А сейчас проверим творческую часть домашнего задания
lV Психологический настрой на деятельность. Мотивация учебной деятельности.
Колесо успехаВ итоге анкетирования мы с вами установили,что для того чтобы ощущать себя успешным,для каждого из вас необходимо либо исполнение вашей мечты или достижение какихто целей.Давайте посмотрим как мы двигаемся к своей мечте. Мы с вами условились, вся площадь этого колеса 100% . Я просила вас ответить на вопрос:
Как я оцениваю свое:
Здоровье,
личностный и духовный рост( читаю ли я книги.расту ли я как личность),
отношение с родителями,
отношение с друзьями,
эмоции(умею ли я владеть своими чувствами, эмоциями),
отношение к учебе,
подготовка к ЕГЭ .Отметили.
Соединили все плавной линией. Как вам нравиться ваше колесо?
Представьте,что это колесо вашей жизни.На нем вы стремитесь к успеху!
Доедите далеко? Это просто упражнение. Вам есть к чему стремиться!
Задумайтесь, что нужно делать изо дня в день,чтобы ближе к своей мечте. Заглядывайте в свое колесо,выравнивайте изо дня в день. Если полностью закрыли, увеличте круг! И сейчас мы будем
пополнять свое колесо успеха А давайте посмотрим,где самый большой % стремление к успеху. ( Анализируем)!
Тема сегоднешнего урока поможет вам в подготовке к ЕГЭ.
Возьмите в руки книгу « математика» по подготовке к ЕГЭ под редакцией Ф.Ф. Лысенко. Мы с вами многие задания решаем из нее. Сейчас, я прошу обратить внимание на задание В3 варианта №26 стр.145.Это простейшее тригонометрическое уравнение. Кому из вас необходимо знать, как его решить?
А теперь обратите внимание на задание С1 вариантов 1,2,3,4,5 и т.д. Решить систему тригонометрических уравнений. Эти тригонометрические уравнения не являются простейшими, но решаются они путем приведения их к простейшему виду. Хотите научиться их решать?
Запишите число и тему урока"
Решение простейших тригонометрических уравнений"Назвать цели урока: вывести общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений.
Все, что мы делаем
нужно!Так давайте работать
честно,Усердно и дружно!V. Получения новых знаний На протяжении многих уроков мы научились
1) отмечать точки на числовой окружности;
2) определять значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для точек числовой окружности;
3) знаем свойства основных тригонометрических функций;
4) на предыдущем
уроке мы познакомились с понятием арксинуса, арккосинуса,
арктангенса, арккотангенса и научились отмечать их на числовой окружности.
Для чего же нам понадобились эти знания? (слайд 6)
Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрических функций.
Для решения различных видов тригонометрических уравнений необходимо уметь решать простейшие тригонометрические уравнения. К ним относятся уравнения вида:
, , , . Некоторые представления о решении таких уравнений мы уже имеем.
Задача нашего урока состоит в следующем: нам необходимо вывести общие формулы для решения простейших тригонометрических уравнений.Групповая работа Алгоритм работы в группе:
выбрать руководителя группы; ответственного за понимание и выступающего от группы;
прочитать и осмыслить задание (применяя следующие приемы, организующие понимание: перефразирование, вопросы на понимание);
наметить алгоритм решения;
выполнить задание;
подготовить выступление.
Учебное исследование.
Задание 1 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение .
Задание 2 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение .
Задание 3 группе.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решите уравнение:
а)
; б)
; в)
.
Для каждого значения параметра a, решите уравнение .
Задание экспертной группе.(учитель)Представьте общие выводы решений простейших тригонометрических уравнений.
Выступления от групп. Обсуждение итогов учебного исследования. Учитель: Внимательно слушайте объяснение лидера группы , фиксируйте в тетради основные моменты решения тригонометрических уравнений .
1 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с абсциссой 0,5 (она лежит на прямой х. = 0,5). Точка М соответствует числу
, а значит, всем числам вида
. Точка Р соответствует числу
, а, следовательно, и всем числам вида
. В итоге получаем две серии решений уравнения:
.Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с абсциссой 0,4 (она лежит на прямой х. = 0,4). Это уравнение имеет два решения, но каких мы не знаем. Наверно, необходима новая математическая формула.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Это уравнение не имеет решений, т.к. прямая х. = -2 не пересекает числовую окружность.
Вывод: уравнение
имеет две серии решений при
, не имеет решений при
. Для решения уравнения
необходимо ввести новую математическую формулу.
2 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с ординатой
(она лежит на прямой
). Точка М соответствует числу
, а значит,
всем числам вида. Точка Р соответствует числу
, а, следовательно, и всем числам вида
. В итоге получаем две серии решений уравнения:
;
.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Отметим на окружности точки М и Р с ординатой 0,3 (она лежит на прямой у = 0,3). Это уравнение имеет два решения, но каких мы не знаем.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. Это уравнение не имеет решений, т.к. прямая у = 2 не пересекает числовую окружность.
Вывод: уравнение
имеет две серии решений при
, не имеет решений при
. Решение уравнения
вызвало у нас затруднение.
Мы считаем, что для решения уравнения
также необходимо ввести новую математическую формулу.
3 группа. Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число
. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Точка М соответствует числу
, точка Р соответствует числу -
. Учитывая периодичность функции y = tgx, можно сказать, что уравнение
имеет одну серию решений
.
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число 0,4. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Это уравнение имеет одну серию решений, но записать это решение мы не смогли .
Используя геометрическую модель – числовую окружность на координатной плоскости, решим уравнение
. На линии тангенсов отметим число 2. Прямая ОТ пересекает окружность в двух точках М, Р. Это уравнение имеет одну серию решений, но записать это решение мы не смогли . Наверно, здесь имеют место математические термины, которые мы изучили на прошлом уроке-это arctgа
Вывод: уравнение
имеет одну серию решений при любом значении параметра а. Для решения уравнения
необходимо ввести новую формулу.
Учитель: Ребята,с какими же уравнениями увас возникли проблемы?
, , , .Итак, для решения простейших тригонометрических уравнений, были введены новые математические термины. Какие? (arcsin
, arсcos
, arctg
, arcсtg
)
Презентация слайд 7-16Если
, то уравнение
имеет решения
.
Если а = -1; 0; 1, то пользуются более простыми формулами:
,
;
,
;
,
.
Если
, то уравнение
решений не имеет.
Если
, то уравнение
имеет две серии решений
. Эти две формулы можно объединить одной формулой. Перепишем эти формулы следующим образом:
. Замечаем, что если перед arcsin a стоит знак «плюс», то у числа
множителем является четное число 2k. Если же перед arcsin a стоит знак «минус», то у числа
множителем является нечетное число 2k + 1. Это наблюдение позволяет записать общую формулу для решения уравнения
:
.
Если а = -1; 0; 1, то пользуются более простыми формулами:
;
;
.
Если
, то уравнение
решений не имеет.
Уравнение
имеет решения
для любого значения а.
(Для решения уравнения
выступление аналогичное).
Схематизация материала.Представим общие формулы решения простейших тригонометрических уравнений в виде таблиц.(На доске)
Vl. Отработка умений и навыков по решению простейших тригонометрических уравнений. 1)Учащиеся,
пользуясь полученными формулами, решают уравнения.
, , , .Решите уравнения: У доски 2 учащихся по очереди решают уравнения: слайд 17
2) 2sin х = 1, 2cosх =
;
cosх –1 =0,
tgх – 1 = 0; ctgх = 2,5
3) Работа с учебником №136а- №139а, №140а,б (Решаем и коментируем с места)
VI.Самостоятельная работа. (Проверки первичного усвоения знаний, умений и навыков по теме ) (разноуровневые задания по карточкам)
Каждый работает индивидуально, а вместе мы подготовим следующую литературную минутку нашего
урока.Кто решил показывает ответ,если он верен,выбираем по ответу слово и вывешиваем на свое место на доску
Решите уравнения: