Главная страница

Информационные технологии на уроках математики



Скачать 81.51 Kb.
НазваниеИнформационные технологии на уроках математики
Дата04.03.2016
Размер81.51 Kb.
ТипДокументы



Информационные технологии на уроках математики.

«Сделать учебную работу насколько возможно

интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву

– одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

К.Д.Ушинский.

Преподавание математики – довольно сложное занятие, а работа с компьютером – это всегда освоение нового, вызывает особый интерес у детей. В связи с этим применение на уроках информационных технологий позволяет практически видоизменить преподавание математики. Достижение всеобщей компьютерной грамотности необходимо всем учащимся для их существования и процветания в обществе, развитие которого будет основываться на информационной технологии. В оценке работы школы и учителя главным является не столько проценты и цифры успеваемости, не количество проведенных мероприятий, а степень готовности молодых людей к жизни, к дальнейшему самообразованию. Поэтому на уроках математики нужно использовать различные формы организации учебной деятельности для развития устойчивого интереса к математике через информационные технологии. Повышение качества общего образования в средней школе в значительной степени определяется достижениями информатики, внедряемыми в обра­зовательный процесс. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом – от управления до воспитания и обеспечения доступности образования. Актуальность данной проблемы связана с необходимостью поиска в новых социально – экономических и педагогических условиях возможности реализации мер, обеспечивающих развитие интереса учащихся к математике. С введением новой формы государственной (итоговой) аттестации на уроках больше внимания уделяется самостоятельным работам учащихся, дифференцированному обучению и электронному репетитору, что дает более эффективное использование учебного времени. Значение математического образования для формирования духовной сферы человека, его интеллектуальных и нравственных ценностей велико. В процессе обучения математике воспитывается настойчивость, целеустремленность, дисциплина, кри­тичность мышления, развиваются математические способности, формируется понимание кра­соты математических утверждений, развивается пространственное воображение. Цель учителя математики: развитие интереса учащихся к обучению, более прочному усвоению знаний, умений и навыков по предмету; развитие у учащихся умения пользоваться многообразием культурной информации, которую предоставляют мультимедиа библиотеки и всемирная сеть Интернет. Задачи: 1. организовать проведение уроков с использованием информационных технологий, способствующих развитию интереса учащихся; 2. сформировать у учащихся необходимость применение персонального компьютера в своей творческой деятельности; 3. использовать в своей работе мультимедиа библиотеки, тесты в программе Ехsel.

Информатизация системы образования. В настоящее время мы являемся свидетелями перестройки традиционной методической системы обучения общеобразовательным предметам, которая фактически независима от информатизации системы образования. Более того, если углубленные реформы школы, зафиксированные в концепции базовой школы, имеют свою стратегию, то педагогически обоснованной стратегии информатизации системы образования фактически нет. За последние несколько лет произошли существенные усовершенствования традиционных педагогических технологий обучения учащихся. К ним можно отнести: концепцию школьного образования; изменение технологических требований к учебникам, нашедшее отражение в самих учебниках и в системе упражнений; реализацию новых государственных стандартов образования. Повлиявших на многие компоненты учебного процесса, а также на процедуру контроля и оценки знаний учащихся (ЕГЭ). Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организационных форм обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения. Современный урок должен синтезировать все лучшее, что связано с педагогическими развивающими и информационными технологиями. Интерес – один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Для воспитания и развития интереса к математике у учителя имеются в основном две возможности: работа на уроке и внеклассная работа. Главной из них является, конечно же, работа на уроке. Устойчивость интереса выражается в длительном его сохранении и в его интенсивности. На начальных ступенях обучения математике идет определение и развитие интереса, затем дальнейшее его поддержание, а устойчивый интерес формируется в 14 – 15 лет. Вот поэтому и применяются информационные технологии. Для того, чтобы организовать проведение уроков математики с применением информационных технологий, надо, во- первых, соотнести уровень технической оснащённости с предлагаемым уровнем учебно-методических материалов по предмету, способности и возможности учащихся класса. Основной момент – усвоение учебного материала через систему творческих заданий и развитие творческих способностей учащихся в целом. Второе затруднение заключается в том, что подавляющее большинство учащихся воспринимает компьютер как машину для развлечений либо, в лучшем случае, как печатную машинку. Для развития творческих способностей у детей, прежде всего, нужно показывать возможность работы не только в текстовых, графических редакторах, табличных процессорах, но и в использовании программ для различных областей человеческой деятельности: бухгалтерии, архитектурного моделирования и т.д. Третье затруднение заключается в том, что большая часть учащихся, не умеет компетентно применять полученные знания по информационным технологиям в реальной жизни. Поэтому учитель должен привить учащимся практические навыки сознательного и рационального использования возможностей персонального компьютера в учебной и профессиональной деятельности, выработать потребность обращаться к компьютеру при решении задач любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и творческой переработке заданий. Поэтому развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Чтобы проявилась творческая сторона личности, нужно организовать развитие личностных качеств на более высоком уровне. Первоочередной задачей учителя является развитие творческой деятельности детей на основе их различных способностей. Информационные технологии на уроках математики. Основные дидактические части компьютерного урока: вступление, организационная часть; актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опорных ЗУН); изучение нового материала (формирование новых ЗУН); закрепление материала – повторение и применение; контроль усвоения, коррекция; обобщение; домашнее задание. Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы (осуществляться полностью или частично с помощью и при поддержке компьютерных средств). Вид компьютерного урока зависит от общей дидактической структуры урока; варианта использования средств ИКТ; вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио). Сам же урок, вплетенный в систему какой – либо педагогической технологии, повышает эффективность усвоения учебного материала.

Для поддержания устойчивого познавательного интереса учащихся к математике используются следующие педагогические приемы:

- использование занимательного материала;

- решение задач практического содержания (прием «Математика вокруг нас»);

- использование исторического материала;

- нетрадиционные формы уроков;

- активные формы контроля;

Чтобы не происходило снижения интереса у детей, необходимо:

- рациональная смена видов деятельности учащихся и видов преподавания;

- создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

- создание ситуации успеха;

- уровневая дифференциация.

Наиболее эффективно применение информационных технологий возможно при:

  • мотивации введения понятия;

  • обучении (подаче материала);

  • демонстрации;

  • моделировании;

  • отработке определенных навыков и умений;

  • контроле знаний;

  • организации исследовательской деятельности учащихся;

  • интегрировании предметов естественно-математического цикла.

Можно проводить различные виды уроков с использованием компьютера:

  • урок - исследование;

  • урок практической работы;

  • урок-зачет;

  • урок-заседание творческой лаборатории;

  • интегрированный урок.

Изучение математики предполагает насыщение урока интересными и сложными задачами. Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения можно включить занимательные задачи. Уроки математики с использованием компьютерных технологий учитель должен разрабатывать самостоятельно. Например, составив презентацию по теме, а затем с помощью мультимедиа проектора все это предлагается для изучения учащимся, а также проведение зачетов по геометрии в форме проектов, выполненных самими учащимися. Чтобы повысить эффективность урока математики, заинтересовать учащихся, целесообразно использовать, имеющиеся электронные учебники. Учитывая то, что учащиеся выпускных классов должны сдавать экзамены, в которых используются тесты, на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения использую тесты, составленные в программе Ехsel, что позволяет экономить не только время, но и позволяет учащимся сразу же увидеть свои пробелы в знаниях, а также повышается сама эффективность урока. Преимущество тестирования состоит в следующем:

  1. При устном ответе на вопрос учителя учащийся часто комплексует под пристальным вниманием учителя и одноклассников, а при тестировании этот эффект исключен, так как он работает один на один с вопросами. Никто не слышит его ответа.

  2. Уменьшается количество стрессовых ситуаций, которое сказывается на психическом здоровье учащихся.

  3. Компьютерное тестирование приобщает учащихся и учителей к компьютерной технике.

Воспитанию интереса к математике способствует знакомство учащихся с практическим применением изученного материала, знакомство с новыми математическими знаниями. Участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно усиливает интерес учащихся к математике и улучшает качество образования. Большое значение для решения данной задачи имеют отношения: учитель ↔ ученик, ученик → ученик, а также отношение учителя и учащихся к предмету. В большей степени благоприятность данных отношений зависит от учителя, его нравственности или безнравственности, его требовательности к себе и самоконтроля. Однако опыт показывает, что практические навыки работы на компьютере для учащихся оказываются в их дальнейшей учебной и трудовой деятельности гораздо более важными, чем умение составлять программы на языках Basic и Pascal, ибо программистами в дальнейшем становятся далеко не все учащиеся. Ребята сначала должны осваивать клавиатуру, работу в простейших текстовых редакторах и далее в более сложных приложениях, а затем, через осознание практических навыков перейти к глубинному пониманию информационных процессов. При этом нужно учитывать личностный подход к учащимся. При развитии творческих способностей такой подход необходим, прежде всего потому, что только учёт личностных характеристик и субъективного опыта учащихся помогает предоставить возможность наиболее полно раскрыть их творческий потенциал. Таким образом, если учитель использует в своей работе информационные технологии, то он прогнозирует в результате получить развитие творческой активности и творческих способностей учащихся через систему специальных заданий, повышение качества знаний учащихся по предмету. Эффективность применения информационных технологий наиболее ярко проявилась в творческой активности детей:

  • проявление творческих качеств личностей детей, занимающихся сверх программы и сверх временных границ курса обучения;

  • наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий (ребусы, кроссворды, доклады);

- активность детей в учебном процессе и других видах деятельности;

- приоритет в образовательном процессе творческой деятельности учащихся;

- участие учащихся в разработке творческих проектов;

- интерес и эмоциональный комфорт учащихся при работе над нестандартным творческим заданием. Таким образом, использование информационных технологий в процессе обучения повышает эффективность уроков математики, повышает интерес детей к предмету, развивает их творческие способности и помогает учащимся быть более подготовленными к современным условиям жизни.