Главная страница

Рабочая учебная программа по математике 9 класс Учитель: Абраменко В. А. 2011 год пояснительная записка



Скачать 188.05 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по математике 9 класс Учитель: Абраменко В. А. 2011 год пояснительная записка
Дата05.04.2016
Размер188.05 Kb.
ТипРабочая учебная программа


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Княжегорская средняя общеобразовательная школа»


« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждено»

Руководитель МО Зам. директора по УР Директор

МОУ «Княжегорская СОШ»

________/ Малинина О.М. _______ / В.А.Абраменко / __________ / Т.Н.Пронина/

«___»_____________2011г. «___»_____________2011г «___»________­­­­­___2011г


Рабочая учебная программа

по математике 9 класс

Учитель: Абраменко В.А.


2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Цели обучения.

      Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

     

      Общая характеристика учебного предмета.

Математика нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей ре­альности. Язык математики подчеркивает значение как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения математики является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математиче­скому творчеству. Другой важной задачей изучения математики является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Содержание рабочей программы.

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося и выпускника, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования;

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

  • авторского тематического планирования учебного материала;

  • базисного учебного плана 2004 года.


Место предмета в базисном учебном плане

Курс математики 9 класса состоит из следующих предметов: «Алгебра», «Геометрия», «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятности», которые изучаются блоками. В соответствии с этим составлено тематическое планирование.

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики в 9 классе отводится 5 часов в неделю. Планирование составлено на 170 уроков (34 рабочих недели) (алгебра - 102 часов, геометрия – 68 часов).
Контрольных работ всего – 11.

Из них: по алгебре – 6, по геометрии – 4, итоговая – 1
ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
Тема 1 «Неравенства и системы неравенств» (13 часов)
Раздел математики. Сквозная линия

        Уравнения и неравенства.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика

      Числовые неравенства и их свойства.

        Линейные неравенства с одной переменной.

        Решение неравенства.

        Квадратные неравенства.

        Рациональные неравенства.

        Системы неравенств.

 

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь решать линейные неравенства с одной переменной.

        Уметь решать квадратные неравенства.

        Уметь решать рациональные неравенства.

        Уметь решать системы неравенства.
 Уровень возможной подготовки обучающегося
        Уметь решать линейные, квадратные, рациональные неравенства и их системы.

        Знать как используются неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач.

        Уметь решать неравенства с модулем.

Уровень обязательной подготовки выпускника

Уровень возможной подготовки выпускника


Тема 2 «Вводное повторение» (2 часа).

«Векторы. Метод координат» (19 часов)
 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Вектор. Откладывание вектора от данной точки. Длина (модуль) вектора.

  • Коллинеарные и равные векторы.

  • Операции над векторами: сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число на число.

  • Средняя линия трапеции.

  • Вектор. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов.

  • Координаты вектора.

  • Операции над векторами: умножение вектора на число, сложение, разложение.



Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

        Уметь производить операции над векторами.

        Уметь вычислять значения геометрических величин.

  • Уметь решать геометрические задачи с применением векторов.

  • Уметь решать геометрические задачи координатным методом.


Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

        Уметь производить операции над векторами.

        Уметь вычислять значения геометрических величин.

  • Уметь решать геометрические задачи с применением векторов.

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

  • Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Уровень подготовки выпускника

Знать и понимать:

  • понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов;

  • операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число);

  • законы сложения векторов, умножения вектора на число;

  • формулу для вычисления средней линии трапеции.

Уметь:

 откладывать вектор от данной точки;

  • пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося при умножении вектора на число;

  • применять векторы к решению задач;

  • находить среднюю линию треугольника;

раскладывать вектор. 
Уровень обязательной подготовки выпускника



Уровень возможной подготовки выпускника

Тема 3 «Системы уравнений» (15 часов)
 Раздел математики. Сквозная линия

  • Уравнения и неравенства.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными.

  • Система уравнений; решение систем уравнений.

  • Система двух линейных уравнений с двумя переменными.

  • Решение систем уравнений подстановкой.

  • Решение систем уравнений алгебраическим сложением.

  • Решение нелинейных систем уравнений.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь решать несложные нелинейные системы уравнений.

  • Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом с помощью систем уравнений, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи.

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать нелинейные системы уравнений различными методами.

  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры.

  • Уметь строить графики уравнений с двумя неизвестными.

  • Уметь решать неравенства и системы неравенств с двумя неизвестными.


Уровень обязательной подготовки выпускника



Уровень возможной подготовки выпускника



Тема 4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» (14 часов)

 

Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Синус, косинус и тангенс углов от 0о до 180о.

  • Угол между векторами.

        Теорема синусов и теорема косинусов. Примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

        Формула, выражающая площадь треугольника через две стороны и угол между ними.

        Скалярное произведение векторов.

 

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь производить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами, скалярное произведение.

        Уметь вычислять значения геометрических величин, в том числе: для углов от 0о до 180о определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников.
 Уровень возможной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

        Уметь производить операции над векторами.

        Уметь вычислять значения геометрических величин.

  • Уметь решать геометрические задачи, применяя тригонометрические функции и скалярное произведение.

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

  • Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве, используя скалярное произведение векторов.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



Уровень обязательной подготовки выпускника
 
Уровень возможной подготовки выпускника



Тема 5 «Числовая функция» (25 часов)
Раздел математики. Сквозная линия
        Функция
Обязательный минимум содержания образовательной области математика


  • Понятие функции. Область определения и область значений функции.

  • Способы задания функции.

  • График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства.

  • Четные и нечетные функции.

  • Степенные функции с натуральным и целым показателем, их свойства и графики.

  • Функция , ее свойства и график


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося


  • Уметь находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу.

  • Уметь находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.

  • Уметь определять свойства квадратичной функции по ее графику.

  • Уметь описывать свойства квадратичной функции, строить ее график.

  • Знать свойства степенной функции с натуральным и целым показателем.

  • Знать свойства функции .

 

Уровень возможной подготовки обучающегося


  • Понимать, что функция – это математическая модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными величинами.

  • Уметь определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств.

  • Уметь строить графики различных функций с помощью параллельных переносов.

  • Уметь интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Уровень обязательной подготовки выпускника
Уровень возможной подготовки выпускника

 

Тема 6 «Длина окружности и площадь круга» (12 часов)

 

Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

        Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники. Сумма углов правильного многоугольника.

        Длина окружности, число π; длина дуги.

  • Площадь круга и площадь сектора.

  • Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника. 


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

        Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

  • Уметь изображать геометрические фигуры; Выполнять чертежи по условию задачи.

  • Уметь вычислять длины дуг окружности, длину окружности, периметры и площади правильных многоугольников, площади круга и сектора.

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

  • Уметь решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства.

  • Уметь выполнять построения правильных многоугольников.


Уровень обязательной подготовки выпускника

  • Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если каждый его угол равен а) 60о; б)135о; в) 150о?

  • Найдите площадь правильного восьмиугольника, если радиус его вписанной окружности равен 6 см.

  • Найдите длину дуги окружности радиуса 12 см, если ее градусная мера равна 60о.

  • Длина окружности цирковой арены равна 41 м. Найдите диаметр и площадь арены.

 

Уровень возможной подготовки выпускника


  • В круг, площадь которого равна 36π см2, вписан правильный шестиугольник. Найдите сторону шестиугольника и его площадь.

  • Постройте правильный восьмиугольник, сторона которого равна данному отрезку.

  • Даны два круга. Постройте круг, площадь которого равна сумме площадей данных кругов.


Тема 7 «Прогрессии» (16 часов)

 

Раздел математики. Сквозная линия
        Вычисления и числа.

  • Выражения и преобразования.



Обязательный минимум содержания образовательной области математика
        Понятие последовательности.

  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.

  • Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий.

  • Формулы суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.

 

Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

        Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.

        Решать несложные задачи с применением формул общего члена и суммы нескольких первых членов прогрессий.

 Уровень возможной подготовки обучающегося

        Понимать смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.

        Распознавать арифметические и геометрические прогрессии.

  • Решать задачи с применением формул общего члена и нескольких первых членов прогрессий.



Уровень обязательной подготовки выпускника

 
Уровень возможной подготовки выпускника


Тема 8 «Движение» (10 часов)

Тема 9 «Об аксиомах геометрии (1 час)

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика

Материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки учеников.
Требования к математической подготовке

 

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Примеры движения фигур.

  • Центральная и осевая симметрия.

  • Параллельный перенос.

  • Поворот.


Уровень возможной подготовки выпускника


  • Даны точка О и треугольник АВС. Постройте фигуру F, на которую отображается треугольник АВС при центральной симметрии с центром О. Что представляет собой фигура F?

  • Постройте треугольник, который получается из данного треугольника АВС поворотом вокруг точки А на угол 160о против часовой стрелки.



Тема 10 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей»

(12 часов) 

Раздел математики. Сквозная линия
        Числа и вычисления.

        Множества и комбинаторика.

        Статистика.

        Вероятность.
Обязательный минимум содержания образовательной области математика
       Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

       Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

  • Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

  • Средние значения результатов измерений.

  • Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

  • Понятие и примеры случайных событий.

  • Частота события, вероятность случайного события. 


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

       Уметь решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов.

       Уметь решать комбинаторные задачи с использованием правила умножения;

  • Уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках.

  • Уметь составлять таблицы, строить диаграммы, графики.

  • Уметь вычислять средние значения результатов измерений.

  • Уметь находить вероятности случайных событий в простейших случаях.



Уровень возможной подготовки обучающегося


  • Уметь находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией.

  • Понимать различные статистические утверждения.



Уровень обязательной подготовки выпускника


  • Сколькими способами могут разместиться 6 человек в салоне автобуса на шести свободных местах? 

  • Сколько трехзначных чисел, в которых нет одинаковых цифр, можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5?

  • Из 12 членов туристической группы надо выбрать трех дежурных. Сколькими способами можно сделать такой выбор?

  • Какова вероятность того, что при бросании игрального кубика выпадет более 4 очков?

  • В таблице показан расход электроэнергии некоторой семьей в течение года:




Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Расход электроэнергии, квтч


85


80


74


62


54


68


58


54


58


64


74


86


Построить столбчатую диаграмму расходов электроэнергии семьи в течение года.
Уровень возможной подготовки выпускника


  • Из 20 вопросов к экзамену Вова 12 вопросов выучил, 5 совсем не смотрел, а в остальных что-то знает, а что-то нет. На экзамене в билете будет три вопроса.

а) Сколько существует вариантов билетов?

б) Сколько из них тех, в которых Вова знает все вопросы?

в) Сколько из них тех, в которых есть вопросы всех трех типов?

г) Сколько из них тех, в которых Вова выучил большинство вопросов?

  • Случайным образом одновременно выбирают две буквы из 33 букв русского алфавита. Найдите вероятность того, что:

а) обе они гласные;

б) среди них есть буква «ь»;

в) среди них нет буквы «а»;

г) одна буква гласная, а другая согласная.

 
Тема 11 «Итоговое повторение. Решение задач» (29 часов)

 

Раздел математики. Сквозная линия
        Числа и вычисления.

  • Выражения и преобразования.

  • Уравнения и неравенства.

  • Функции.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.


Обязательный минимум содержания образовательной области математика
        Арифметические действия с рациональными числами.

  • Преобразования многочленов, алгебраических дробей. Свойства степени с натуральным показателем. Прогрессии.

  • Уравнение с одной переменной. Системы уравнений. Неравенства с одной переменной и их системы.

  • Функции: у = kx, y=kx+b, , y= x2, y= x3, у= хn, y= ax2+bx+c, их свойства и графики.

        Начальные понятия и теоремы геометрии

  • Треугольник, его свойства. Равенство и подобие треугольников. Решение треугольника.

  • Четырехугольники и многоугольники.

  • Окружность и круг.

  • Измерение геометрических величин.

  • Векторы.


Требования к математической подготовке

 

Уровень обязательной подготовки выпускника



  • Как проверить, что выпиленная из листа фанеры фигура является прямоугольником?

  • Начертите три неразвернутых угла и обозначьте каждый из них одним из трех способов.

  • С помощью транспортира найдите градусные меры углов треугольника АВС. (Задан чертеж треугольника АВС).

  • В равностороннем треугольнике АВС проведены биссектрисы АК и АМ, которые пересекаются в точке О. Найдите углы треугольника АОМ.

  • Докажите, что в равнобокой трапеции диагонали равны.

  • Разделите данный отрезок пополам с помощью циркуля и линейки.


Уровень возможной подготовки выпускника



  • В ромбе высота, проведенная из вершины тупого угла, делит его сторону пополам. Найдите: а) углы ромба; б) его периметр, если меньшая диагональ равна 3,5 см.

  • Хорда окружности пересекает ее диаметр под углом 30о и делится им на части, равные 12 см и 6 см. Найдите расстояние от середины хорды до диаметра.

  • Дан луч ОА. Постройте фигуру, центрально-симметричную ему относительно точки О. Что это за фигура?

  • Как расположены относительно друг друга две окружности (О1; R1) и (О2; R2), если О1О2 = 2 см, R1 = 4 см и R2 = 6 см?

  • Постройте треугольник по стороне, опущенной на нее высоте и прилежащему к ней углу.


Литература


  1. Дорофеев Г. В. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. М., «Дрофа», 2001.

  2. Концепция математического образования (проект)//Математика в школе.- 2000. – № 2. – с.13-18.

  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010// «Вестник образования» -2002- № 6 - с.11-40.

  4. Мордкович А.Г., Семенов П.В. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Часть 1. М., «Мнемозина», 2011.

  5. Мордкович А.Г., Александрова Л.А. и др. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2. М., «Мнемозина», 2011.

  6. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2006.

  7. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5 – 11 классы. М., «Дрофа», 2003.

  8. Стандарт основного общего образования по математике//«Вестник образования» -2004 - № 12 - с.107-119.


Электронные учебные пособия


    1. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.