|
Характеристика учебного
Пояснительная записка. При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются следующие задачи:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления.
Цели Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в базисном учебном плане Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе основного общего образования отводится не менее 280 часов из расчета 4 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Тематическое планирование составлено к УМК С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2003 год на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования с учетом авторского тематического планирования учебного материала, опубликованного в журнале «Математика в школе » №2, 2005.
Курсивом в тематическом планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Подчеркиванием выделен материал, содержащийся в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования, но отсутствующий в учебнике С.М. Никольского и др. «Алгебра и начала анализа», 10 класс, М. «Просвещение», 2003 год. В скобках указан номер учебного пособия, представленного в списке литературы, где можно найти материал по указанной теме.
В примерном поурочном планировании первый вариант рассчитан на 2,5 часа в неделю, второй вариант на 3 недельных часа. Тематическое планирование к учебнику С.М. Никольского и др.
«Алгебра и начала анализа» (базовый уровень 3 часа в неделю, всего 102 часа). Действительные числа ( 7 часов).
Понятие действительного числа. Свойства действительных чисел. Множества чисел и операции над множествами чисел. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач.
Рациональные уравнения и неравенства ( 14 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Рациональные выражения. Формула бинома Ньютона, свойства биноминальных коэффициентов, треугольник Паскаля.
Рациональные уравнения и неравенства, метод интервалов решения неравенств, системы рациональных неравенств.
Корень степени n ( 9 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие функции, ее области определения и множества значении, графика функции. Функция y = xn, где nN, ее свойства и график. Понятие корня степени n>1 и его свойства, понятие арифметического корня.
Степень положительного числа (10 часов, из них контрольные работы – 1 час)
Понятие степени с рациональным показателем, свойства степени с рациональным показателем. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной и ограниченной. Бесконечная геометрическая прогрессия и ее сумма. Число e. Понятие степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем. Преобразование выражений, содержащих возведение в степень. Показательная функция, ее свойства и график.
Логарифмы (6 часов).
Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени, переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы. Преобразование выражений, содержащих логарифмы.
Логарифмическая функция, ее свойства и график.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, методы их решения ( 7 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства и методы их решения.
Синус и косинус угла и числа ( 7 часов).
Радианная мера угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла и действительного числа. Основное тригонометрическое тождество для синуса и косинуса. Понятия арксинуса, арккосинуса.
Тангенс и котангенс угла и числа (4 часа, из них контрольные работы – 1 час).
Тангенс и котангенс угла и числа. Основные тригонометрические тождества для тангенса и котангенса. Понятие арктангенса числа.
Формулы сложения (10 часов).
Синус, косинус и тангенс суммы и разности двух аргументов. Формулы приведения. Синус и косинус двойного аргумента. Формулы половинного аргумента. Преобразование суммы тригонометрических функций в произведения и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента. Преобразование простейших тригонометрических выражений.
Тригонометрические функции числового аргумента ( 8 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Тригонометрические функции, их свойства и графики, периодичность, основной период.
Тригонометрические уравнения и неравенства ( 8 часов, из них контрольные работы – 1 час).
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение тригонометрических уравнений. Простейшие тригонометрические неравенства.
Элементы теории вероятностей ( 4 часа).
Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных.
Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Повторение курса алгебры и математического анализа за 10 класс ( 8 часов, из них контрольная работа– 1 часа).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ десятиклассников В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать1
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций;
решать уравнения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Уравнения и неравенства
уметь
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
анализа информации статистического характера.
Планирование учебного материала по алгебре и началам анализа при трех уроках в неделю, за 10 класс по учебнику С.М. Никольский и др. (Базовый уровень)
№ урока
| Содержание учебного материала
| Кол-во часов
| Дата проведения
| примечание
| по плану
| фактически
|
| Действительные числа
| 7
|
|
|
| 1
| Понятие действительные числа
| 1
|
|
|
| 2
| Понятие действительные числа
| 1
|
|
|
| 3
| Множество чисел. Свойства действительных чисел
| 1
|
|
|
| 4
| Множество чисел. Свойства действительных чисел
| 1
|
|
|
| 5
| Перестановки
| 1
|
|
|
| 6
| Размещения
| 1
|
|
|
| 7
| Сочетания
| 1
|
|
|
|
| Рациональные уравнения и неравенства
| 14
|
|
|
| 8
| Рациональные выражения
| 1
|
|
|
| 9
| Формулы бинома Ньютона, суммы и разности степеней.
| 1
|
|
|
| 10
| Рациональные уравнения
| 1
|
|
|
| 11
| Рациональные уравнения
| 1
|
|
|
| 12
| Системы рациональных уравнений
| 1
|
|
|
| 13
| Системы рациональных уравнений
| 1
|
|
|
| 14
| Метод интервалов решения неравенств
| 1
|
|
|
| 15
| Метод интервалов решения неравенств
| 1
|
|
|
| 16
| Рациональные неравенства
| 1
|
|
|
| 17
| Рациональные неравенства
| 1
|
|
|
| 18
| Нестрогие неравенства
| 1
|
|
|
| 19
| Нестрогие неравенства
| 1
|
|
|
| 20
| Системы рациональных неравенств
| 1
|
|
|
| 21
| Контрольная работа №1
| 1
|
|
|
|
| Корень степени n
| 9
|
|
|
| 22
| Понятие функции и её график
| 1
|
|
|
| 23
| Функция у = xn
| 1
|
|
|
| 24
| Понятие корня степени n
| 1
|
|
|
| 25
| Корни четной и нечетной степеней
| 1
|
|
|
| 26
| Арифметический корень
| 1
|
|
|
| 27
| Арифметический корень
| 1
|
|
|
| 28
| Свойства корней степени n
| 1
|
|
|
| 29
| Свойства корней степени n
| 1
|
|
|
| 30
| Контрольная работа №2
| 1
|
|
|
|
| Степень положительного числа
| 10
|
|
|
| 31
| Степень с рациональным показателем
| 1
|
|
|
| 32
| Свойства степени с рациональным показателем
| 1
|
|
|
| 33
| Свойства степени с рациональным показателем
| 1
|
|
|
| 34
| Понятие предела последовательности
| 1
|
|
|
| 35
| Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
| 1
|
|
|
| 36
| Число е
| 1
|
|
|
| 37
| Понятие степени с иррациональным показателем
| 1
|
|
|
| 38
| Понятие степени с иррациональным показателем
| 1
|
|
|
| 39
| Показательная функция
| 1
|
|
|
| 40
| Контрольная работа №3
| 1
|
|
|
|
| Логарифмы
| 6
|
|
|
| 41
| Понятие логарифма
| 1
|
|
|
| 42
| Понятие логарифма
| 1
|
|
|
| 43
| Свойства логарифмов
| 1
|
|
|
| 44
| Свойства логарифмов
| 1
|
|
|
| 45
| Свойства логарифмов
| 1
|
|
|
| 46
| Логарифмическая функция
| 1
|
|
|
|
| Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
| 7
|
|
|
| 47
| Простейшие показательные уравнения
| 1
|
|
|
| 48
| Простейшие логарифмические уравнения
| 1
|
|
|
| 49
| Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
| 1
|
|
|
| 50
| Простейшие показательные неравенства
| 1
|
|
|
| 51
| Простейшие показательные неравенства
| 1
|
|
|
| 52
| Неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
| 1
|
|
|
| 53
| Контрольная работа №4
| 1
|
|
|
|
| Синус и косинус угла
| 7
|
|
|
| 54
| Понятие угла
| 1
|
|
|
| 55
| Радианная мера угла
| 1
|
|
|
| 56
| Определение синуса и косинуса угла
| 1
|
|
|
| 57
| Основные формулы для sin α и cos α
| 1
|
|
|
| 58
| Основные формулы для sin α и cos α
| 1
|
|
|
| 59
| Арксинус
| 1
|
|
|
| 60
| Арккосинус
| 1
|
|
|
|
| Тангенс и котангенс угла
| 4
|
|
|
| 61
| Определение тангенса и котангенса угла. Основные формулы для tg α и ctg α
| 1
|
|
|
| 62
| Основные формулы для tg α и ctg α
| 1
|
|
|
| 63
| Арктангенс. Арккотангенс
| 1
|
|
|
| 64
| Контрольная работа №5
| 1
|
|
|
|
| Формулы сложения
| 10
|
|
|
| 65
| Косинус разности косинус суммы двух углов
| 1
|
|
|
| 66
| Косинус разности косинус суммы двух углов
| 1
|
|
|
| 67
| Формулы для дополнительных углов
| 1
|
|
|
| 68
| Синус суммы синус и разности двух углов
| 1
|
|
|
| 69
| Синус суммы синус и разности двух углов
| 1
|
|
|
| 70
| Сумма и разность синусов и косинусов
| 1
|
|
|
| 71
| Сумма и разность синусов и косинусов
| 1
|
|
|
| 72
| Формулы для двойных и половинных углов
| 1
|
|
|
| 73
| Произведение синусов и косинусов
| 1
|
|
|
| 74
| Формулы для тангенсов
| 1
|
|
|
|
| Тригонометрические функции числового аргумента
| 8
|
|
|
| 75
| Функция y = sin x
| 1
|
|
|
| 76
| Функция y = sin x
| 1
|
|
|
| 77
| Функция y = cos x
| 1
|
|
|
| 78
| Функция y = cos x
| 1
|
|
|
| 79
| Функция y = tg x
| 1
|
|
|
| 80
| Функция y = tg x
| 1
|
|
|
| 81
| Функция y = ctg x
| 1
|
|
|
| 82
| Контрольная работа №6
| 1
|
|
|
|
| Тригонометрические уравнения и неравенства
| 8
|
|
|
| 83
| Простейшие тригонометрические уравнения
| 1
|
|
|
| 84
| Простейшие тригонометрические уравнения
| 1
|
|
|
| 85
| Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
| 1
|
|
|
| 86
| Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
| 1
|
|
|
| 87
| Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений
| 1
|
|
|
| 88
| Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений
| 1
|
|
|
| 89
| Однородные уравнения
| 1
|
|
|
| 90
| Контрольная работа №7
| 1
|
|
|
|
| Элементы теории вероятностей
| 4
|
|
|
| 91
| Понятия вероятности события
| 1
|
|
|
| 92
| Понятия вероятности события
| 1
|
|
|
| 93
| Свойства вероятностей событий
| 1
|
|
|
| 94
| Свойства вероятностей событий
| 1
|
|
|
|
| Повторение курса алгебры и математического анализа за 10 класс
| 8
|
|
|
| 95
| Линейные и квадратные уравнения
| 1
|
|
|
| 96
| Рациональные уравнения
| 1
|
|
|
| 97
| Итоговая контрольная работа
| 1
|
|
|
| 98
| Системы уравнений
| 1
|
|
|
| 99
| Решение неравенств
| 1
|
|
|
| 100
| Логарифмические и показательные уравнения
| 1
|
|
|
| 101
| Тригонометрические уравнения
| 1
|
|
|
| 102
| Задачи на проценты, сплавы и смеси
| 1
|
|
|
|
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Литература
1. Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004;
2.Методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов, журнал «Математика в школе» №2-2005год;
3. Алгебра и начала анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений /С.М. Никольский и др.- М.: Просвещение, 2003.
|
|
|