Главная страница


Использование дидактических игр на уроках математики в 5



Скачать 88.16 Kb.
НазваниеИспользование дидактических игр на уроках математики в 5
Дата12.02.2016
Размер88.16 Kb.
ТипДокументы



Использование дидактических игр

на уроках математики в 5-6 классах для детей с ограниченными возможностями здоровья
Из опыта работы учителя математики Пискаевой С.В.

Введение.

Возникновение интереса к урокам математике у значительного

числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания,

от того, насколько умело будет построена учебная работа.

На уроках надо добиваться активной работы от каждого ученика,

развивая любознательность, интерес к предмету. Это особенно важно в

подростковом возрасте, когда еще формируются постоянные интересы и

склонности.

Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроках

математики.

Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры вырабатывается

привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что

учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных

ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают

фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в работу с

огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей

по игре.

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения.

Дидактические игры можно широко использовать как средство

обучения, воспитания и развития.

Возьмем, к примеру, известную игру «Морской бой». Даже в этой

элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность,

сообразительность. В процессе игры дети лучше и быстрее усваивают

понятие декартовых координат, убеждаются, что положение точки на

плоскости определяется с помощью двух ее координат.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме

занятий происходит по следующим основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебный материал используется в качестве средства игры;

- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешность выполнения дидактического задания связывается с

игровым результатом.

Во время дидактической игры важным моментом является

дисциплина. Урок математики можно считать идеальным с точки зрения

дисциплины, если школьники сосредоточены, внимательны, в меру

активны, занимаются только индивидуальной самостоятельной работой.

Они могут высказать свое мнение или вносить предложения только при

поднятии руки и при разрешении учителя. Если общение учеников

сделать целенаправленным, таким, чтобы они почувствовали пользу от

такого общения в процессе познавательной деятельности, то можно

получить положительные результаты не только, в обучении, но и в

формировании личности, поскольку в этом случае по настоящему

реализуется принцип воспитания в коллективе.

Взаимопомощь и контроль одновременно и упрощают, и

усложняют работу учителя. Упрощают потому, что учитель получает

возможность в ряде случаев перенести некоторые свои функции на

школьников. Например, он может поручить ученику проконсультировать

отстающих товарищей. Не секрет, что иногда отстающий школьник

чувствует себя с товарищем более раскованно и занимается более

успешно, чем с учителем.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает

существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения

и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть

обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются

учебно-познавательной направленностью.

Рассмотрим специфику дидактической игры, основными

структурными компонентами которой являются: игровой замысел,

правила, игровые действия, познавательное содержание или

дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел, как правило, выражен в названии игры. Он

заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном

процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы

проектирующего ход игры. Или в виде загадки. В любом случае он

придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры

определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет свои правила, которые

определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры,

способствуют созданию на уроке рабочей обстановке.

Правила игры воспитывают умение управлять своим поведением,

подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые

действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют

познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить

свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для

достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются

устным решением задачи.

Основой дидактической игры является познавательное

содержание. Познавательное содержание заключается в усвоении тех

знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы,

поставленной игрой.

Оборудование игры в значительной мере включает в себя

оборудование урока. Это наличие технических средств обучения,

различных средств наглядности: таблицы, модели, дидактические

раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются

команды-победители.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который

является финалом игры. Он выступает прежде всего в форме решения

поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и

умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны

между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Поэтому при

подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо

составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать

временные рамки, учесть уровень знаний и возрастные особенности

учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает

организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому

результату.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОГО СЧЕТА.
Устный счет.

В 5-6 классах целесообразно на каждом уроке проводить устный

счет. Чтобы данный вид работы имел интерес у учащихся, его

необходимо видоизменять. Приведу несколько вариантов проведения

устного счета, использованных на моих уроках в 6 классах.
Лучший счетчик.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается придумать

по 3-4 примера для устного счета по заданной теме («Действия с

обыкновенными дробями», «Действия с десятичными числами»,

«Действия с целыми числами»).

Класс делится на три команды. В каждой команде выбирается свой

«счетчик», который будет защищать честь своей команды. Примеры для

устного счета предлагают счетчику члены другой команды до тех пор,

пока он не собьется. Затем его сменяет другой ученик из той же команды,

и игра продолжается. Число «счетчиков» для одного тура определяется

по договоренности. Побеждает та команда, в которой наименьшее число

«счетчиков», решивших наибольшее количество примеров. Среди

«счетчиков» устанавливается также личное первенство.

Эта игра проводится в начале урока (10-15 мин.), и служит

своеобразной разминкой для дальнейшей работы.
Числовой фейерверк.

Задание для этой игры можно брать из учебника. Учитель ведет опрос.

Каждый ученик, услышав ответ одноклассника должен отреагировать на него следующим образом; если он согласен с ответом, то поднимает зеленую сигнальную карточку, если нет - красную. В результате учитель видит и может оценить работу и уровень знаний каждого учащегося.

Эта игра носит еще одно название: «Молчанка». Если

сигнальная карточка отсутствует, то можно договориться поднимать

после правильного ответа правую руку, если нет, то

левую. Например, при изучении темы «Прямая и обратная

пропорциональности» можно использовать следующие упражнения для

устного счета.

1). За 8 мин наполнили бензином 0,28 цистерны. Успеют ли за Зч 30

мин наполнить бензином 7 таких же цистерн?

2). Какое из равенств можно назвать верной пропорцией:

а) 17:12=7:5; б) 5:20=3/58:6/29?

3). При каком значении а верно равенство:

а) 2а:3,7=8:7,4; б)
Игровые ситуации в процессе изучения и закрепления

нового материала.
Круговые задания.

Эту игру можно использовать при изучении следующих тем: «Все

действия с десятичными, обыкновенными дробями». «Все действия с

рациональными числами». «Решение линейных уравнений с одной

переменной». Эту игру можно проводить как эстафету. В одну команду

входят все ученики, сидящие на первых партах, во вторую - сидящие на

вторых партах и т. д.

Учитель готовит 15 карточек (в ряду 5 парт); на каждой записано 6

заданий. Ученики одной парты получают карточку и решают по одному

уравнению. После этого передают карточку на соседнюю парту игрокам

той же команды. Получается, что первые парты обмениваются своими

карточками, вторые - своими и т. д. Решивший уравнение записывает

карандашом найденный корень и ставит свои инициалы. Получается, что

в одной горизонтали парт каждый решает три уравнения. Выигрывает та

команда, ученики которой раньше всех решат все уравнения.
Математический феномен.

В начале игры выступает учитель. Он предлагает каждому из

учеников задумать число; прибавить к нему какое-то число, умноженное

на 2, например 8, умноженное на 2. Найденную сумму

разделить на 2, из частного вычесть то число, которое умножали на 2, т. е.

8. Учитель выборочно спрашивает у учащихся их результат и называет

задуманное число.

Результат всегда составляет половину задуманного числа.

( a+2b ) : 2 - b = а:2.

Выигрывает та команда, которая первая найдет ключ к отгадке и

запишет ее в общем виде.

Эта игра используется при изучении уравнений и решении задач с

помощью составления уравнений.
Кодированные задания.

Эта игра может быть использована при отработке навыков действий

с числами.

Каждому ученику предлагается серия заданий, например, несколько

уравнений. Выполнив первое упражнение. Ученик ищет полученное

число среди ответов, записанных учителем на доске. Если его там нет -

допущена ошибка. Выполнив все упражнения своего варианта, ученик

подает учителю работу с кодированным ответом. Например, каждому

ответу соответствует буква. Из полученных букв предлагается составить

слово.

Класс делится на 6-8 групп по количеству вариантов. Побеждает та

группа, которая раньше всех выполнила задания с наименьшим

количеством ошибок. Учитывается также аргументированное

обоснование решения упражнений каждым членом группы.
Заключение.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает

интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в

учебную работу, снимает утомление, развивает внимание,

сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.