Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19
комбинированного вида Пушкинского района г. Санкт- Петербурга
Выполнила воспитатель:
Василевская И. Г.
Вид проекта: образовательный
Продолжительность проекта: 2недели.
Участники проекта:
Дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Образовательные области:
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Актуальность:
дети в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях.
Цель проекта:
пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
:Задачи проекта:
Расширение представлений детей по темам «Овощи и фрукты», «Ягоды и грибы», «Сад – огород – лес»,
о труде взрослых на полях, в садах, огородах, сборе ягод, грибов осенью через организацию совместной познавательно-поисковой деятельности по решению проблемы проекта. • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, созреваемых в осенний период;
Формировать навыки художественного исполнения различных образов при пении, в инсценировках и играх;
Способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитывать эстетические чувства.
Предварительная работа:
Подбор иллюстративного материала по теме, настольно – печатных игр, дидактических игр, игрушек диких животных, материалов для игр.
Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей
Родители :
активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности
Предполагаемый продукт проекта:
Беседы;
Чтение и рассматривание художественной литературы (рассказы, потешки, стихотворения, загадки);
Проведение комплексных занятий;
Подвижные игры;
Эксперименты и наблюдения;
Художественное творчество: рисование, лепка;
Конструирование.
Работа с родителями:
Подбор художественной литературы;
Выполнение творческих заданий;
Консультации Формы реализации проекта:
• Занятия;
• дидактические, ср игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстраций, открыток;
• экскурсии в осенний лес и овощной магазин;
• работа с родителями.
Предполагаемый результат:
• Расширятся знания детей об осени, ее признаках и дарах;
• Пополнится словарный запас;
• Сформируется активнось и заитнересованность в образовательном процессе детей у родителей.
План реализации проекта:
1 этап подготовительный
Опрос детей
Цель: определить уровень знания каждого ребенка по теме проекта
Примерные вопросы для интервью:
- Как вы думаете, что такое огород?
- А что такое сад?
- В чем отличие между садом и огородом?
- В чем польза овощей и фруктов для человека?
- Ваш любимый овощ? Почему?
- Ваш любимый фрукт? Почему?
Составление рассказа по картине «В огороде».
2 этап Основной
Работа по внедрению тематического плана «Осень-чудная пора» в практику работы с детьми и их родителями Виды деятельности в проекте Тема ОВОЩИ И ФРУКТЫ
Образовательная область «Познание»
1. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность):
Конструирование из строительного материала «Строим овощехранилище».
Конструирование из бумаги «Корзинки для овощей и фруктов».
2. ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):
Задания и поручения на количественный счет предметов: сосчитать все овощи; сосчитать все фрукты; сосчитать сколько в корзине разных фруктов; решить простейшие арифметические задачи с использованием «овощной» и «фруктовой» тематик.
Задания и поручения на порядковый счет.
Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством.
Задания на сравнение предметов по величине, длине, цвету и форме.
3. Формирование целостной картины мира:
Наблюдения за сбором урожая на участках и огородах, помощь взрослым.
Просмотр видео- и фотосюжетов на темы: «Растения нашего края», «Как собирают урожай», «Осень в саду», «Что нам дарит огород» и прочее.
Беседы: «Для чего человеку фрукты и овощи?» и прочее.
Выставка зарисовок.
Проведение семейного конкурса поделок (панно из листьев).
Дидактические игры «Где растет?», лото «Овощи и фрукты» и другие.
Речевая игра «Вершки и корешки» (морковь-корешки, помидор-вершки).
Образовательная область «Коммуникация»
1. Фантазии, рассказы, сказки, мини-эссе на темы: «Жила-была капуста и …», «История о румяном яблочке» и другие.
2. Речевые игры. Копилка вопросов для обсуждения:
Где выращивают овощи? (на полях, в огородах)
На чем и где растут овощи? (на грядках, на кустиках, в земле)
Где выращивают фрукты? (в саду)
На чем вырастают фрукты? (на деревьях)
Где можно купить овощи и фрукты? (на рынке, в магазине)
Словесные игры:
«Овощное и фруктовое»: суп — овощной, компот — фруктовый; солянка — овощная, мороженое — фруктовое; начинка для пирога — овощная, варенье — фруктовое; запеканка — овощная, повидло — фруктовое.
« Подбери слово»: к прилагательному существительные — яблочный сок, джем, пирог, компот; к существительному прилагательное — игра «Назови сок» (яблочный, грушевый, банановый и прочее); игра «Назови варенье»; игра «Назови салат».
«Где спрятался звук?» (определить место звука в слове).
«Один — много».
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему: «Овощи — фрукты».
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Чтение сказки «Вершки и корешки», стиха Б. Заходера «Помидор».
Чтение рассказа Т. Пономаревой «Хитрое яблоко».
Заучивание загадок об овощах и фруктах.
Чтение и обсуждение рассказа Н. Носова «Огурцы», русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь» и других.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Рисование:
Рисование с «натуры» в группе: «Натюрморт с овощами и фруктами».
2. Лепка: коллективная композиция «Осенние дары».
3. Аппликация: создание «рваного огорода» (рваная аппликация).
Образовательная область «Труд»
Помощь взрослым по сбору урожая на приусадебном участке, на даче, огороде.
Знакомство с особенностями труда работников полей, садов и огородов.
Образовательная область «Социализация»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин: овощи и фрукты», «Готовим борщ».
Театрализованные игры: «Хозяйка однажды с базара пришла» (по стихотворению Ю. Тувим).
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»
Беседы, обсуждения: «В чем польза овощей и фруктов?», «Какие овощи можно есть сырыми, а какие нужно варить?»
Вопросы для обсуждения:- Можно ли есть немытые овощи и фрукты? Почему?
- Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?
Итоговое мероприятие: театрализованное развлечение «Осенины».
Лепка: коллективная композиция «Осенние дары».
Рисование «Овощи на подносе»
Лекция «Праздник осени» Игра «Собираем урожай»
Конспект НОД
«Дары осени»
Цель:
Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах;
учить узнавать их по описанию, вкусу;
развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.
Воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.
Материал и оборудование:
Иллюстрации по теме.
Муляжи фруктов и овощей.
Поднос, овощи и фрукты. Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята.. Ребятки сели красиво, ровненько, приготовились. Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Ребятки, о каком времени года я вам сейчас прочитала стихотворение?
Ответы детей: об осени.
Воспитатель: Молодцы.
А как вы думаете, чем удивительна наша осень? (своей красотой, деревья окрашиваются в разные цвета, богатым урожаем) .
Да, действительно, удивительна, просто волшебница!
Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени, об овощах и фруктах, будем пробовать на вкус овощи и фрукты и играть в игру «Чудесный мешочек», так же узнаем, какие бывают сорта яблок и еще, будем делать, что - то вкусное.
Воспитатель: Ребятки, скажите мне, а какие дары природы мы собираем осенью?
Дети: Овощи фрукты.
Воспитатель: Молодцы.
- Ребятки скажите мне, а как называется профессия человека, который выращивает фрукты? - садовод,
- Аовощи? - овощевод.
Воспитатель: Молодцы.
- Что мы можем приготовить из овощей?
Дети: Из них можно варить суп, солить, готовить салат.
- А из фруктов?
Дети: Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.
Воспитатель: Молодцы.
Ребятки, а давайте мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Посмотрите, этот мешочек не простой, в нем лежат дары природы. Вы мне должны помочь угадать, что – же в нем лежит?
Ребятки, кто знает загадки про овощи и фрукты? Дети загадывают загадки, а из мешочка должны на ощупь найти тот или иной фрукт или овощ.
Синий мундир, желтая подкладка, а в середине – сладко…. (Слива)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (Груша)
Сто одежек и вся без застежек (капуста)
Высокий стебель зерна сладки, когда поварены початки… (кукуруза)
Сочен и продолговат, с хвостиком зеленым. Похрустеть им каждый рад свежим и соленым. (огурец)
Круглое, румяное я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
Воспитатель: Молодцы.
Это самые вкусные, полезные подарки осени.
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие в яблоневый сад. Ребятки давайте сядем в наш паровозик и поедим. (Звучит музыка) .
Смотрите у нас на пути яблонька, а на ней яблоки, давайте вспомним, какие мы знаем сорта яблок.
- Даша какой сорт яблок ты знаешь? Какой он на вкус? (каждый ребенок называет сорт яблок, и определяет его на вкус) .
Ответы детей:
- антоновка,
- белый налив,
- ренет,
- коричное,
- мельба,
- макинтош,
- штрифель,
- семерянка,
- джонатан,
- голден,
Воспитатель: Какие молодцы, сколько сортов яблок вы знаете.
А теперь мы с вами возвращаемся в детский сад (паровозиком под музыку делаем круг и останавливаемся у остановки) . - Ой, ребята остановка. Здесь нас ждет, что - то интересное, а что? мы сейчас с вами узнаем.
Ребята, мы с вами будем определять по вкусу, какой дар осени лежит на тарелочке.
(Воспитатель ставит на стол блюдо, на котором лежат ломтики разных овощей и фруктов, дети закрывают глаза и получают по кусочку какого-либо овоща или фрукта) .
- Что это? Овощ или фрукт? Какой он по вкусу? (каждый ребенок отвечает, что пробовал) .
Воспитатель: Правильно!
Ребятки, а вы знаете, что овощи спорят между собой, кто же из них главнее, полезнее и вкуснее?
К нам сегодня пришли гости, которые помогут нам в этом разобраться.
Проводится сценка (дети другой группы представляют сценку «Спор овощей», они читают стихи про овощи) .
Воспитатель: Ну что вы поняли, кто главнее и важнее из овощей?
Дети: все овощи полезны.
Воспитатель: Спасибо вам дорогие наши гости, что помогли разобраться нам в этом споре. До свидания.
Воспитатель: Ребятки посмотрите, что это? Все наши овощи и фрукты созрели.
Мне нужна ваша помощь, подойдите все ко мне. Девочки мне помогут собрать все фрукты, а мальчики все овощи, никто не торопится, не толкается, начали.
Дети собирают по группе овощи и фрукты под музыку.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Помогли мне собрать все овощи и фрукты,
Ребята давайте вспомним, какие дары осени мы знаем? (овощи, фрукты) .
Молодцы.
Мы с вами попробовали на вкус овощи и фрукты, играли в игру чудесный мешочек, сделали пюре. Правда, очень вкусно у нас получилось? Эти фрукты и овощи очень полезные. В них много витаминов, необходимых для того, чтобы вы скорее выросли и были здоровыми. Сейчас мы с вами немного отдохнем, а на следующем занятии попробуем нарисовать любые овощи или фрукты, которые вы любите. |