Главная страница

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах»



НазваниеИсследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах»
страница2/4
Дата23.08.2016
Размер0.59 Mb.
ТипИсследовательская работа
1   2   3   4

1.4. Упражнения с элементами туризма как средство физического воспитания.

В уроки физической культуры необходимо включать элементы туристической подготовки и отрабатывать их.

Например:

В уроки гимнастики необходимо вводить упражнения для развитие силы рук: лазанье по канату, перелазанья по гимнастической стенке, наклонной лестнице, что необходимо для туриста; элементы скалалазанья развивают мускулатуру , что способствует выработке умения подтягиваться, также координационные способности: куда лучше поставить ногу, где лучше зацепится рукой. На уроках легкой атлетике нужно вводить обучение технике ходьбы, в результате чего турист должен приучить себя к свободному, ровному шагу. При правильной технике ходьбы турист невольно начинает двигаться ритмично, то есть делает шаги одинаковой длинны с примерно одинаковой частотой. Скорость передвижения его по ровному месту становится постоянной. Ритмичность движений помогает правильной работе его сердца, дыхательных и других органов. Выработать свой рациональный ритм движения- такова цель уроков физической культуры, тренировок во время прогулок. А также в уроке легкой атлетике можно включить элементы ориентирования для того , чтобы заинтересовать учащихся в более быстром по времени сборе контрольных пунктов. В зимнее время года можно использовать элементы туризма в лыжной подготовке. Лыжник должен уметь прокладывать лыжню по целине и продвигаться в лесных и горных условиях с грузом.

1.5. Возрастные особенности младших школьников.

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет ( I- IV классы).

Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длинна тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.

Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат Эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 -9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.

Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.

В этом возрасте почти полностью завершается развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500мл/мин у 7-летних детей до 4400мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.[30, c.20]

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном режиме в летнее время за сутки дети 7— 10 лет совершают от 12 до 16 тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16—30% ниже, чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года зимой двигательная активность детей падает на 30—45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере — на 50—70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей 6—7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.

Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.

После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 ч провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (быстрота, координация движений, ловкость, гибкость).

В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.[30,c.108-130]

Задачи физического воспитания. К задачам, решаемым в этом возрасте, относятся:

1) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости
к неблагоприятным условиям внешней среды;

2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;

3) развитие координационных (точность воспроизведения и
дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

4) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей;

5) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий,

  1. приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

  2. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Наиболее полезными и эффективными средствами для физического воспитания детей младшего школьного возраста являются упражнения, включенные в программы по физическому воспитанию образовательных учреждений.

Школьный возраст особенно благоприятен при обучении движениям. Именно в эти годы наиболее легко усваиваются и совершенствуются разнообразные формы двигательных действий, что объясняется прежде всего интенсивным развитием функций двигательного анализатора, естественное возрастное формирование которого в основном заканчивается к 14-15 годам (В.С. Фарфель). Физические способности детей школьного возраста в целом значительно прогрессируют. Однако в определенные годы темпы развития некоторых из них то увеличиваются, то снижаются. Эти особенности также необходимо учитывать. Гибкость, в отличие от других физических качеств человека, начинает регрессировать в первые годы жизни и по мере окостенения хрящевых тканей к 13-16 годам (Л.П. Матвеев). Типичными для воспитания гибкости будут упражнения на растягивание, характеризующиеся постепенным увеличением амплитуды движений до возможного на данном занятии предела. Основной метод воспитания гибкости - повторное выполнение упражнений; основные упражнения - элементарные движения из гимнастики, подвижные и спортивные игры.

Известно, что в любом виде спорта однообразные тренировки приводят к быстрому физическому и психическому утомлению спортсменов. Туризм благодаря разнообразию мест и районов походов, соревнований, слетов, эстетическому восприятию местности при эмоциональных ощущениях на маршруте служит одной из наиболее увлекательных форм физической культуры. Немало оригинальных упражнений для занятий в помещении и на местности также позволяет отрабатывать технические и тактические приемы, воспитывать физические качества в непринужденной обстановке.

Наиболее распространенный метод воспитания быстроты заключается в повторном, возможно, более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации.

При игровом методе сильное возбуждение зоны двигательных центров коры головного мозга ведет к углублению торможения в утомленных учебной работой участках нервных клеток и более быстрому их восстановлению.

Дозировка нагрузки с учетом подготовленности занимающихся может осуществляться за счет изменения размеров площадки, длительности игры, количества играющих, числа повторений, интервалов отдыха между ними. Как правило, занятия следует проводить на свежем воздухе - в ближайших парках, скверах, лесных массивах, на спортплощадках, стадионах.

В воспитании общей выносливости применяются: длительный бег и кроссы различной интенсивности, спортивные игры, лыжные гонки, плавание, езда на велосипеде. Основные методы - равномерный, игровой, различные варианты переменного, метод круговой тренировки.
Вывод: исходя из теоретической части мы сгруппировали упражнения с элементами туризма на уроках физической культуры по возрастным, половым особенностям по развитию физических качеств.


№п/п

Раздел

Название игры

Класс

Частные задачи

1.



Легкая атлетика

Перепрыгни «ручей»;

«Гусеница»;
Салки в лесу;
Погоня за «лисицей»;

1
3
4
2

Разв. прыгучести и др.

Разв. быстроты, выносливости и др.

Разв.выносливости,быстроты и др.

Разв. быстроты, ловкости.

2.

Гимнастика

Переправа по узким жердям;
Борьба на бревне;

Соблюдай равновесие;

Альпинисты;

«Завяжи узел на веревке»

1
2

3
4
3-4

Разв.ловкости, внимания, расчетливости и др.

Разв.координации, делового упорства и др.
Разв.смелости, координации, расчетливости и др.
Разв.ловкости, координации и др.
Разв. пальчиковой гимнастики.

3.

Подвижные игры

Погоня за «лисицей»;
Салки в лесу;
«Остров»;


«Спасение упавшего в овраг»;

«Шумная река»;

2

4

2

3

1

Раз.быстроты, выносливости.
Разв.выносливости,быстроты и др.

Разв.координацию, формирует командные действия и др.

Разв.координацию, формирует командные действия и др.
Разв. взаимопонимание и др.

4.



Лыжная подготовка

Скольжение на одной лыже;
То на правой, то на левой;
Спуск по снежному склону;
Спуск вдвоем;
Штурм вершины;
Вакантное место;
Спуск с метанием снежков;
Не задень веревку;

1
2
2
4

3
3
4

1

Разв.силы отталкивания палками и др.

Разв.равновесия, быстроты и др.
Разв.ловкости, смелости и др.

Разв.ловкости, смелости и др.

Разв.ловкости, быстроты и др.
Разв.быстроты, внимания и др.
Разв.расчетливости, смелости и др.

Разв. внимания, смелости и др.



II Глава: Использование средств туризма на уроках физической культуры в начальной школе в МБОУ СОШ №6 г. Киржач.



  1. Цель и задачи исследования.


Работа была проведена с 19 января по 26 февраля 2013 года на базе МБОУ СОШ №6 г. Киржач с младшими школьниками.

Цель исследования: опробировать введение элементов туризма в уроки физической культуры младших школьников.



  1. Задачи практической работы:

Определить наиболее эффективные коммуникативные туристические игры для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья и разностороннему формированию личности.



  1. Использование коммуникативных туристических игр на уроках физической культуры младших школьников.




    1. Вводная часть.


Показать необходимость введения элементов туризма (коммуникативных игр) в уроки физической культуры начальной школы.
Утверждения, что интерес к урокам физической культуры снижается из года в год, звучат давно. Это тревожно, но в младшем школьном возрасте ребята с удовольствием бегут в спортивный зал, азартно включаются в игры, т.к. младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития базовых физических умений и навыков, формирования уровня мотивации к урокам физической культуры, развития потребности к физическим упражнениям. Об этом стоит помнить и строить уроки таким образом, чтобы на скамейках не было желающих «отдохнуть».
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, способствующих ускоренному развитию двигательных функций детей, привитию устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями, воспитанию личностных качеств.
При организации процесса обучения учащихся начальной школы мы стремились использовать традиционную модель структуры урока физической культуры, обеспечивающую развитие у детей интереса к ежедневным физкультурным занятиям, увеличение арсенала двигательных умений и навыков, комплексное развитие основных двигательных качеств, «эмоциональное наслаждение», приобщение ребят к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Мне, как учителю физической культуры, делающему все для активизации двигательной деятельности учащихся, совершенно небезразлично, с удовольствием ли работает ученик, заинтересован он учебным материалом или все предлагаемое оставляет его равнодушным. Стандартное проведение физкультурных занятий, в том числе уроков физической культуры, применение однотипных средств, методов, форм обучения и воспитания значительно влияет на мотивационную сферу занятий.
Элементы туризма открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности . Однако в программы по физической культуре для общеобразовательных школ в урочную систему спортивный туризм не включен. Данное положение многие специалисты объясняют тем, что в школе отсутствует туристское оборудование и снаряжение, а также недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, необходимое для введения туризма на основных уроках физической культуры.

Общение, или иными словами коммуникация, – это процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Процесс овладения коммуникативными навыками на уроках физической культуры представляет собой многократное выполнение определённых действий, вовлечение учащихся в коллективное общение в процессе решения учебно-познавательных задач. Формы такой деятельности могут быть различными. Наиболее распространённой является игра.

Игра - это средство самопознания, это эмоциональная деятельность, представляющая большую ценность в воспитательной работе с детьми.

 Подвижные игры - одно из действенных средств разностороннего физического воспитания подрастающего поколения, непременный спутник счастливого детства. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.

   По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более богатым, игры приобретают все больше вариантов, а усложняющиеся условия взаимодействия играющих начинают постепенно приближаться к требованиям, характерных для спортивных игр.
   Подвижные игры находят широкое применение во всем многообразии звеньев российской системы физического воспитания

  Мастерство проведения подвижных игр с образовательными и воспитательными целями  является важной составной частью профессиональной подготовки учителя физической культуры.
Теория подвижных игр
   Игра – относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.

  В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы.

  В игре много общего с трудом: применение целенаправленного волевого рабочего усилия для достижения поставленной цели, проявление чувства радости от победы, удачно выполненного действия, отражение в игре, трудовых отношений и др.. В то же время у нее имеются и коренные отличия от труда: в процессе и результате игры не создаются материальные ценности и не присваиваются блага природы для жизненно необходимых потребностей; игра возникает только по добровольному желанию (исключая некоторые случаи побуждения к игровым действиям), между тем как труд в наше время составляет общественную обязанность.
Игра – социальное явление в истории общества и жизни человека. В истории общества игра постепенно выделилась в относительно самостоятельный вид практики из общественно- трудовой и о общественно-познавательной деятельности. Развитие игры, построенной на движениях, обуславливалось потребностью людей прививать подрастающим поколениям жизненно важные навыки и умения. Применение игр в воспитательных целях всегда определялось и определяется образом жизни людей, отражает особенности их психического склада, системы воспитания, уровень культуры и достижения науки. 

  Играя, ребенок развивается, у него формируются условные рефлексы, в тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем, при постоянном взаимодействии организма с окружающей средой и при решающем влиянии воспитания как организованного педагогического процесса.

Использование на уроках физической культуры коммуникативных игр позволяют ученику в ходе решения учебной задачи выйти на познавательный результат (получение прикладных навыков через организацию коллективной деятельности, которая и заключается в умении устанавливать взаимоотношения в коллективе). Использование коммуникативных игр предполагает опору на игровой материал с обязательным включением имитационного и свободного общения.
Опыт показывает, что наиболее эффективными для использования на уроках физической культуры являются такие коммуникативные туристские игры, которые позволяют ребёнку попробовать свои силы в чем-то новом. Учитывая, что в последнее время в средствах массовой информации культивируются виды «экстремального» спорта с элементами выживания в естественной среде, у школьников значительно повышается интерес к такому роду деятельности.

Я проводила коммуникативные игры на уроках физической культуры, которые могут использоваться на любом этапе урока в зависимости от поставленных задач, как в спортивном зале, так и на спортивной площадке. Они не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и учителем, в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точного установленного числа играющих, точного размера площадки, применяемый инвентарь так же может быть различным . Всем играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка. Форма подвижной игры – организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь личного интереса, в других – коллективно, отстаивая интересы своего коллектива, своей команды Расположение играющих также может быть различным.
Предлагаемые коммуникативные игры

  1. Упражнение «Шумная река» используется для формирования у учащихся, работающих в группе, взаимопонимания и совместных действий. Из оборудования понадобится 10-15 карточек с разными названиями туристских предметов: палатка, рюкзак, котелок, компас, фонарик, спички и.т.д. Задача: группа и один из участников команды оказались по разные стороны пропасти или горной реки, которая сильно шумит. Они друг друга не слышат, только видят. Участник, который оказался по другую сторону пропасти или реки должен передать информацию. Произносить слова нельзя, можно только их показывать жестами и мимикой.


Участники команды по одному переходят на другую сторону зала, тянут одну или несколько карточек и имитируют этот предмет, после того как команда угадала, участник возвращается в команду, а его место занимает следующий. Справиться с заданием должна вся группа. Выигрывает команда, которая быстрее всех справилась с заданием.



  1. Упражнение «Тёмная пещера». Данное упражнение формирует умения ориентироваться в пространстве, способствует повышению внимательности, воспитывает дисциплинированность.


На полу мелом рисуется или выкладывается гимнастическими палками запутанный маршрут, длиной 10-15 м с 5-6 поворотами. Задача для команды- с закрытыми глазами пройти указанный путь «условной пещёры» по указаниям одного из команды «капитана». Учащиеся сами выбирают капитана. Выигрывает команда, которая быстро и правильно, не задев стенки пещеры, пройдёт коридор условной «пещеры». Каждое командное касание 1 штрафной балл + 10 секунд.


  1. Упражнение «Спасение упавшего в овраг». Игра формирует умение связывать несколько верёвок, командные действия. Из оборудования понадобится 5-6 маленьких туристских веревок длиной 1-2 м.


Учитель выбирает одного участника из команды и отводит на другую сторону спортивного зала на расстояние 5-8 м, это будет условно пострадавший, которого команда будет спасать. Команда из маленьких верёвок связывает туристскими узлами одну длинную верёвку и перебрасывает «условно упавшему в овраг участнику», вытаскивает его. Важно заранее надёжно завязать верёвку, чтобы она не развязалась при спасении пострадавшего, если все-таки развязалась, участник возвращается на место, а команда, восстановив веревку, повторяет попытку.


  1. Упражнение «Остров». Игра развивает координацию, формирует командные действия, коллективизм. Оборудование тканевое полотно размером 2х2 м.


Вся команда размещается на «импровизированном острове», становится на полотно и находится на нем не менее 10 сек. После достижения группой поставленной цели участники покидают остров и «остров затапливает на половину» - полотно складывается пополам. Задание остается тем же, надо на острове разместиться всей команде. Выигрывает та команда, которая устоит в полном составе на постоянно уменьшающемся острове.


  1. Упражнение «Завяжи узел на веревке». Данная игра формирует у школьников интеллектуальные способности, учит их общаться между собой в ходе выполнения задания. Из оборудования: верёвка с меткой цветным скотчем посередине. Участники становятся в линию, перед ними на полу лежит размеченная верёвка. По команде учителя участники равномерно располагаются по обеим сторонам веревки всем классом и берут её одной рукой. Задание - на отмеченном на верёвке месте команда должна завязать простой узел, однако отпускать руки запрещено. Участникам дается время обсудить стратегию, напоминается, что веревку отпускать нельзя. Учитель даёт водную взять верёвку одной рукой.


После начала задания учитель следит за правильностью выполнения, если один из участников отпустил руку, команда наказывается штрафным баллом. Если задания учащиеся выполнили легко, существуют варианты для усложнения задания: развязать завязавшийся узел с теми же правилами, развязать узел, завязанный ведущим.

  1. Альпинисты. Вдоль границ площадки (стен зала) расставлены препятствия, которые ученики, продвигаясь в колонне по одному, последовательно преодолевают: влезают на гимнастическую стенку, проходят по ней боком; перелезают через бревно или подлезают под него; переходят по «камешкам» (кружечкам, нарисованным на земле, или разложенным кирпичам), через «горный ручей», проходят по рейке гимнастической скамейки, изображающей мостик, через ров и т. д. Учитель отмечает, кто лучше всех преодолел препятствия.




  1. Салки в лесу. Для игры выбирают поляну. Участникиразбигаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и остановить (осалить) кого-нибудь из них.

    Спасаясь от погони, играющий подбегает к любому дереву и прикасается к нему, в этот момент его осалить нельзя. Если же водящий хочет продолжить преследование этого играющего, то ему надо громко считать до пяти, отступая с каждым разом от дерева. Прежде чем счет закончится, тот, кто стоит у дерева, отбегает, и погоня продолжается. Водящего сменяет тот, кого он осалит.Можно провести игру несколько изменив правила. Нельзя осалить играющего, когда его ноги не касаются земли, т. е. он стоит на пне, подтягивается , ухватившись за сук, обхватывает ствол руками и ногами.

    Можно устроить на поляне и «салки-пересекалки». В этом случае любой из играков, желая выручить товарища, пересекает дорогу водящему. Тогда он начинает преследовать того, кто пересек ему дорогу.



  1. Погоня за «лисицей». Игра поводится на местности, где есть естественные препятствия или просто на площадке.
    На 8-10 играющих, выполняющих роль «охотников», назначают одну «лису». Она надевает сумку через плечо с мелкими кусочками бумаги. Таких листков размером 6x6см в каждой сумке должно быть не менее 100-150 штук. У каждой «лисы» бумажки одного цвета. На расстоянии 2-3 км от сборного пункта (поляны, опушки) намечают финиш Туда заранее отправляют двоих-троих судей. «Лисы»убегают в направлении финиша, а через три-четыре минуты вдогонку бегут «охотники». Их задача поймать ушедших раньше, чем они доберутся до конечного пункта.  «Лисы» - проворные и выносливые бегуны. Через 10-15 шагов они выбрасывают бумажки, оставляя, таким образом, следы, петляют по лесу, чтобы преследователям было труднее их догнать. При этом они держатся недалеко друг от друга, стараются сохранить между собой связь, т. к. во время игры приходится помогать друг другу, отвлекая на себя внимание преследователей,  «Лиса»считается пойманной, если кому-нибудь из «охотников» удастся ее запятнать. Во время погони преследователи собирают выброшенные «лисами»бумажки и на финише сдают их руководителю. Игру ведут до тех пор, пока непойманные «лисы»прибегут к финишу. Но если хоть одна достигнет финиша, то победа на их стороне. Побеждают «охотники» в том случае, если «лисам» не удалось добраться до финиша. 




9. Шагомеры. Перед началом игры все участники измеряют длину своего шага. Для этого определенное расстояние, например 100 метров, надо пройти, подсчитывая шаги, а затем это расстояние разделить на их число.

Задача игры узнать, кто из ребят точнее может определитьрастояние между двумя точками: столбами, деревьями или флажками, воткнутыми в землю.

В центре поляны  (футбольного поля) – флаг, от него по пяти-шести радиусам расположены флажки, каждый на разном, но известном руководителю расстоянии от центра. Все участники игры делятся на пары, получают карандаши и бумагу и, пользуясь шагом-меркой, определяют расстояние до указанного флажка. Побеждает тот игрок, кто в паре точнее проведет измерения.

10.Переправа по узким жердям
1   2   3   4