|
Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме «Квадратные уравнения» Конспект урока по алгебре в 8 классе по теме « Квадратные уравнения». Цели урока:
образовательные: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме, формирование навыков решения квадратных уравнений по алгоритму, создание условий контроля (самоконтроля) за усвоением знаний и умений;
развивающие: формирование и развитие приемов сравнения, обобщения, конкретизации, анализа; умозаключений по индукции, аналогии, переноса знаний в новую ситуацию; речи, внимания, памяти;
воспитательные: формирование интереса к математике, содействие воспитанию активности, организованности, умению участвовать в диалоге с товарищами и учителями, развитие внимания и умения анализировать полученное решение.
Ход урока.
1. Организационный момент
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
2. Постановка цели мотивация.
Слайд1.2 Высказывания великих математиков помогут вам определить тему нашего урока.
Итак, тема урока «Решение квадратных уравнений».
Начнем с устного опроса.
Слайд3.,4.
1)2х²-8х+4=0
2) 3х²+4х-1=0
3)4х²-8=0
4) х²-10х+100=0
5)5х²+6х=0
6) х²-7х+12=0
7) 3х²=0
8)14-2х² +х=0
1)Назовите номера полных квадратных уравнений.
(1,2,4,6,8)
2) Какие уравнения называются квадратными?
(Уравнения вида ах²+вх+с=0, где а≠0, а, в, с –некоторые числа, Х-неизвестное, называют квадратным уравнением)
3)Какие из этих уравнений приведённые?
(4, 6,8)
4) Назовите коэффициенты в уравнении 8.
(а=1, в=-2, с=14)
5)С чего лучше начать решение уравнения 1?
( Вынести множитель 2 )
6) Назовите номера неполных квадратных уравнений.
( 3, 5, 7)
7) Какое из этих неполных уравнений имеет один корень?
(7)
8) Назовите коэффициенты в уравнении 5.
(а=5, в=6, с=0)
9) Найдите дискриминант в уравнении6.
( Д=в²-4ас=49-4*1*12=1)
10) Сколько корней имеет уравнение и какие?
( Два корня . Х1,2=(-в±√1)/2а; х1= 4, х2=3)
11) Найдите дискриминант в уравнении 4 и сделайте вывод о количестве корней
.(Д= 10²-4*100˂0, значит корней нет)
12)Чему равна сумма и произведение корней в уравнении 6?
( 7 и 12)
3. Какая теорема позволяет ответить на вопрос?
Слайд5.
4. Историческая справка.
О Франсуа Виете.
Родился в 1540 году во Франции в Фонтене-ле-Конт. По профессии адвокат. В свободное время Виет занимается астрономией. Изучив ещё в молодости Коперникову систему мира, заинтересовался астрономией. Занятия астрономией требовали знания тригонометрии и алгебры. Виет занимался ими и вскоре пришёл к выводу, что необходимо усовершенствовать алгебру и тригонометрию, над чем и проработал ряд лет.
Мы знаем, как легко решать квадратные уравнения. Для них существуют готовые формулы. До Франсуа Виета решение каждого квадратного уравнения выполнялось в виде очень длинных словесных рассуждений и описаний, довольно громоздких действий. Даже само уравнение в современном виде не могли записать. Для этого тоже требовалось довольно длинное и сложное словесное описание. На овладение приёмами решений уравнений требовались годы. Общих правил, подобных современным, не было, тем более формул решения уравнения. Постоянные коэффициенты буквами не обозначались. В 1591 году Виет ввёл буквенные обозначения и для неизвестных и для коэффициентов уравнения. Ввел формулы. После открытия Виета стало возможным записывать правила в виде формул.
Вспомним основные способы решения квадратных уравнений и узнаем имя ещё одного математика, жившего в Древней Греции и посвятившему решению уравнений много времени.
Слайд.7. А 3х²-2х-5=0
Д х²=5
И 7х²+14х=0
Н х²+5х+4=0
О х²+4х+4=0
Т х²-4=0
Ф 2х²-11х+5=0
Е х²+2х=х²+6 1. Извлечением корней из обеих частей?
Д
2.Вынесением общего множителя за скобки?
И
3.Представляя его в виде квадрата двучлена.
О
4. Используя общую формулу.
Ф
5.По формуле, связанной с чётностью коэффициента.
А
6.По теореме, обратной теореме Виета.
Н
7.Разложением по формуле разности квадратов.
Т
5. Релаксация: “Поза покоя”
Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положит на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!
6. Исследовательская работа.
Обучающиеся получают карточки. Работают в группах.
Заполнить таблицу.
№
| ах2+вх+с=0
| а
| в
| с
| Х1
| Х2
| 1
| х2+4х+3=0
| 1
|
| 3
|
|
| 2
| х2-4х+3=0
| 1
|
| 3
|
|
| 3
| х2+4х-5=0
| 1
|
| -5
|
|
| 4
| х2-4х-5=0
| 1
|
| -5
|
|
| 5
| 3х2-2х-5=0
| 3
|
| -5
|
|
| 6
| 2х2-5х+3=0
| 2
|
| 3
|
|
| 7
| 3х2-5х+2=0
| 3
|
| 2
|
|
| 8
| 2х2-11х+5=0
| 2
|
| 5
|
|
| 9
| 3х2-х-4=0
| 3
|
| -4
|
|
| 10
| 12х2+13х+1=0
| 12
|
| 1
|
|
|
Правильность заполнения таблицы проверяем вместе. Слайд 8.
Какие закономерности можно заметить?
Внимательно посмотрите на корни уравнений и подумайте отчего может зависеть наличие корней, равных 1 и -1?
Есть ли в уравнениях равные по модулю коэффициенты?
Слайд 9.Вывод:
Доказательство. Предположение :
1) Если в квадратном уравнении ах²+вх+с=0 а+в+с=0,то х1= 1 ,а х2= с/а
Доказательство:
Если а+в+с=0, то в=-(а+с).Д=(-(а+с)) ² - 4ас = а²+2ас +с²-4ас=а²-2ас+с²=(а-с) ².
Д>0, то х2 = (а+с-√(а-с) ²)/2а=(а+с-а+с)/2а=2с/2а=с/
2)Если в квадратном уравнении ах²+вх+с=0 а-в+с=0, то х1= - 1 , х2= - с/а.
Доказательство 1) рассматриваем на уроке, второе предположение – дома.
7) Самостоятельная работа. (работа в парах)
1) Составить 5 уравнений, для решения которых применяются доказанные гипотезы.
2) Решить данные уравнения. (поменяться тетрадями для проверки). 8) Работа с классом.
Составить уравнение, корни которого 2+√3 и 2-√3.
9) Рефлексия.
Какие понятия мы повторили?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
10) Домашнее задание.
№667, 673.
Используемый УМК: — Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 303 с.; — Алгебра: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2012; — Государственный стандарт основного общегообразования по математике; -Дидактические материалы по алгебре для 8 класса / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2006. – 144 с. -Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. / Сост. Н.А. Ким. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112 с; -Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра. 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.; -https://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. |
|
|