали наклеивают в разных направлениях.
7. Намазываемую деталь кладут сверху, проверяют, накладывают на нее лист и тщательно его разглаживают тряпкой от середины к краям.
У. Старайтесь. Не спешите. Поспешишь - людей насмешишь.
Дети наклеивают детали.
VIII. Итог урока. Анализ выполненных работ
Законченные работы выставляются на доске, анализируются ошибки, допущенные детьми.
- Корабли собраны. Что происходит?
Вдруг - обрадован моряк:
Загорается маяк
(показ рисунка).
В самой темноте как раз
Показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет,
И опять зажегся свет:
Здесь, мол, тихо — все суда
Заплывайте вот сюда.
Каких только кораблей и судов нет в нашей бухте!
Волны, как теперь ни ухайте, -
Все, кто плавал в тихой бухте.
Учитель показывает иллюстрации с изображениями морских судов: рефрижератор, траулер, научно-исследовательский корабль, грузовой экспресс, рудовоз, спасатель, супертанкер, автовоз, лесовоз, плавзавод, сухогруз, танкер, теплоход, китобоец, суперлайнер и др.
IX. Уборка рабочих мест
Звучит мелодия песни «Мы пришли сегодня в порт».
У. Капитаны привели свои корабли в назначенное место. Дело сделано, и нам тоже осталось довести дело до конца и привести в порядок свое рабочее место. |
|
|