Главная страница


Конкурс «Учитель года 2011»



Скачать 31.67 Kb.
НазваниеКонкурс «Учитель года 2011»
Дата03.03.2016
Размер31.67 Kb.
ТипКонкурс

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Учителя математики

МОУ «Оршинская средняя

общеобразовательная

школа»

Завьяловой Ольги Юрьевны

Конкурс «Учитель года - 2011»

Моё педагогическое кредо – прежде любить, потом учить. Диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Каждый человек, размышляющий о смысле жизни, своих возможностях и ценностях, в сущности, философ. Учитель – вдвойне, так как эта профессия одна из самых ответственных.

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития». Эта мысль Льва Семёновича Выготского направляет мой творческий поиск на постоянное совершенствование методик, углубление не только в предмет, но и в психологию современных детей.

Воображение рисует передо мной образную картину, которая поможет осмыслить мою педагогическую философию.

Вот винтовая лестница, она высокая с бесконечным количеством ступенек. По ним пойдут дети, а поведу их я - учитель. Мои знания, мой опыт, моё терпение и трудолюбие должны помочь каждому в преодолении ступеньки за ступенькой. И именно я помогу ребятам объединиться, научу их логически мыслить, правильно действовать, не бояться трудностей, находить выход из любой запутанной ситуации. Я им необходима!

И вот мы поднимаемся по ступенькам винтовой познавательной лестницы. Почему именно винтовой? Потому что она необычна, она интереснее, чем обыкновенные прямые лестницы, хорошо знакомые детям. Уроки - ступеньки на этой лестнице становятся какими-то головокружительными, заманчивыми, захватывающими. Тут каждый испытывает, развивает и закаляет себя как человека, испытывает, развивает и закаляет свои возможности, способности. Конечно, этому будет способствовать не лестница сама по себе, а те способы подъёма по ней, те формы общения, стимулирования, которые я буду вносить в их школьную жизнь.

Образ ступенек понадобился для отражения воспитательной роли урока. Тут нельзя толкаться, нельзя думать только о себе. На узких и высоких ступеньках крутой лестницы легче осмысливаются проблемы взаимопомощи, чуткости, дружбы; проблемы воспитания, обучения и развития; взаимодействие учителя, ученика и семьи.

Почему ступеньки высокие? А как же иначе? Зачем же я нужна детям, если по ступенькам учения они смогут подняться сами? Школьные науки существуют вместе со мной - с их учителем. Ступеньки высокие потому, что, следуя теории развивающего обучения, учебный материал, с одной стороны, должен соответствовать уровню развития сил ребёнка (то есть уровню, который считается уже достигнутым), с другой стороны - должен быть значительно отдалён от него; иначе, если возможности ребёнка и учебный материал станут равны, дальнейшее активное развитие ребёнка не состоится.

Но как же в таком случае ребёнку усвоить учебный материал? Своими силами ему, конечно, не справиться с ним. Ему нужен посредник, который сделает учебный материал доступным для него и тем самым поможет ему подняться выше. В этом процессе ребёнок будет познавать мир, впитывать в себя нормы общественной жизни. Ступеньки должны быть высокими, а я - предводитель детей, посредник между их силами и миром науки и человечности - должна быть преданным им человеком.

Я должна быть главным организатором движения каждого ребёнка вверх. Хочется спросить: «Ну как, ребята? Трудно вам подниматься по этим ступенькам?» Трудно. Но так и должно быть! Но одно дело, когда стоишь перед трудностью один на один и не знаешь, что делать. И другое дело, когда знаешь что делать, знаешь к кому обратиться за помощью и советом. Да, это совсем другое дело. Трудность не помеха познавательному интересу, наоборот, когда трудно, тогда и интересно! Трудно потому, что надо думать, надо искать. Надо делать, надо соображать! Трудно потому, что ваши силы ещё не совсем окрепли. Но у меня, вашего наставника, есть сила, я потому и есть для вас, чтобы поделиться ею с вами. Нет, я не буду брать каждого из вас на руки и ставить на последующую ступень.

Моя же задача иная: помочь каждому преодолеть все трудности и познать радость победы, научить высказать своё мнение (с аргументами, рассуждениями), научить поставить вопрос (серьёзный, умный, содержательный), оценивать старания и результаты работы товарища, планировать свои действия. Ведь каждая крупица мысли, заряженная страстью познания, радостью открытия, чувством сотрудничества и взаимопомощи, сливается в единое целое - личностное и коллективное познание себя и мира.

И, наверное, моё учительское счастье состоит в том особом доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце. И дай мне Бог каждое своё слово, каждый свой шаг совершать во благо наших детей, их будущего, а значит и будущего нашей Родины - России.