«Формирование самостоятельной математической деятельности в процессе создания предметно-игровой среды математического содержания»
Составила воспитатель Нозарева Е.Ю.
Игра – одно из самых сильных воспитательных средств, основной вид деятельности ребёнка. В игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребёнка, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Особенно нравятся детям игры, развивающие творческие способности, заставляющие думать, приводящие к какому-либо результату.
Известно, все люди совершают массу дел: маленьких и больших. Каждое дело для человека – задача, то более, то менее трудная.
Для ребёнка игра – это дело. Новая игра для него – задача, требующая применение логики, творчества, мышления.
Творческие способности ребёнка – это такие качества ума, как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, находить взаимосвязи и закономерности.
Главным условием успешного развития является: ранее начало, опережающее развитие, свобода выбора, самостоятельность и наличие предметно-развивающей среды в группе.
Наличие игрового математического материала в группе побуждает детей к использованию его в разных видах деятельности, к выполнению математических действий. Использованию полученных знаний и умений.
Программа «Развитие» предусматривает большое количество наглядного и игрового материала к занятиям, которые проводятся в игровой форме. При отборе материала я в первую очередь учитывала, какие средства решения познавательных задач должны быть усвоены детьми, и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Многие задачи решаются путём построения и использования наглядных моделей различных типов: графический план, графические модели предметов, различные формы символизации.
Задачи на ориентировку в пространстве дети решают в играх с планом-схемой, заместителями предметов: «Расположи овощи, согласно плану», «Катина квартира», «Наша клумба лучше всех», «Расставь столы и стулья к занятиям по плану».
Знакомство с геометрической формой дети начинают с игр «Рамки и вкладыши Монтессори», «Блоки Дьенеша», «Сложи узор». Дети, обследуя фигуры, сравнивали их по форме, цвету, величине, учились правильно называть.
В играх «Какая фигура зашифрована», «Подбери ключик» дети по 3-4 условным обозначениям находят предмет или фигуру из набора «Блоки Дьенеша».
В старшем дошкольном возрасте дети составляют фигуры из 2-3 и более составляющих. «Сложи квадрат», «Уникуб», «Танграм», «Волшебный квадрат», «Колумбово яйцо» и другие головоломки, игры с палочками.
Все игры начинаю с более простых заданий, постепенно усложняя. Игровые задания разнообразят учебную деятельность, вносят элемент занимательности.
Каждая игра содержит в себе дидактическую задачу, правила игровые действия. По мере углубления в тему, усложняются и дидактические задачи.
Если игру ввожу на занятии. То подчиняю её проблеме всего занятия. И все дети без исключения охотно включаются в неё.
Например: Игровая ситуация «Строительство парусников», где дети делятся на строителей и кладовщиков. И строят предметную модель путём однозначного соответствия в игре. Это в средней группе. В старшей группе используем модели «Счёты», «Ось». Игровую ситуацию ввожу обязательно.
Манипулируя с предметами, дети имеют возможность сопоставлять, анализировать.
Например, понятие числа вводила с помощью игры «Цветные числа» - плоскостной вариант палочек Кюизенера. Взяв за условный вариант один – это белый квадратик. Дети сопоставляют с полосками другого цвета. Находили число 2, 3. Затем из цветных палочек составили числовую лесенку ко дворцу Математики.
В подготовительной к школе группе задание усложнялось: «Составь заданное число из двух меньших».
Понятие числа, числового ряда дети закрепляют в разных играх: «Гаражи», «Точечки», «Подбери цифру», «исправь ошибку».
Программа подготовительной к школе группы обширна и разнообразна. В работе с детьми этого возраста я больше внимания уделяла развитию логического мышления, комбинаторных способностей, умению анализировать.
Все игры с математическим содержанием подчинены решению этой задачи.
Мы сравниваем множества с помощью модели «Логическое древо», находим числа в заданных пределах с помощью оси и кругов Эйлера. Поставленная перед детьми задача, заставляет их самостоятельно вести поиск её решения.
Продуманный, интересный, разнообразный материал активизирует детей, повышает работоспособность.
Сравнивая множества, используем игры «Путешествие чисел», «рассели числа в домики, согласно знакам», «Военный аэродром», «Космодром».
Закрепляя числовой ряд, играем в игры: «Какое число пропущено?», «Назови соседей», «Цветные числа».
Сложный этап по присчитыванию и отсчитыванию успешно преодолевается с помощью игр: «Почтальон – вычислитель» Зака, «Вычислительные машины» Столяря.
Для успешного освоения программы школьного обучения, ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, должна стать привычкой для детей.
Особую умственную активность ребёнок проявляет в ходе действия игровой цели.
Игры Зака «Одна клетка», «Шаги курицы», «Найди девятого» развивают логику, внимание, умение анализировать. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число – любая должна реализовываться средствами игры, в игровых действиях.
В самостоятельной игровой деятельности, детей притягивают игры – головоломки Михайловой.
Полученные знания дети используют в сюжетно-ролевых играх: «Магазин», «Школа», «Стройка», «Автобус». Во время конструктивных игр дети пользуются условной меркой. Дети пытаются самостоятельно находить пути решения проблем. Очень любят решать поставленные мной задачи, искренне радуются, найдя её решение самостоятельно. |