Главная страница

П/п и этап урока задачи содержание



Скачать 144.63 Kb.
НазваниеП/п и этап урока задачи содержание
Дата14.02.2016
Размер144.63 Kb.
ТипДокументы

п/п и этап урока

задачи

содержание

теоретическое обоснование

1. Организация класса

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

– Ребята, сегодня у нас немного необычный урок. В ходе урока нам предстоит познакомиться с высказыванием одного очень известного учёного о математике, но всё будет зависеть от качества вашей работы, от умения быстро и правильно выполнять задания. (На доске заранее приготовлено высказывание из 4 строк, каждая из которых будет открыта после определённого этапа урока)


Мотивационный компонент УД.

Эмоциональная мотивация.

Беседа, эмоциональное вслушивание.


Создание эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

- Но чтобы у нас сегодня все получилось, давайте подготовим наши руки к предстоящей работе.

“Потирание рук.”

- Вспомните, как вы делаете это перед вкусным обедом или после удачного дела. Главное, потирать руки с видимым удовольствием

( Дети включаются в урок, во взаимодействие с учителем.)

Создаётся благоприятная рабочая атмосфера в классе.

Обратная связь – наблюдение.

2. Каллиграфи-ческая минутка

Отработка навыка каллиграфического письма

- Для показа я предлагаю записать наименьшее пятизначное число. (10000)

- У наших предков, древних славян, счет доходил всего до 10 000. Это число называлось “тьмой”, т.е. числом, которое трудно себе представить.

Развитие кругозора детей. Содействие воспитанию интереса к предмету.

3. Актуализация знаний. Устный счет.

Активизация мыслительной деятельности учащихся

- Из скольких разрядов состоит это число? Значит, какое оно? (многозначное) Назовите эти разряды.

- Сколько разных цифр понадобилось для записи данного числа?(2)

- В сутки через лёгкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 неделю? За 1 месяц? За 1 год?

- Что мы называем “зелёными” лёгкими Земли?

- Отчего зависит наше с вами здоровье?

(За одну неделю – 70 000 л воздуха.

За один месяц – 300 000 л воздуха.

За один год – 3 650 000 л воздуха.

- Так мы называем растения.

- Наше здоровье зависит от доброго отношения к окружающему нас миру природы.)

Открывается первая строка высказывания:

“Математику уже за то…”.


Компонент УД – операционный.

Активизация и развитие оперативной памяти, диалогической речи, произвольного внимания. Развиваются: способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.

Обратная связь – слушание ответов учащихся.
Содействие воспитанию бережного отношения к природе. Забота о своём здоровье.

Форма восприятия устного счета - беглый слуховой


4. Введение в тему.

Формулировка задач урока.

Целеполагание

Планирование предстоящей деятельности.
Реализация плана.

Повторение приёмов умножения на двузначное число


Рефлексия по этапу


Повторение таблицы умножения.

Игра “Арифметическая мозаика”.


Проверка усвоения темы “Умножение на двузначное число”.

Определение границ собственного знания.

Определение личностного смысла деятельности.

Выбор и определение последовательности действий, ведущих к усвоению нового материала

Формирование итогового самоконтроля, развитие навыков самооценки.

Выявление возможных пробелов в знаниях детей.
Проверка усвоения таблицы умножения, математических терминов.


(Запись на доске.)



×4532

342

- Реши примеры, записанные правильно. (учитель контролирует)

Дети сталкиваются с решением примера нового типа. Как его решать?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Чем мы будем заниматься? (-Умножение многозначных чисел на трёхзначное)

- Ответьте на вопрос: “Что я про это уже знаю?”

(- Я знаю, что называется умножением.

- Я знаю таблицу умножения.

-Я знаю, что такое письменные приёмы умножения.

- Я умею умножать на двузначное число)

- Чему мы будем учиться? ( - Будем учиться умножать на трёхзначное число)

- Зачем нам нужно в этом разобраться?

(- Я смогу без ошибок решать такие примеры.

- Мне это необходимо для усвоения других приёмов умножения.)

- Что нам поможет научиться умножать на трёхзначное число?

 (- Повторение приёмов умножения на двузначное число.

- Повторение таблицы умножения.

- Модели примеров.

- Работа по учебнику)

-А теперь вернитесь к примерам, записанным на доске. Выберите один из неправильно записанных примеров, обсудите в паре, как исправить ошибку, решите выбранный пример. (Один ученик работает у доски, остальные в парах)

- Проверьте правильность выполнения по контрольной карточке. Оцените свою работу

Контрольная карточка:



- Кому было трудно выполнять это задание?

- Как вы помогали друг другу?

- Какие ещё ошибки возможны при решении примеров на умножение?

(- Незнание таблицы умножения и соответствующих случаев деления)

- Я диктую пример, вы считаете и заштриховываете квадратик с правильным ответом.

? Найдите произведение чисел 9 и 8.

? Найдите частное чисел 81 и 9.

? Первый множитель 6, второй-7. Чему равно произведение?

? Увеличьте 2 в 8 раз.

? Найдите произведение чисел 8 и 8.

? Найдите произведение чисел 7 и 3.

? Первый множитель 5, второй – 6. Определите произведение чисел.

? Увеличьте 7 в 9 раз.

- Если все примеры решены правильно, на карточке получается цифра 5.

Ученики заштриховывают числа на своей карточке.



Открывается вторая строка высказывания : “Математику уже за то учить стоит, что она…”.


Компонент УД – операционный. Освоение способа анализа информационных данных на основе зрительного восприятия.

Развитие познавательной мотивации – постановка задач урока на основе создания проблемной ситуации.

Метод обучения ( по источнику знаний и характеру восприятия информации) – практический.

Форма работы – фронтальная.

Обратная связь – наблюдение и выслушивание ответов учащихся.


Формирование умений планировать свою деятельность(планирующий самоконтроль)

Прием – постановка вопросов, направленных на дальнейшее прогнозирование работы.

Компонент УД – регулирующий. Освоение способов самоконтроля и оценки результата на основе сравнения с образцом.

Обратная связь – проверка по контрольной карточке.

Форма работы – фронтальная. Метод – беседа.

Развитие слухового восприятия.

Обратная связь – проверка правильности выполнения задания, наблюдение.

5.Физкультминутка.

Снятие напряжения.


Упражнение “Аэростат”.

- Сядьте удобно на стуле. Руки на коленях. Глаза лучше закрыть. Дышите в удобном для вас ритме. При вдохе грудная клетка поднимается, при выдохе – опускается. Представьте себе, что при вдохе вы поднимаетесь вверх, в небо, а при выдохе – опускаетесь вниз на дно океана. Итак, вдох…, выдох…, вдох…, выдох… (2-3 мин.).

Задача данного этапа – охрана здоровья. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой.


6. Ознакомление с новым материалом.

1) Предъявление моделей примеров.

2) Составление алгоритма письменного умножения на трехзначное число

3)Рефлексивное оценивание.

Достижение учащимися определенного уровня планируемых результатов

Формирование пошагового и итогового самоконтроля.

Формирование умения излагать материал, используя математическую терминологию.

Развитие навыков самооценки.


- Сравни модели примеров:

(на доске)


(- Первая модель – умножение на двузначное число. Вторая модель – умножение на трёхзначное число.)

- Чем они различаются?

(- При умножении на двузначное число получается два неполных произведения. При умножении на трёхзначное число получается три неполных произведения.)

- Чем отличается умножение многозначного числа на двузначное от умножения на трёхзначное число?

- На что надо обратить внимание при умножении на трёхзначное число?

(- Надо обратить внимание на подпись третьего неполного произведения (под сотнями второго неполного произведения).

– А можем ли мы теперь, опираясь на этот алгоритм, умножать на трёхзначные числа? Давайте попробуем доработать наш алгоритм. (Проходит совместная работа над доработкой алгоритма письменного умножения)

АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ТРЁХЗНАЧНОЕ

  1. НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С ЕДИНИЦ – ПИШЕМ ПОД ЕДИНИЦАМИ.

  2. НАЗЫВАЕМ ПЕРВОЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

  3. УМНОЖАЕМ НА ДЕСЯТКИ – ПИШЕМ ПОД ДЕСЯТКАМИ.

  4. НАЗЫВАЕМ ВТОРОЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

  5. УМНОЖАЕМ НА СОТНИ – ПИШЕМ ПОД СОТНЯМИ.

  6. НАЗЫВАЕМ ТРЕТЬЕ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

  7. НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СКЛАДЫВАЕМ.

  8. НАЗЫВАЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

- Самостоятельно в парах объяснить решение примера, который соответствует теме урока.

Вызывается по желанию один учащийся и производит умножение чисел 4532 и 342 “в столбик” ,комментируя пошаговые операции, и используя доработанную таблицу алгоритма письменного умножения трёхзначных чисел.

- Составить свой пример умножения на трёхзначное число друг другу в паре.

- Кто из пары готов объяснить решение составленного примера?

 (подробно, проговаривая каждый этап алгоритма умножения)

- Ответьте на вопрос: “Насколько я продвинулся к цели?”

- Есть ли ошибки, которых ты бы мог избежать?

- Что для этого нужно делать?

(- Можно обратиться за помощью к учителю, к товарищу.

- Можно прочитать ещё раз параграф учебника.)


Компонент УД – операционный. Освоение способа извлечения информации.

Данная исследовательская работа создаёт условия для реализации целей, поставленных детьми.

Формирование навыков исследовательской работы.

Форма работы – фронтальная.

Развитие навыков пошагового и итогового самоконтроля.


Развитие умения работать в паре.

Компонент УД – регулирующий. Развитие способов самооценки на основе сопоставления результатов своей деятельности с задачей урока.


7. Работа над задачей

Формирование умения решать текстовые задачи на основе нового материала

  1. Первая группа получает карточку с задачей, решают самостоятельно (Задача содержит дополнительный вопрос: «На сколько одна корова получает больше кг силоса, чем один телёнок? Вырази в тоннах и килограммах.)

  2. Вторая и третья группы после подробного разбора решают самостоятельно.

Разбор задачи.

У: Прочитайте задачу молча.

У: …, прочитай задачу вслух.

У: Какое слово вам незнакомо?

У: Кто знает, что такое силос? (варианты ответов детей)

- Силос – сочный корм для скота – зелёная часть растений (ботва, листья, стебли), приготавливаются путём заквашивания.

У: О ком говорится в задаче?

Д: О коровах и телятах

У: Что нам известно о коровах и телятах?

Д: Коров было 126, а телят 258

У: Что ещё известно в задаче?

Д: Что на каждую корову заготовили 4155 кг силоса, а на одного теленка – 2784 кг силоса

У: Что спрашивается в задаче?

Д: Сколько всего силоса заготовили на ферме?

У: Запишем краткую запись

Назовите опорные слова для краткой записи



На 1 животное

Кол-во животных

Всего кг силоса

К.
Т.


4155 кг
2784 кг


126 к
258 т


? кг

Данные записывает ученик

У: Сможем сразу ответить на главный вопрос?

Д: Нет

У: Почему?

Д: Не знаем, сколько силоса заготовили для 126 коров

У: А сможем узнать?

Д: Да

У: Как узнать, сколько кг силоса заготовили для 126 коров?

Д: 4155 · 126

У: Почему надо умножать?

Д: Так как 4155 кг силоса заготовили для одной коровы, а для 126 надо по 4155 взять 126 раз

У: А теперь сможем ответить на главный вопрос?

Д: Нет

У: Почему?

Д: Не знаем, сколько силоса заготовили для 258 телят

У: А сможем узнать?

Д: Да

У: Как узнать, сколько кг силоса заготовили для 258 телят?

Д: 2 784 · 258

У: Почему надо умножать?

Д: Так как 2 784 кг силоса заготовили для одного теленка, а для 258 надо по 2784 взять 258 раз

У: А теперь сможем ответить на главный вопрос?

Д: Да

У: Как?

Д: Результаты сложить

У: Поднимите руки, кто не понял, как решать задачу?

Выполняем решение задачи самостоятельно.

Проверка: Ученик 1-ой группы объясняет подробно решение задачи.

4155 х 126 = 523530 (кг) – для коров

2784 х 258 = 718272 (кг) – для телят

523530 + 718272 = 1241802 (кг)

1241802 кг = 1241 т 802 кг

1 гр. 4155 – 2784 = 1371 (кг)

Открывается следующая строка высказывания : “Математику уже за то учить стоит, что она ум в порядок приводит”.


Компонент УД – операционный. Освоение

( совершенствование) способа анализа и синтеза задачи на основе слухового и зрительного восприятия.

Это задание направлено на дифференцированное обучение по степени обученности учащихся, самостоятельное вычисление.

Самопроверка (объясняет сильный ученик)

Форма работы – фронтальная и индивидуальная.

Методы обучения – беседа и практический.

8. Самостоятельная работа

Контроль выполненных заданий

Закрепление нового вычислительного приема

Формирование навыков пошагового и итогового самоконтроля.

1 группа:

- Выполни указанные действия: (самостоятельно)

591 x 328

167 x 831

2 группа и 3 группа:

- Выполни действия с комментированием.( Выполняют задания под наблюдением учителя)

- Давайте выясним, что будем проверять?

(- Правильно ли записан пример?

- Верно ли определены неполные произведения?

- Верно ли решен пример?)

Проверка по контрольной карточке.

- Проверьте работу друг друга.

Открывается последняя строка с именем известного учёного М.В. Ломоносова.

Дети хором читают высказывание; вывешивается портрет учёного.

– Что вы знаете об этом человеке? (ответы детей: сведения из биографии).

Дифференцированная работа по степени помощи учителя.

Осознание предмета контроля.

Индивидуальная работа с учащимися во время фронтальной самостоятельной
Компонент УД – регулирующий. Освоение способов самоконтроля на основе сопоставления с образцом.

Форма работы – фронтальная.

Метод – беседа.
Установление межпредметных связей. Развитие кругозора детей.

9. Итог урока

Формирование умений сравнивать задачи, поставленные в начале урока и его результаты. Определение меры своего продвижения вперед.

- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

- Смогли ли достичь поставленных целей?

- Какую цель ты достиг на уроке?

Компонент УД – регулирующий. Освоение способа анализа своей деятельности с задачами урока. Развитие навыков самооценки.

Форма работы – фронтальная.

Метод – беседа.

10. Рефлексия

Формирование итогового самоконтроля

- А сейчас оцените свою работу.

  • если я знаю алгоритм и умею без ошибок выполнять умножение многозначного числа на трехзначное – рисую на полях в тетради «+»

  • если я недостаточно хорошо помню алгоритм и допускаю ошибки в вычислениях – рисую «!»




Компонент УД – регулирующий. Освоение способа анализа своей деятельности с задачами урока. Развитие навыков самооценки.

Форма работы - индивидуальная.

11. Домашнее задание

Закрепление материала, изученного на уроке

- Выберите из приведенных примеров те, которые соответствуют теме сегодняшнего урока. Решите их. Это задание для 1 группы

379 × 254 213 × 470

405× 709 904 × 560

234× 567 997 × 236

211 × 302 450 × 227

2 группа и 3 группа: с. 41 № 206 (1)

Дифференцированная работа по объему и степени обучаемости. Задание для учащихся 1 группы способствует развитию их способностей, углублению знаний, учит самостоятельному познанию