|  |   Тема Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц|     | Предмет
 
 | Математика
 
 |   | Дата
 
 | 24 ноября 2014 года
 
 |   | Тема
 
 | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
 
 |   | Планируемые результаты
 
 | Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;
 
 Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
 
 Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
 
 Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
 
 Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
 
 Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).
 
 
 |   | Тип урока
 
 | Изучение нового материала.
 
 |   | Оборудование
 
 |  Волкова С.И. Математика. Устные упражнения: 1кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 20012.
 
Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.М.: просвещение 2012, Ч.1 с. 96, 97.
 
Ситникова Т.Н.Поурочные разработки по математике: 1 класс - М.: ВАКО, 2013
 
Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.
 
Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»
 
Цифры от 0 до 10 для учащихся.
 
Цветовые круги для учащихся: жёлтого, красного и зелёного цвета.
 
Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.
 
Электронное приложение к учебнику Моро М.И. Математика. 1 класс.
 
 
 
 
 |  
 
     | ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 | ПРИМЕЧАНИЯ
 
 |   | I Организация класса. (1 минута)
 
 Учитель: Быть должны у нас в порядке.
 
 Книжки, ручки и тетрадки.
 
 А девиз у нас какой?
 
 Ученики: (Всё, что нужно – под рукой)
 
 Учитель: Смекай. Считай, отгадывай,
 
 Пусть победит смекалка.
 
 Думай, пробуй и ищи!
 
 Будет трудно – не пищи!
 
 II Устный счёт. (7 минут)
 
  Выполнение
 
задания на полях учебника с 96 и 97
 
 
 Учитель: предлагает хорошо читающему ученику первого варианта прочитать задание.
 
 Ученики: (Каким кусочком продолжить узор?)
 
 Учитель: обсудите в парах каким фрагментом вы продолжите узор? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.
 
 Ученики: ( (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом соединяют выбранный фрагмент с основным орнаментом)
 
 Учитель проходит и наблюдает за работой.
 
 Затем одна из пар объясняет:
 
 Ученики:
 
  Рассматриваем данный орнамент.
 
Видим: жёлтый ромб – красный круг – жёлтый ромб – зелёный квадрат. После квадрата узор повторяется, для продолжения узора подходит фрагмент справа, так как после жёлтого ромба должен идти зелёный квадрат.)
 
 
 
  
 
 Учитель: Почему не подходит фрагмент справа?
 Ученики: (Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)
 
 Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание.
 
 Ученики: (Продолжи)
 
 Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.
 
 Ученики:
 
 (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры)
 Учитель проходит и наблюдает за работой.
 
 Затем одна из пар объясняет:
 
 Ученики:
 
 (1.Рассматриваем данный столбик.
 
 2.Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1)
 
 3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10)
 
 После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие)
 
 
 
 
 
  Решение примеров с обратной связью
 
 
 
  
 
  
 Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?
 
 Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.)
 
 Учитель: Какой пример лишний?
 
 (10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа)
 
 (8 +2 = 10 – в ответе двузначное число)
 
 
 Три мальчика – Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку, тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не линейку, а Ваня – не линейку и не пенал?
 
 
       | 
 
 
 | Линейка
 
 | Тетрадь
 
 | Пенал-
 
 |   | Саша
 
 | -
 
 | -
 
 | +
 
 |   | Ваня
 
 | -
 
 | +
 
 | -
 
 |   | Толя
 
 | +
 
 | -
 
 | -
 
 |  
 
 Учитель: По какому предложению сразу можно дать один ответ?
 
 Ученики:
 
 (А Ваня не линейку и не пенал, откуда видно, что Ваня купил тетрадь.
 
 Тогда Саша и Толя тетрадь уже не могут купить, значит Саша купил пенал.
 
 Толя не мог кпить тетрадь и пенал, значит он купил линейку)
 III Целеполагание.(5 минут)
 
 Работа с электронным приложением к учебнику
 
 Задание: найди задачу и реши её.
 Учитель: Как определим среди записей задачу?
 Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:
 
 Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)
 Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему.
 
 Учитель:
 
  В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.
 
 Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)
 
 Учитель:
 
  В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
 
 Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)
 
 Учитель:
 
  В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
 
 Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)
 
 Учитель:
 
  В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?
 
 Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах)
 Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?
 
 Ученики:(Решать задачи)
 Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.
 
 
     | Увеличьте
 
 | Уменьшите
 
 |   | 5 на 1 (6)
 
 2 на 3 (5)
 
 4 на 1 (5)
 
 7 на 0 (7)
 
 У: Что общего у этих примеров?
 
 (Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)
 
 
 | 5 на 2 (3)
 
 8 на 1 (7)
 
 6 на 2 (4)
 
 9 на 0 (9)
 
 У: Что общего у этих примеров?
 
 (Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)
 
 
 |  
 Учитель: Какой вывод сделаем?
 
 Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.
 
 Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше)
 Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?
 
 Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)
 
 Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?
 
 Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:
 
 
  
 
 Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?
 
 Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)
 
 Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?
 
 Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше)
 
 Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик.
 
 IV Изучение нового учебного матенриала (5 минут)
 
 Электронное приложение:
 
  Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня пририсовал ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало на 2 больше. В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 > 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение. На схеме это можно показать так:
 
 
 
 
  В сервизе было 6 чашек. Одна чашка разбилась. Чашек стало меньше. В математике это записывают так : 6 – 1 – 5; 5 < 6. Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание. На схеме это можно показать так:
 
 Учитель: Скажите, ребята, Квадрик подтвердил или опроверг ваше предположение?
 
 Ученик: (Подтвердил)
 Физкультминутка (1 минута)
 
 (Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз)
 V Закрепление изученного, практическая работа (7 минут)
 
 Работа по учебнику с. 96
 
 
 
 
 
  
 
  Первичное чтение учителем.
 
Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)
 
Далее решаем задачу «по цепочке»:
 
 Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.
 
 Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.
 
 Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.
 
 Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили
 
 Называю ответ: 6 тетрадей
 
 
 
  
 
 
  Первичное чтение учителем.
 
Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)
 
Далее решаем задачу «по цепочке»:
 
 Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.
 
 Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.
 
 Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.
 
 Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
 
 Называю ответ: 3 карандаша.
 
 У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?
 
 (Находить на рисунке геометрические фигуры)
 
 (3 минуты)
 
 
  
 Учитель: Загадка:
 
 Она красива и мила,
 
 Имя ее от слова "зола".
 
 Ученики: (Золушка)
 
 Учитель: Кто автор сказки?
 
 Ученики:(Шарль Перро)
 
 Учитель: Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?
 
 Ученики:(В учебнике иллюстрация к этой сказке)
 
 Учитель: Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.
 
 Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)
 VI Рефлексия (10 минут)
 
 
  Работа в тетради на печатной основе
 
 Учитель: А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях.
 
 По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи под «шторкой».
 
 
  
 (Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются)
 Затем шторка открывается, ученики у доски объясняют решение задач.
 
 Вариант I.
 
 Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие.
 
 Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке?
 
 Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить.
 
 Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
 
 Называю ответ: 5 божьих коровок.
 
 Вариант II.
 
 Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие.
 
 Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос.
 
 Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать.
 
 Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
 
 Называю ответ: 5 муравьёв.
 
 Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу с их.
 Оцените свою работу на уроке:
 
 
 VII Итог урока (2 минуты)
 Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?
 
 (Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
 
 Учитель: Как же решать такие задачи?
 
 (Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)
 
 Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?
 
 Ученики: (
 
 Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике?
 
 Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно)
 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
   
 Задание учебника с. 97
 
 Ученики: (8 рублей: 5,2,1; 5,1.1.1; 2,2,1,1,1,1; 2,2,2,1,1.
 
 9 рублей: 5,2,2; 5,1,1,1,1; 2,2,2,1,1,1; 5,2,1,1; .
 
 10 рублей: 5, 5; 5,2,2,1; 5,1,1,1,1,1; 5,2,1,1,1
 
 
 | 
 Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10
 Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски:
 
 Первый ученик
 
 □ +1 = 1
 
 □ – 2 =8
 
 6 - □ = 4
 
 □ – 2 = 7
 
 Второй ученик
 
 □ + 1 = 9
 
 5 + □ = 7
 
 6 + □ – 6
 
 □ – 2 = 5
 
 Третий ученик
 
 □ – 2 = 6
 
 7 – 1 - □ = 5
 
 □ + 1 + 1 = 2
 
 6 + □ = 8
 
 с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом.
 
 Фронтальная работа
 
 Таблица заранее начерчена на доске и заполняется во время второго чтения задания.
 
 
 Опорная схема:
 
 Примеры записаны на доске, учитель записывает ответы, которые дают учащиеся
 
 
 Электронное приложение к учебнику, использование мультимедийного оборудования, изображение анимационное,
 
 текст (записанный слева) читает диктор
 
 Электронная
 
 Работа по учебнику
 
 Записи ведутся в тетрадях.
 
 Работа с учебником с.97
 
 Фронтальная работа.
 
 Самостоятельная работа
 
 Ученики закрашивают в столбиках уровень трудности материала, интереса к нему и успешность свою на уроке.
 
 Задание даётся ученикам, которые быстрее других справились с решением задачи:
 
 необходимо сделать покупку в магазине булочки стоимостью 8 рублей, стоимостью 9 рублей и 10 рублей.
 
 Работа в группе
 
 На парте лежит конверт, в котором находятся монеты разного достоинства: 5, 2, 1 рубль
 Задание выполняется по рядам
 
 |  
 
 | 
 |  |