Главная страница

Проектная деятельность на уроках математики Чеботарева Ирина Вячеславовна, учитель математики



НазваниеПроектная деятельность на уроках математики Чеботарева Ирина Вячеславовна, учитель математики
Дата05.04.2016
Размер301 Kb.
ТипДокументы

Проектная деятельность на уроках математики

Чеботарева Ирина Вячеславовна, учитель математики


Во все времена школа, помимо обучения детей основам наук, выполняла и важнейшую задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе.

Сегодня школа должна решить непростые вопросы: какой должна быть новая модель образования и как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса изменить свою работу с целью выполнения социального заказа, и что очень важно, сделать привлекательной эту модель для самих учащихся.

Одним из решений этой проблемы может быть организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся и навыков исследовательской, проектной деятельности, что способствовало бы формированию выше указанных качеств будущих выпускников.

Осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой технологии в педагогике, которая позволит эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно добывать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в современном обществе, к меняющимся условиям жизни, правильно будет ориентироваться в выборе профессии и будет жить творческой жизнью.

Главные цели введения метода проектов на уроках математики:

  • показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках математики в школе исследовательский опыт;

  • реализовать свой интерес к предмету математики; приумножить знания по математике и донести приобретенные знания своим одноклассникам;

  • продемонстрировать уровень обученности по математике; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;

  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов.

В процессе проектной деятельности по предмету математика расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык. Ученик способный к такой исследовательской деятельности способен занять определенную жизненную позицию при оценке любой социальной ситуации. Опыт изучения проектной деятельности показывает высокий уровень обученности по математике, богатый словарный запас по предмету. У учащихся к выпуску наблюдается формирование всех компонентов исследовательской культуры: мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация); умения и навыки работы с дополнительными источниками информации; умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.

Проекты бывают:


а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время для решения небольшой проблемы);

б) долгосрочные, предусматривающие решение достаточно сложной проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов, опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать серию подпроектов, которые могут образовывать целую программу. Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.

Типы проектов (если тебе трудно понимать смысл текста читай только жирный шрифт и примеры).

а) исследовательские. Пример: проекты для старшеклассников: эссе, исследовательские рефераты.

б) творческие. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в) игровые. Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные. Пример: различные сообщения, доклады.

д) практико-ориентированные. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие.

Я использую следующую классификацию проектов.
По продолжительности подготовки:
– краткосрочный
– средней продолжительности
2. По количеству участников:
– индивидуальный
– групповой (4-6 человек)
По методу:
– творческий
– исследовательский
– информационный.


Творческие проекты: математическая газета, книжка – раскладушка.

Информационные проекты

В 5-м классе “Старинные меры”, в 6-м классе “Пропорции вокруг нас”, «Некоторые приёмы быстрого счёта», «Математика в жизни человека», «Пространственные фигуры».

Исследовательские проекты

5 класс «Формулы», «Родословная в числах».

«Проектная и исследовательская деятельность учащихся при изучении математики»

Вернуться к списку участников конкурса

Содержание


Введение

Глава 1. Проектная деятельность на уроках математики 

Глава 2. Исследовательская деятельность на уроках математики

Глава 3. Научное общество учащихся

Заключение

Список литературы

В человеке заложены безграничные источники творчества, иначе бы
 он не стал человеком. Нужно их освободить и вскрыть, ставя
человека в подходящие общественные и материальные условия.

А.Н. Толстой

Введение


Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.  Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности. Предусматривается достижение следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся;

- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- воспитание целеустремленности системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Но возникает закономерный вопрос, желает ли само подрастающее поколение этого развития и воспитания? Даже в самых элитных средних учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учебы.  Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в  различного рода телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации через интернет, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

В условиях нового  подхода  к организации занятий  должен перестроиться сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Таким образом, устраняется доминирующая роль педагога. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектный метод.

Развитие личности школьника обеспечивается содержанием математического образования и той средой, создаваемой учителем на уроке и вне его, которая благоприятна для развития его способностей

Три года назад я обратилась к проектной деятельности, которая требует от учителя не столько «объяснения» знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.


Глава 1. Проектная деятельность на уроках математики


Проектная деятельность по своей сути творческая. Самые современные области человеческой деятельности – дизайн и PR – основаны на проектировании. Проектированием занимаются имиджмейкеры и маркетологи, поэтому проектирование может стать основой профильных спецкурсов.

В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они еще и учатся тому, как самостоятельно в современной жизни приобретать эти знания.  Это чрезвычайно важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить. Одна из причин внимания к новому методу — проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Внешний результат – можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.       

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:

- постановка проблемы;

- формулировка гипотезы;

- планирование действий;

- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т.д.);

- защита, презентация проекта.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Прикладной проект. В этом проекте с самого начала четко обозначается результат деятельности его участников:

- проект математического закона или свода правил;

- модель какого-то объекта, процесса доказательства теоремы;

- конструкторский проект и т.д.

Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.

Структура учебного проекта




 

 

 

 

 

 

 

 

Виды презентаций

1.                 Деловая игра.

2.                 Демонстрация видеофильма.

3.                 Игра с залом.

4.                 Научная конференция.

5.                 Ролевая игра.

6.                 Экскурсия.

7.                 Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.

8.                 Реклама.

В результате формируются у детей:

- рефлексивные умения (осмысление задачи);

- поисковые умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- менеджерские умения и навыки;

- коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной  деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

Персональные и групповые проекты

Преимущества персональных проектов:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

- у учащихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

- у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

- каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Единой точки зрения не существует. Каждый учитель сам выбирает удобную для него, результативную форму работы.

Непосредственной целью проектных занятий, на мой взгляд,  является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.).

Приведу описание деятельности субъектов процесса проектирования на различных его этапах, за основу я взяла разработку Чечель Ирины Дмитриевны, доктора педагогических наук, которая вызвала у меня наибольший интерес.

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Подготовка

Определение темы, целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают и принимают решение по теме. Определяют свои роли и комплектуются в соответствии с ними в малые группы.

Мотивирует учащихся. Объясняет цели проекта. Наблюдает. При необходимости помогает проводить организационную работу.

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов.

Формируют задачи проекта. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в формулировании задач (по просьбе). В зависимости от сложности проекта и степени подготовки слушателей возможна предварительная разработка заданий, вопросов для поисковой деятельности.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает, консультирует, координирует работу групп.

Выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе).

Защита проекта (презентация)

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования. Коллективная защита проекта.

Защищают проект (докладывают о результатах своей работы). Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

Рефлексия

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей.

Рейтинговая оценка учебного проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

1

2

3

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10, 20

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

Практическая ценность

5, 10

Уровень самостоятельности участников

10, 20

Качество оформления записки, плакатов и др.

5,10,15

Оценка рецензентом проекта

5, 10




Оценка защиты

Качество доклада

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10, 20

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5, 10, 20

Ответы на вопросы преподавателя

5, 10

Ответы на вопросы учащихся

5, 10

 Три года назад я погрузилась в метод проектов. В своей работе я отталкивалась от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным путем.

Как все начиналось?

Осень 2004 года. Обучение на курсе «INTEL. Обучение для будущего». Создание своего проекта «Паруса над Волгой», оформление буклета. Изучение литературы.

Март, 2005г. Областная конференция, выступление «Магия проекта».

Весна 2005 года. Закончена разработка программы курса по выбору «Проценты в нашей жизни».

 И тут созрел замысел: поставить задачу перед восьмиклассниками подтвердить или опровергнуть необходимость процентов в нашей жизни. Были созданы три группы, в каждой из которых была определена проблема, выдвинута гипотеза, распределены роли, составлен план действий. Я выступала в роли консультанта.  Проекты создавались и защищались в рамках недели математики. Были оценены по трем номинациям: «Оригинальность», «Научность», «Жизненность». Таким образом, дети сами себе доказали, что знание процентов им необходимо, что мои занятия в следующем году посещать жизненно важно. Тип проекта – исследовательский.  (Приложение 1)

Эти же учащиеся подготовили и показали свои презентации весной 2006 года (на уровне города),  когда были подведены итоги изучения материалов курса. Дети делились своими знаниями, впечатлениями с восьмиклассниками, которым еще предстояло сделать свой выбор. Тип проекта – информационный. (Приложение 2)

Весна 2005 год.

Тема: четыре замечательные точки треугольника.

Учебный предмет – геометрия.

Участники: ученики  8 «А» класса.

Продолжительность: 2 урока, работа дома.

Форма работы: групповая (созданы четыре группы).

Цели: изучить тему, используя различные источники информации;  разработать опорные карточки, содержащие необходимые сведения; подготовить выступление; создание обучающих презентаций.

Роль учителя: координатор, консультант. Тип проекта – прикладной.

Все материалы проекта были использованы затем на обобщающем уроке. При работе над проектом каждый участник был активен, смог реализоваться при достижении общей цели. (Приложение 3)

Май 2007 года. Подведение итогов. Завершен курс «Проценты и статистика». Слушатели курса, учащиеся 9-х классов (сборная группа), предоставили вниманию учителей города и, как всегда, учащимся 8-х классов свои презентации. Ребята сами выбрали форму зачета: создание проекта, разработка буклета, создание конспекта по выбранной теме. Получившиеся проекты можно классифицировать как исследовательский, прикладной, информационный. (Приложение 4).

2008 год. Работа в этом направлении продолжается: запущены проекты в 5-ых и в 6-ом классах. (Подробно в главе II)

Подведем итоги: метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы, требующей исследования. В основу его положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Предполагаемый итог проектной деятельности

«Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить».  Ученик.


Глава 2. Исследовательская деятельность на уроках математики


Проектная деятельность включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. К сожалению, значительная часть специалистов странным образом не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».

Таким образом, возникла необходимость обратиться к теории.

Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И если проектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование — бескорыстный поиск истины.

«Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Таким образом, проектированиё и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

В отличие от проектирования исследование - всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект.

Заметим, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетается в другую. Такой вывод я сделала, анализируя теорию и результаты своей работы.

Теперь непосредственно об исследовательской деятельности.

Исследовательская работа с учащимися способствует:

          развитию творческих способностей учащихся;

          формированию исследовательской компетенции;

          воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;

          развитию предпрофессиональных навыков.

Функции

В начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

В основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности посредством реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образования.

В старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков.

В дополнительном образовании – создание условий для развития способностей и склонностей учащихся, в соответствии с их специфическими потребностями.

Цели

Приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

                    Развитие исследовательского типа мышления.

                    Активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.

Главная цельразвитие личности, а не получение объективно нового результата,  как в науке.

Главный результат – интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в  стандартном виде.

Логика исследования

          Установление объекта изучения.

          Постановка и формирование проблемы. Определение предмета.

          Определение цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы.

          Построение плана исследования (выбор методов и процедур).

          Проверка гипотезы.

          Оформление результатов исследования.

          Определение сферы применения найденного решения.

          Проверка и уточнение выводов.

 

Основные этапы процедуры исследования

        Мотивация исследовательской деятельности;

        Постановка проблемы;

        Сбор фактического материала;

        Систематизация и анализ полученного материала;

        Выдвижение гипотез;

        Проверка гипотез;

        Доказательство или опровержение гипотез.

Мотивация

               Сделать акцент на значимости ожидаемых результатов.

               Предложить оригинальное или неожиданно сформулированное учебное задание.

При исследовании мотивирующая (исходная) задача должна обеспечить «видение» учащимися более общей проблемы, нежели та, которая отражена в условии задачи.

По степени самостоятельности обучающегося (постановка проблемы) выделены три уровня реализации обучения:

1.        Учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения; решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

2.   Учитель ставит проблему, но метод ее решения ученик ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

3.   Высший уровень – постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.

В идеале проблему формулирует сам ученик в результате решения мотивирующей задачи, в реальной школьной практике для многих школьников – затруднительно, нужен контроль учителя.

Сбор фактического материала:

          При изучении учебной или специальной литературы.

          Посредством проведения испытаний, всевозможных проб, варьирования числовыми данными, рассмотрения предельных положений и т.д.

Систематизация и анализ полученного материала.

Составление и анализ:

          таблиц

          диаграмм

          схем

          графиков

Выдвижение гипотез происходит

          в процессе проведения испытаний

          в ходе выявления особенностей систематизированного материала

Проверка гипотез

Целесообразно осуществлять посредством проведения ещё одного испытания. Расхождение результатов служит основанием для отклонения гипотезы или уточнения условий её справедливости.

Доказательство истинности гипотез

1.        Учитель предусматривает подсказки:

a.     схематическое изображение проблемной ситуации

b.    чертёж с особыми пометками, подсказывающий идею и т.п.

2.        Идея зарождается в процессе выполнения испытаний или при анализе систематизированного материала.

Задача учителя найти простые и удобные средства для практической реализации каждого из названных этапов.

Полноценное выполнение исследовательского задания требует тщательной подготовки соответствующего методического обеспечения.

Методы исследования

Эмпирические

          Наблюдение 

          Опрос

          Проект

          Эксперимент

          Социометрия

          Изучение литературных источников

          Самооценка

Теоретические

          Моделирование

          Сравнение

          Обобщение

          Синтез

          Аналогии

          Описание

          Классификация

          Систематизация

Классификация творческих работ

          реферативные

          экспериментальные

          проектные

          описательные

          исследовательские

Представление исследований

Тезисы – положения, кратко излагающие какую-нибудь идею, основную мысль.

Научная статья - начальное научное сочинение.

Устный доклад - публичное сообщение на определённую тему.

Диссертация - научная работа, защищаемая автором на учёном совете для получения учёной степени.

Монография - научный труд, посвящённый исследованию одной темы.

Популярная статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.

Методические рекомендации по самостоятельной исследовательской практике (Приложение 5)

Когда от школьников требуют творчества, но не учат ему, то учащиеся нередко прибегают к подделке, имитации творчества.

Лучше не требовать сразу творчества, а ждать озарения, для которого нужно создать условия. В основу работы я закладываю изучение способностей личности. В структуру математических способностей входят более десяти групп компонентов. Из них я выделяю две основные: быстроту усвоения и активность мышления.

Быстрота усвоения характеризуется следующими категориями:

          дословное повторение текста;

          частичное повторение;

          воспроизведение 50% текста;

          самостоятельное воспроизведение текста ранее изученного;

          воспроизведение с ошибками (но основная нить удерживается);

          замедленное, невнятное воспроизведение текста;

          умственная отсталость (затухание развития).

 

Активность мышления характеризуется такими категориями:

          плодотворная работа на протяжении всего урока;

          работа со «вспышками»;

          неполная работоспособность;

          быстрая утомляемость;

          игнорирование заданий.

Творческая деятельность ученика, направленная на творческое понимание усваиваемого материала и порождение новых способов действия, её развитие зависят от наличия трёх составляющих мышления:

          высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации;

          высокий уровень активности и плюралистичности мышления, проявляющихся в выдвижении множества гипотез, вариантов решений, нестандартных идей;

          высокий уровень организованности и целенаправленности мышления.

Инструментом к формированию указанных компонентов мышления учащихся VVI классов служат в моей практике исследовательские задачи -  задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Исследовательские задачи обязательно подбираю так, чтобы они соответствовали теме урока или серии уроков. Включаю их и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. При этом я преследую следующие цели:

          формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации и т.д.;

          развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

          поддержание интереса к предмету, к деятельности учащихся вообще, считая, что уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности;

          развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

          подготовка учащихся к творческой деятельности.

Здесь я имею в виду такие параметры творческой деятельности, как творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации, и видение новой функции объекта.

Особенности мыслительного процесса в решении исследовательских задач адекватно отражают черты творческой деятельности.

В Приложении 6 показано на примерах, как можно использовать исследовательские задачи с геометрическим содержанием в V – VI классах.

Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной, если использовать специально сконструированные учебно-исследовательские карты. Каждая такая карта содержит семь фрагментов, соответствующих семи основным этапам учебного исследования:

1.        Задача

2.        Проблема

3.        Пробы

4.        Таблица результатов

5.        Гипотезы

6.        Проверка гипотез

7.        Доказательство (опровержение) гипотез.

Учебно-исследовательская карта обеспечивает:

          усвоение учащимися процедуры исследования;

          дифференцированный подход к учащимся;

          формирование у школьников особого подхода к решению нестандартных задач: они начинают искать решение, применяя процедуру исследования.

Работу с такими картами я организую на уроках алгебры и геометрии в VII – IX классах.

В Приложении 7 приведён пример одной из таких карт по теме «Отрезки» (Геометрия 7 класс).

Исследовательские работы учащихся удачно вписываются в общую структуру учебного процесса, позволяя связать отдельные вопросы курса алгебры между собой и с курсами геометрии и физики, а также осуществить достаточно серьёзную пропедевтику некоторых вопросов алгебры и начал анализа.

В своей практике часть исследовательских работ я предлагаю учащимся к выполнению на уроке, другую часть работ предлагаю в качестве домашнего задания. В последнем случае на уроке обсуждаются результаты, полученные учащимися дома. Выполняя исследования, учащимся приходится заполнять таблицы значений. При отсутствии микрокалькуляторов эта часть работы оказывается довольно трудоёмкой и требует много времени. На практике мною опробован и успешно применяется следующий вариант: класс делится на группы (обычно по рядам), каждая из которых заполняет свою часть таблицы, причём каждый член группы делает это самостоятельно.

Результаты, полученные в группах, сводятся в итоговую таблицу, заготовленную заранее на доске. А затем каждый учащийся продолжает работу, используя эту сводную таблицу.

Опишу некоторые исследовательские работы, которые предлагаю учащимся в курсе алгебры и в курсе геометрии. (Приложение 8)

Погружение в проект в 2008 году

Проблемы возникают на каждом шагу. Нужно уловить момент и создать проблемную ситуацию.

Класс 6. Учебник «Арифметика», авторы С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. Тема: деление числа в данном отношении. Задача № 40. Учащийся, читая текст задачи, не смог правильно сделать ударение в слове «поташ». Он не знает, что это такое. Таким образом, родилось направление исследования, сформулировали рабочую тему «Что такое поташ? Где он применяется?», создали группу. Другая группа учащихся в рамках этой же темы заинтересовалась биографией А.П. Киселева, третья группа начала сбор информации о лечебных напитках (тема: части).

Информация обрабатывается, готовится продукт в виде презентаций, далее последует выступление на конференции.


Глава 3. Научное общество учащихся


Говоря о проектной и следовательской деятельности учащихся, нельзя не остановиться на одной из основных форм работы со старшеклассникам: организация научного общества учащихся.

 Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального  и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.

 Думаю, привлекать детей к работе в НОУ нужно раньше, с 5 или 6 класса, чтобы уже в таком перспективном возрасте, когда глаза еще распахнуты, силен интерес ко всему, начинать реализовывать следующие цели:

- расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки (обязательным считаю возвращение к историческим именам);

- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

 

Формы работы НОУ

1. Лекторское бюро

Цель – подготовка популярных лекций по вопросам:

- новейшие достижения науки и техники;

- история науки;

- деятели науки;

- загадки и тайны науки;

- и другие (обсуждаются на заседании секции при утверждении плана работы).

 

2. Теоретический отдел

Цель – углубление знаний учащихся, интересующихся той или иной наукой.

Работа членов секции заключается в написании рефератов на выбранную тему и защите их на заседании секции (неделе по предмету, конференции, экзамене и т.п.). Наиболее интересны и значимы рефераты междисциплинарного содержания, написанные на стыках областей знаний (физика-химия, астрономия-биология, химия-астрономия, физика-биология, математика-информатика, литература-история и другие сочетания).

Научное руководство отделом осуществляют учителя-предметники, преподаватели вузов (при наличии такой возможности).

Рекомендации для «теоретиков» можно давать в виде «рецептов научного поиска».

Рецепт 1. Собрав множество фактов, найти между ними нечто общее и на основании этого сделать теоретический вывод. Так в основном работают геологи, археологи, социологи.

Рецепт 2. Исходя из теоретических предпосылок, построить систему, которая позволит объяснить встречающиеся факты. Так чаще всего работают математики и физики.

Рецепт 3. Сравнивая уже известные теоретические положения и факты, сопоставляя их, обнаружить между ними неожиданные, многообещающие связи. По этому пути идут и физики, и химики, и медики.

Другие рецепты могут возникнуть при совместном обсуждении на секции.

3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ)

Основная задача – систематическое ознакомление учащихся школы с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменательными датами календаря науки (о жизнедеятельности ученых и изобретателей, о лауреатах Нобелевской премии, о юбилейных датах научных открытий и т.п.).

Работа членов секции заключается в проведении обзоров научно-популярных журналов: Наука и жизнь», «Квант», «Природа» и др. (целесообразно за каждым членом секции закрепить определенный журнал и проводить его обзор ежемесячно).

О проведенном обзоре можно сообщать на специальном стенде.

4. Библиографический отдел

Задача отдела – популяризация среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы.

Работа членов секции начинается с тщательного просмотра книг в школьной (городской) библиотеке и составления на них подробных аннотаций. В дальнейшем учащиеся следят за поступлением новых книг, устраивают различные выставки (тематические, предметные, авторские), создают стенды книжных новинок.

5.Секция смекалистых («Думающая группа»)

Задача секции – объединить любителей решать нестандартные и трудные задачи.

Работа членов секции заключается в подборе нестандартных и трудных задач, подготовке школьников к интеллектуальным марафонам, предметным неделям и другим внеклассным мероприятиям по предметам.

6. Секция занимательной науки

Задача секции – проведение в младших классах викторин, турниров, часов и вечеров занимательной науки и т.п.

Я руковожу школьным научным обществом «Пирамида» недавно.  До недавнего времени мы общались в рамках стихийно созданного математического сообщества с одноименным названием. В данной работе я изложила основные направления, по которым начинаю двигаться.


Заключение


"Что значит преподавать? – Это систематически побуждать учащихся к собственным открытиям". Герберт Спенсер

Творчество – прекрасное состояние – столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви»? (Рэй Бредбери) То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезет.

Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутит себя творцом.


Список литературы


    1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся.  //Завуч. – 2005. - № 6

    2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

    3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. – 1990. - № 10

    4. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7

    5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10

    6. Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.:АРКТИ, 2003. – 112 с

    7. Полат Е.С. Как рождается проект. – М., 1995

    8. Харитонов Н.П. Организация  исследовательской деятельности учащихся. // Биология в школе. – 2004

    9. Чечель И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. - 1998. -  № 3