|
Теория задания 7 Теория задания 7
ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Как должен выглядеть ответ:
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного:
Согласно (кому? чему?)
Благодаря (кому? чему?)
Вопреки (кому? чему?)
Подобно (кому? чему?)
Наперекор (кому? чему?)
Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже:
в меру (чего?)
в течение (чего?)
в продолжение (чего?)
в силу (чего?)
в заключение (чего?)
в виде (чего?)
по причине (чего?)
наподобие (чего?)
Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях.
Все, кто смотрел на него, не могли не заметить…
мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч.
Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.
ИЛИ
Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама.
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В задании с буквой должны быть кавычки
Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным.
Объяснение:
Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка».
Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке».
ошибка в построении предложения с однородными членами
Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом.
Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка.
Например, «я люблю рисовать и живопись»
Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не только ждали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка.
нарушение однородности понятий
в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи
Например, «я люблю рисовать и живопись»
нарушение однородности синтаксических элементов
Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка.
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Задание с буквой начинается с деепричастного оборота
Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.
Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев.
Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя»
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Ищем в заданиях с буквой причастный оборот
Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный?
Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д.
Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему.
неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ».
Например, «Дима признался, что я сегодня не готов к уроку».
Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении
| Вид ошибки
| Пример
| 1)
| Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку.
| О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор.
| 2)
| Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет.
| Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором.
| 3)
| Определение находится в отрыве от определяемого слова.
| Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа.
| 4)
| Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку.
| В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
| 5)
| Ошибочное местоположение предлога.
| Через часа два спор закончился (часа через два)
| 6)
| Ошибочное местоположение составного союза.
| Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной.
| 7)
| Ошибочное местоположение частицы бы.
| Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником.
| Ошибки в употреблении предлогов
Вид ошибки
| Пример
| 1)
| Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за
| Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга.
| 2)
| Отсутствие предлога.
| Нельзя не приклоняться его героизмом.
| 3)
| Наличие ненужного предлога.
| Автор описывает о событиях послевоенного времени.
| КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК:
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
неправильное употребление падежной формы существительного
нарушение связи между подлежащим и сказуемым
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
ошибка в построении предложения с однородными членами
нарушение однородности понятий
нарушение однородности синтаксических элементов
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
нарушение в построении предложения с причастным оборотом
неправильное построение предложения с косвенной речью
нарушение порядка слов в простом предложении
ошибки в употреблении предлогов |
|
|