Главная страница

Использование современных образовательных технологий на уроках математики



Скачать 91.24 Kb.
НазваниеИспользование современных образовательных технологий на уроках математики
Дата06.03.2016
Размер91.24 Kb.
ТипДокументы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Пожидаева Л.В.

Митрофановская средняя общеобразовательная школа,

село Митрофановка, Воронежская область
Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированных; информационно-коммуникативных; здоровьесберегающих.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса. Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики открывали новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности. Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаю атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу пример использования «проблемной ситуации».

При изучении тем «Симметрия относительно точки», «Симметрия относительно прямой» учащимся даю творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить. В области обучения решению задач деятельностный и проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков, на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

Метод дискуссий я применяю при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех учащихся использую методику учебного сотрудничества. Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы). В своей практике я успешно применяю такие приемы, как «Дебаты», «Ток-шоу», «Выбери позицию», «Семинар».

Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по следующей технологии: постановка проблемы, формирование микрогрупп (по 5-7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микрогруппах, представление результатов обсуждения перед всей учебной группой, продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в том, что «слабый» ученик чувствует поддержку товарища, в том, что  все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примеры  такой работы на уроках математики: обсуждение текста, взятие интервью у одноклассника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя.

Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности. «Единицы измерения в Древней Руси» - 5 класс, «Теорема Пифагора» в 8-м классе», «Золотое сечение» были использованы на уроках для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии. Проект «Ремонт в детском саду», посвящён решению задач на вычисление площадей плоских фигур. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе, сориентироваться, учащиеся выступают активными участками процесса обучения, а не пассивными статистами.

В практике своей работы я придерживаюсь общепринятой технологии организации проектной деятельности
Этапы работы над проектом

Содержание работы над проектом

Для учителя

Для учащихся

введение учащихся в проектную деятельность

получение информации о проекте

определение и утверждение тематики проекта

выбор темы проекта

составление графика работы над проектом

составление индивидуального графика работы над проектом

подбор и анализ литературных источников

подбор и анализ литературных источников

анализ и контроль процесса выполнения проекта (консультации)

обсуждение хода выполнения проекта

контроль за оформлением проекта

оформление проекта

организация и проведение предзащиты проекта

предзащита в группе

контроль за доработкой проекта

доработка проекта

защита проекта

защита проекта

подведение итогов проекта

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми»; если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии. Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся; индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации; раскрепостить учеников при ответе на вопросы, так как компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагировать на ошибки; совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи; организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока:
во время проведения устного счёта, который включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала; в ходе закрепления: предложенные задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала; при проверке домашнего задания: предлагаю ученикам выполнить домашнюю работу или её часть в форме презентации, показываю и озвучиваю своё решение, проверяю самые важные домашние работы или наиболее проблемные задания; при объяснении нового материала. При закреплении, повторении использую готовые демонстрационные – энциклопедические программы из серии: «Открытая математика. Функции и графики», «Познавательная геометрия», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». На этапе контроля знаний, умений и навыков эффективно применяю пульты для голосования.

Использую интерактивные планшеты на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА. Для реализации технологии интерактивного обучения применяю интерактивную доску – это лучшее, что существует сегодня из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом.  В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Интерактивная доска позволяет выполнять  геометрические построения и строить графики функций с помощью набора виртуальных инструментов, что дает возможность вовлечь учащихся в исследовательскую работу. Я практикую творческие задания, выполнить которые можно, производя манипуляции с объектами на доске. Это очень увлекает учащихся, и они с удовольствием включаются в мыслительную деятельность.

На своих уроках я очень давно и активно практикую создание опорных конспектов. Часто учащиеся, изучая предложенный теоретический материал, составляют к нему опорный конспект самостоятельно, а после я организую коллективное обсуждение, в процессе которого рождается окончательный продукт. На таких уроках большую помощь нам оказывает документ-камера, которая позволяет ознакомить сразу весь класс с результатами работы конкретного ученика, позволяет повысить наглядность на уроке, оперативно реагировать на ситуации, учебно-практические моменты урока, быстро анализировать  результаты работ и опытов, делать уроки более разнообразными, разноплановыми, «живыми». Из разработанных опорных конспектов большинство учащихся составляют справочники, которые активно используют в дальнейшем. Документ-камера позволяет также оперативно проводить анализ выполнения домашних, самостоятельных и контрольных работ учащихся. Работа над ошибками через показ конкретных ошибок учеников в работе с одновременным показом правильного решения происходит оперативно, быстро и доходчиво с большой экономией времени. Незаменимым помощником становится документ-камера при решении задач по готовым чертежам, при демонстрации решения графических и практических заданий.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие информации, которые предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся. Большую пользу приносит использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровьесбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии. На своих уроках создаю условия для сохранения здоровья, формирую у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, учу использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому на уроках соблюдаю требования САНПиНа; создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата; в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная – эмоциональная – двигательная.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, одна из целей которых состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Я считаю, что технологии, которые применяю при обучении математике, позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.