Этапы урока
| Задачи этапа
| Визуальный ряд
| Деятельность учителя
| Осуществляемая деятельность учащихся
| Формы организации совзаимодействия
| Формируемые умения
(универсальные учебные действия)
|
1
| 2
|
| 3
| 4
| 5
| 6
|
I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая подготовка
| Высказывание
Слайд№1
Мы пришли сюда учиться! Не лениться, а трудиться! Работаем старательно! Слушаем внимательно!
| Приветствие учащихся, проверка готовности
к уроку
| Демонстрируют готовность к уроку
| Фронтальная
| Регулятивные: контролируют свои действия
Личностные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
|
II.Ак
Туали
зации знан
ий и уме
ний
| Продемонстрировать необходимость знания точного определения.
| Слайд №2
Слайд№3
Слайд №4
| Вступительное слово учителя. Повторение действий с натуральными числами и их округление
-Работа на внимание:
354;187;353;345
Как называются эти числа?
Прочитайте ряд чисел в порядке возрастания, затем в порядке убывания.
Сравните: 187 и 453; 354 и 345
Какое число лишнее? (187)
Почему?
Какие арифметические действия вы могли бы выполнить с этими числами?
- Игра « Пчелка» Пчелка сидит на крайней левой клетке, она перелетела на одну клетку вправо, на две клетки вниз. Задача - сложить числа тех квадратов, на которые перелетает пчелка. (12+24+86=122≈100 )и округлить ответ до сотен .
- Пчелка сидит на крайней правой клетке, она перелетела на две клетки влево, на одну клетку вниз. Задача – сложить числа тех квадратов, на которые перелетает пчелка. ( 36+12+43-62=1920) округлить ответ до десятков
12
| 24
| 36
| 43
| 12
| 62
| 75
| 86
| 97
| Цепочка вычислений
+4040
50
:3
- 10
:5
*8
| Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы
| Фронтальная
| Познавательные Поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные Выделение и осознание того, что уже пройдено.
Постановка цели учебной задачи, синтез
Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог
|
III.Це
леполагание и мотивация
| Определить тему и цели урока.
| на столах учеников лежат заготовленные комплекты ручек и блокнотов для эксперимента
Слайд№ 5
Слайд№6
| Учитель продолжает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.
Задает учащимся наводящие вопросы.
Вместе с учениками определяет тему урока.
Инструкция проведения эксперимента (необходимо прибрести подарочные наборы состоящие из ручки и блокнота. Если имеются ручки( 4 цветов : красная, синяя, черная, зеленая ) и записные книжки( большая и маленькая) и предложите формы записи варианты наборов
|
Группы составляют экспериментальным путём 8 наборов и предлагают свои формы записи наборов:
Красная и большая;
Красная и маленькая;
синяя, и большая; синяя и маленькая; черная и большая; черная и маленькая; зеленая и большая; зеленая и маленькая
| Групповая
| Познавательные Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные выдвижение гипотез
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу
Личностные умение выделять нравственный аспект поведения
|
IV.Изучение нового материала
| Объяснение материала
| Работа с учебником
Слайд№7;8
( опреденение комбинаторики,способы перебора и дерево возможн
| Откройте учебник стр.38 внимательно посмотрите, и скажите: кто сможет сформулировать тему нашего урока?
Внимательно изучите страницы 38-39 учебника и ответьте на вопрос: « Чем мы будем заниматься на уроке?»
Сегодня мы с вами будем решать задачи нового вида по комбинаторике .Узнаем способы их решения и записи.
Люди, которые умело, владеют техникой решения комбинаторных задач, а, следовательно, обладают хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные варианты решений, очень часто находят выходы, казалось бы, из самых трудных безвыходных ситуаций.
Приведите примеры сказочных героев, которые находили бы выход из любой сложной и трудной ситуации.
В жизни эти умения очень часто помогают человеку. Ведь в повседневной жизни нередко перед нами возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень важно не упустить ни один из них. Для этого надо осуществить перебор всех возможных вариантов или хотя бы подсчитать их число.
Такого рода задачи называют комбинаторными
| Отвечают
« Комбинаторные задачи» и записывают
Что означает слово «комбинаторика», Какие задачи называются комбинаторными? Какие способы решения задач имеются? Способ
« дерево возможных вариантов»
Приводят примеры: Барон Мюнхгаузен, т.д.
| Индивидуальная фронтальная
| Познавательные Поиск и выделение необходимой информации. Анализ объектов
Регулятивные: умение обрабатывать информацию ; представлять информацию в виде схемы
Коммуникативные умение достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог
Личностные: развивать мышление, воображение. внимание, наблюдательность
|
|
| Флеш-демонстрация ЭП«Цифровые коды». учебник
| Рассмотрим интересную задачу №1
(Цифровые коды ) двумя способами записи решения: способ перебора и дерево возможных вариантов.
| Слушают и записывают в тетради решение задачи
| Индив
|
|
V.Первичное осмысление и закрепление знаний
| осмысление«способа перебора» , « дерева возможных вариантов»;
| Интерактивная доска, учебник с.38
| Задача №2 Расписание уроков.
В четверг в 1 классе должно быть три урока: русский язык, математика, физкультура. Сколько различных вариантов расписания можно составить на этот день?
Комментирует, направляет работу учащихся
| два ученик а у доски, ( рассматривают два способа решения с проговариванием алгоритма решения вслух.) остальные в тетради выполняют задание №2 используя объяснения в учебнике
Ответ: РМФ;РФМ;МРФ;МФР;ФМР;ФРМ
| Индив.
| Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.Анализ объектов и синтез
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог,Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)
Личностные Ориентация в межличностных отношениях
|
VI.
Физ
пауза
|
|
| Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Раз – поднялись потянулись,
Два – согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – три кивка,
Пять руками помахать,
Шесть – тихонько сесть
| Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
|
|
|
VII.
Закрепление изученного на уроке, решение задач
| Практическое применение понятия «способ перебора» , « дерево возможных вариантов»;
| Учебник с.40
ЭП лаборатория
«Комбинаторика»
Учебник с.41
Слайд№9;10
| Выступает в роли тьютора для слабых учащихся
Какие двузначные коды можно составить, используя только цифры 3 и 7?
Рассмотрим задачу№110
В магазине продаются полотенца трёх видов: в полоску, в клетку и в горошек. Мама хочет подарить каждой из трёх дочерей по полотенцу, причём так, чтобы одинаковых у них не было. Сколькими способами она может раздать три разных полотенца девочкам?
Указание. Введите обозначения: П — полоска, К — клетка, Г — горошек
Предлагает решить № 121
Школьники из Волгограда решили на каникулах побывать в Нижнем Новгороде, а затем поехать в Москву. Сколькими различными способами могут ребята осуществить своё путешествие, если из Волгограда в Нижний Новгород можно отправиться на теплоходе или поезде, а из Нижнего Новгорода в Москву — на самолёте, теплоходе, поезде или автобусе?
Служитель зоопарка должен дать зайцу два различных овоща. Сколькими различными способами он может это сделать, если у него есть морковь, свекла, капуста?
| Учащиеся выполняют задания из учебника №104 и записывают решения в тетради
Решение 37,33,73,77
Выдвигают свои версии, по желанию выходят к доске записывают результаты
Два ученика у доски рассматривают два способа решения: перебора
Решение
ТС , ТТ ТП , ТА , ПС, ПТ, ПП, ПА
дерево возможных вариантов
Составляют способы:МС – СМ, МК – КМ, СК – КС
| Индив.
фронтальная.
| Познавательные Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов
Регулятивные Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция
Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог Поддержание здорового духа соперничества для
поддержания мотивации учебной деятельности
Личностные развитие самостоятельности учащихся на теории и практике,
профессиональное самоопределение,
|
Слайд № 11; 12
| Вариант1. На завтрак Вова может выбрать плюшку, бутерброд, пряник или кекс, а запить их он может кофе, соком или кефиром. Из скольких вариантов завтрака Вова может выбирать?
Вариант2. В костюмерной имеются жёлтая и белая кофты, а также синяя, красная и чёрная юбки. Сколько из них можно составить различных костюмов?
| учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа по вариантам и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном на доске
Первые 6 учащихся справившихся с заданием показывают учителю.
| Индивид.
|
VIII.
Рефлк
сивно-оценочный этап
| Зафиксировать новые понятия «комбинаторика», «способ перебора», « дерево возможных вариантов»; организовать самооценку учеников собственной учебной деятельности.
.
|
| Оцените свою деятельность на уроке.
Достигли ли вы поставленной цели на уроке?
Где встречаются рассмотренные нами задачи в жизни?
Кому и в чем помог разобраться сегодняшний урок?
Выставление оценок.
| Проводят самооценку собственной учебной деятельности. Показывают соответствующий смайлик.
Соотносят цель урока и результаты ими полученные, фиксируют степень их соответствия.
Отвечают: в школе с расписанием уроков; кодовые замки в подъездах; на чемоданах, сейфах, меню в столовой
Намечают дальнейшие цели деятельности
|
| Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли
Личностные: нравственно-этическая ориентация
|
IX.
Домашнее зада
ние
| Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
|
| Задает дозированное домашнее задание
Сегодня мы говорили о комбинаторных задачах. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.8 на стр.38-39 и решите №105,108.
А еще я предлагаю вам побыть дома в роли дизайнера и разработать проект, по созданию из цветных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белых, синих, красных флаги государств. Выясните, сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой, отличный от других, флаг. Выяснить, какие из них имеют страны мира в действительности.
Спасибо за работу на уроке!
| Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока
Всем: п. 8, с 38-39 №105,108
По желанию:
Выполнить проект по созданию флагов государств из трех цветных полосок (белых, синих, красных) расположенных горизонтально. Выяснить, какие из них имеют страны мира в действительности
|
| Познавательные: отработка алгоритма решения комбинаторных задач; творческая переработка изученной информации; поиск в традиционных источниках: в Интернете и электронных книгах.
-
|