|
Тема Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц Предмет
| Математика
| Дата
| 24 ноября 2014 года
| Тема
| Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц
| Планируемые результаты
| Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).
| Тип урока
| Изучение нового материала.
| Оборудование
| Волкова С.И. Математика. Устные упражнения: 1кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 20012.
Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.М.: просвещение 2012, Ч.1 с. 96, 97.
Ситникова Т.Н.Поурочные разработки по математике: 1 класс - М.: ВАКО, 2013
Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.
Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»
Цифры от 0 до 10 для учащихся.
Цветовые круги для учащихся: жёлтого, красного и зелёного цвета.
Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.
Электронное приложение к учебнику Моро М.И. Математика. 1 класс.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
| ПРИМЕЧАНИЯ
| I Организация класса. (1 минута)
Учитель: Быть должны у нас в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас какой?
Ученики: (Всё, что нужно – под рукой)
Учитель: Смекай. Считай, отгадывай,
Пусть победит смекалка.
Думай, пробуй и ищи!
Будет трудно – не пищи!
II Устный счёт. (7 минут)
Выполнение
задания на полях учебника с 96 и 97
Учитель: предлагает хорошо читающему ученику первого варианта прочитать задание.
Ученики: (Каким кусочком продолжить узор?)
Учитель: обсудите в парах каким фрагментом вы продолжите узор? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.
Ученики: ( (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом соединяют выбранный фрагмент с основным орнаментом)
Учитель проходит и наблюдает за работой.
Затем одна из пар объясняет:
Ученики:
Рассматриваем данный орнамент.
Видим: жёлтый ромб – красный круг – жёлтый ромб – зелёный квадрат. После квадрата узор повторяется, для продолжения узора подходит фрагмент справа, так как после жёлтого ромба должен идти зелёный квадрат.)
Учитель: Почему не подходит фрагмент справа? Ученики: (Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)
Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание.
Ученики: (Продолжи)
Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.
Ученики:
(Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры) Учитель проходит и наблюдает за работой.
Затем одна из пар объясняет:
Ученики:
(1.Рассматриваем данный столбик.
2.Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1)
3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10)
После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие)
Решение примеров с обратной связью
Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?
Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.)
Учитель: Какой пример лишний?
(10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа)
(8 +2 = 10 – в ответе двузначное число)
Три мальчика – Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку, тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не линейку, а Ваня – не линейку и не пенал?
| Линейка
| Тетрадь
| Пенал-
| Саша
| -
| -
| +
| Ваня
| -
| +
| -
| Толя
| +
| -
| -
|
Учитель: По какому предложению сразу можно дать один ответ?
Ученики:
(А Ваня не линейку и не пенал, откуда видно, что Ваня купил тетрадь.
Тогда Саша и Толя тетрадь уже не могут купить, значит Саша купил пенал.
Толя не мог кпить тетрадь и пенал, значит он купил линейку) III Целеполагание.(5 минут)
Работа с электронным приложением к учебнику
Задание: найди задачу и реши её. Учитель: Как определим среди записей задачу? Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:
Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ) Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему.
Учитель:
В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.
Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)
Учитель:
В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)
Учитель:
В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?
Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)
Учитель:
В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?
Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах) Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?
Ученики:(Решать задачи) Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.
Увеличьте
| Уменьшите
| 5 на 1 (6)
2 на 3 (5)
4 на 1 (5)
7 на 0 (7)
У: Что общего у этих примеров?
(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)
| 5 на 2 (3)
8 на 1 (7)
6 на 2 (4)
9 на 0 (9)
У: Что общего у этих примеров?
(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)
|
Учитель: Какой вывод сделаем?
Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.
Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше) Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?
Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)
Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?
Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:
Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?
Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)
Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?
Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше)
Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик.
IV Изучение нового учебного матенриала (5 минут)
Электронное приложение:
Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня пририсовал ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало на 2 больше. В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 > 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение. На схеме это можно показать так:
В сервизе было 6 чашек. Одна чашка разбилась. Чашек стало меньше. В математике это записывают так : 6 – 1 – 5; 5 < 6. Когда число предметов уменьшается, то есть предметов становится меньше, используют вычитание. На схеме это можно показать так:
Учитель: Скажите, ребята, Квадрик подтвердил или опроверг ваше предположение?
Ученик: (Подтвердил) Физкультминутка (1 минута)
(Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз) V Закрепление изученного, практическая работа (7 минут)
Работа по учебнику с. 96
Первичное чтение учителем.
Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)
Далее решаем задачу «по цепочке»:
Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.
Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.
Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.
Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили
Называю ответ: 6 тетрадей
Первичное чтение учителем.
Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)
Далее решаем задачу «по цепочке»:
Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.
Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.
Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.
Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
Называю ответ: 3 карандаша.
У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?
(Находить на рисунке геометрические фигуры)
(3 минуты)
Учитель: Загадка:
Она красива и мила,
Имя ее от слова "зола".
Ученики: (Золушка)
Учитель: Кто автор сказки?
Ученики:(Шарль Перро)
Учитель: Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?
Ученики:(В учебнике иллюстрация к этой сказке)
Учитель: Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.
Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные) VI Рефлексия (10 минут)
Работа в тетради на печатной основе
Учитель: А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях.
По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи под «шторкой».
(Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются) Затем шторка открывается, ученики у доски объясняют решение задач.
Вариант I.
Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие.
Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке?
Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить.
Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
Называю ответ: 5 божьих коровок.
Вариант II.
Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие.
Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос.
Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать.
Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.
Называю ответ: 5 муравьёв.
Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу с их. Оцените свою работу на уроке:
VII Итог урока (2 минуты) Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?
(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Учитель: Как же решать такие задачи?
(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)
Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?
Ученики: (
Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике?
Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Задание учебника с. 97
Ученики: (8 рублей: 5,2,1; 5,1.1.1; 2,2,1,1,1,1; 2,2,2,1,1.
9 рублей: 5,2,2; 5,1,1,1,1; 2,2,2,1,1,1; 5,2,1,1; .
10 рублей: 5, 5; 5,2,2,1; 5,1,1,1,1,1; 5,2,1,1,1
|
Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10 Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски:
Первый ученик
□ +1 = 1
□ – 2 =8
6 - □ = 4
□ – 2 = 7
Второй ученик
□ + 1 = 9
5 + □ = 7
6 + □ – 6
□ – 2 = 5
Третий ученик
□ – 2 = 6
7 – 1 - □ = 5
□ + 1 + 1 = 2
6 + □ = 8
с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом.
Фронтальная работа
Таблица заранее начерчена на доске и заполняется во время второго чтения задания.
Опорная схема:
Примеры записаны на доске, учитель записывает ответы, которые дают учащиеся
Электронное приложение к учебнику, использование мультимедийного оборудования, изображение анимационное,
текст (записанный слева) читает диктор
Электронная
Работа по учебнику
Записи ведутся в тетрадях.
Работа с учебником с.97
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа
Ученики закрашивают в столбиках уровень трудности материала, интереса к нему и успешность свою на уроке.
Задание даётся ученикам, которые быстрее других справились с решением задачи:
необходимо сделать покупку в магазине булочки стоимостью 8 рублей, стоимостью 9 рублей и 10 рублей.
Работа в группе
На парте лежит конверт, в котором находятся монеты разного достоинства: 5, 2, 1 рубль Задание выполняется по рядам
|
|
|
|