Главная страница


Тема Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц



Скачать 160.06 Kb.
НазваниеТема Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
Дата02.03.2016
Размер160.06 Kb.
ТипДокументы

Предмет

Математика

Дата

24 ноября 2014 года

Тема

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

Планируемые результаты

Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).


Тип урока

Изучение нового материала.

Оборудование

  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения: 1кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 20012.

  • Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.М.: просвещение 2012, Ч.1 с. 96, 97.

  • Ситникова Т.Н.Поурочные разработки по математике: 1 класс - М.: ВАКО, 2013

  • Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.

  • Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»

  • Цифры от 0 до 10 для учащихся.

  • Цветовые круги для учащихся: жёлтого, красного и зелёного цвета.

  • Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.

  • Электронное приложение к учебнику Моро М.И. Математика. 1 класс.






ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕЧАНИЯ

I Организация класса. (1 минута)

Учитель: Быть должны у нас в порядке.

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Ученики: (Всё, что нужно – под рукой)

Учитель: Смекай. Считай, отгадывай,

Пусть победит смекалка.

Думай, пробуй и ищи!

Будет трудно – не пищи!

II Устный счёт. (7 минут)

  • Выполнение

  • задания на полях учебника с 96 и 97


Учитель: предлагает хорошо читающему ученику первого варианта прочитать задание.

Ученики: (Каким кусочком продолжить узор?)

Учитель: обсудите в парах каким фрагментом вы продолжите узор? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.

Ученики: ( (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом соединяют выбранный фрагмент с основным орнаментом)

Учитель проходит и наблюдает за работой.

Затем одна из пар объясняет:

Ученики:

  1. Рассматриваем данный орнамент.

  2. Видим: жёлтый ромб – красный круг – жёлтый ромб – зелёный квадрат. После квадрата узор повторяется, для продолжения узора подходит фрагмент справа, так как после жёлтого ромба должен идти зелёный квадрат.)





Учитель: Почему не подходит фрагмент справа?
Ученики: (Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)

Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание.

Ученики: (Продолжи)

Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.

Ученики:

(Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры)
Учитель проходит и наблюдает за работой.

Затем одна из пар объясняет:

Ученики:

(1.Рассматриваем данный столбик.

2.Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1)

3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10)

После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие)





  • Решение примеров с обратной связью






Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?

Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.)

Учитель: Какой пример лишний?

(10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа)

(8 +2 = 10 – в ответе двузначное число)


  • Работа с таблицей

Три мальчика – Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку, тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не линейку, а Ваня – не линейку и не пенал?





Линейка

Тетрадь

Пенал-

Саша

-

-

+

Ваня

-

+

-

Толя

+

-

-



Учитель: По какому предложению сразу можно дать один ответ?

Ученики:

(А Ваня не линейку и не пенал, откуда видно, что Ваня купил тетрадь.

Тогда Саша и Толя тетрадь уже не могут купить, значит Саша купил пенал.

Толя не мог кпить тетрадь и пенал, значит он купил линейку)
III Целеполагание.(5 минут)

Работа с электронным приложением к учебнику

Задание: найди задачу и реши её.
Учитель: Как определим среди записей задачу?
Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:

Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)
Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему.

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.

Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)

Учитель:

  1. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)

Учитель:

  1. В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?

Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах)
Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?

Ученики:(Решать задачи)
Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.


Увеличьте

Уменьшите

5 на 1 (6)

2 на 3 (5)

4 на 1 (5)

7 на 0 (7)

У: Что общего у этих примеров?

(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)


5 на 2 (3)

8 на 1 (7)

6 на 2 (4)

9 на 0 (9)

У: Что общего у этих примеров?

(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)



Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.

Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше)
Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?

Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)

Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?

Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:




Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?

Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)

Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?

Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше)

Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик.

IV Изучение нового учебного матенриала (5 минут)

Электронное приложение:

  • Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня пририсовал ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало на 2 больше. В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 > 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение. На схеме это можно показать так:




  • В сервизе было 6 чашек. Одна чашка разбилась. Чашек стало меньше. В математике это записывают так : 6 – 1 – 5; 5 < 6. Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание. На схеме это можно показать так:

Учитель: Скажите, ребята, Квадрик подтвердил или опроверг ваше предположение?

Ученик: (Подтвердил)
Физкультминутка (1 минута)

(Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз)
V Закрепление изученного, практическая работа (7 минут)

Работа по учебнику с. 96


  • Решение задачи №1






  • Первичное чтение учителем.

  • Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)

  • Далее решаем задачу «по цепочке»:

Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.

Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили

Называю ответ: 6 тетрадей


  • Решение задачи №2





  • Первичное чтение учителем.

  • Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)

  • Далее решаем задачу «по цепочке»:

Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 3 карандаша.

У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?

(Находить на рисунке геометрические фигуры)

(3 минуты)



Учитель: Загадка:

Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола".

Ученики: (Золушка)

Учитель: Кто автор сказки?

Ученики:(Шарль Перро)

Учитель: Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?

Ученики:(В учебнике иллюстрация к этой сказке)

Учитель: Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.

Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)
VI Рефлексия (10 минут)


  • Работа в тетради на печатной основе

Учитель: А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях.

По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи под «шторкой».



(Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются)
Затем шторка открывается, ученики у доски объясняют решение задач.

Вариант I.

Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке?

Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить.

Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 божьих коровок.

Вариант II.

Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 муравьёв.

Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу с их.
Оцените свою работу на уроке:























































Трудность

Интерес

Успех


VII Итог урока (2 минуты)
Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?

(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Учитель: Как же решать такие задачи?

(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Ученики: (

Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике?

Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно)
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Задание учебника с. 97

Ученики: (8 рублей: 5,2,1; 5,1.1.1; 2,2,1,1,1,1; 2,2,2,1,1.

9 рублей: 5,2,2; 5,1,1,1,1; 2,2,2,1,1,1; 5,2,1,1; .

10 рублей: 5, 5; 5,2,2,1; 5,1,1,1,1,1; 5,2,1,1,1



Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10
Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски:

Первый ученик

□ +1 = 1

□ – 2 =8

6 - □ = 4

□ – 2 = 7

Второй ученик

□ + 1 = 9

5 + □ = 7

6 + □ – 6

□ – 2 = 5

Третий ученик

□ – 2 = 6

7 – 1 - □ = 5

□ + 1 + 1 = 2

6 + □ = 8

с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом.

Фронтальная работа

Таблица заранее начерчена на доске и заполняется во время второго чтения задания.


Опорная схема:

Примеры записаны на доске, учитель записывает ответы, которые дают учащиеся


Электронное приложение к учебнику, использование мультимедийного оборудования, изображение анимационное,

текст (записанный слева) читает диктор

Электронная

Работа по учебнику

Записи ведутся в тетрадях.

Работа с учебником с.97

Фронтальная работа.

Самостоятельная работа

Ученики закрашивают в столбиках уровень трудности материала, интереса к нему и успешность свою на уроке.

Задание даётся ученикам, которые быстрее других справились с решением задачи:

необходимо сделать покупку в магазине булочки стоимостью 8 рублей, стоимостью 9 рублей и 10 рублей.

Работа в группе

На парте лежит конверт, в котором находятся монеты разного достоинства: 5, 2, 1 рубль
Задание выполняется по рядам