Главная страница

Гордеева Лидия Федоровна учитель русского языка и литературы 2015 -2016 учебный год пояснительная записка. Статус документа. Данная рабочая программа



НазваниеГордеева Лидия Федоровна учитель русского языка и литературы 2015 -2016 учебный год пояснительная записка. Статус документа. Данная рабочая программа
Дата21.02.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа



МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Старошайговского муниципального района РМ

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла МОУ"Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"

Руководитель МО_________________

/Гордеева Л.Ф../

Протокол № ____от _________

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"

______________

/Е.Р. Лушкина/

«____» ___________2015г.

«Утверждено»

Директор школы МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"
_________________

/С.В. Старостина/

«____» ___________2015г


 
 

Рабочая программа
учебного курса «Литература»
в 7 классе

Составитель:

Гордеева Лидия Федоровна

учитель русского языка и литературы

2015 -2016 учебный год


Пояснительная записка.

Статус документа.

Данная рабочая программа составлена на основе:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Закон « Об образовании в Республике Мордовия» (август 2013 г.);

3. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

4. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. № 03-1263,:// www. mon.gov.ru/edu - politic/standart.);

5. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к их использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ от31 марта 2014 г. № 253).

6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (приказ министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. 3 544).

7. Приказ Министерства образования РМ от 16 августа 2011г. №904 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

8. Приказ Управления образованием Старошайговского муниципального района РМ от 30 августа 2011г. №70 «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ»

9. Программы общеобразовательных учреждений.Литература 5-11 классы (базовый уровень) Под редакцией В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение, 2010.

Структура документа.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование учебных часов, основное содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, содержание практической деятельности (КИМ), материально-техническое обеспечение учебного предмета, список литературы.
Цели изучения учебного предмета:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной

литературы;


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


Общая характеристика учебного предмета.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 7 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. При работе с учащимися 7 класса важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкованию художественных произведений.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучение предмета «Литература» на базовом уровне отводится 68 часов в 6 классе из расчета 2часа в неделю (с учётом 34 учебных недели по учебному плану МОУ "Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа"),.
Изменения, внесенные в рабочую программу


Разделы

Количество часов

по программе

Количество часов

фактически

1. Введение.

1

1

2.Устное народное творчество.

4

5

3. Из древнерусской литературы

2

2

4. Из литературы XVIII века.

2

2

5. Из литературы XIX века.

30

29

6. Из литературы XX века.

21

22

7.Из литературы народов России

1

1

8. Из зарубежной литературы.

6

5










Итого:

68

68


Авторская программа рассчитана на 68 учебных часов (базовый уровень) – 2 часа в неделю. Согласно Федеральному базисному плану и учебному плану МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» при недельной нагрузке 2 часа рабочая программа составлена на 68 часов. Произошли изменения в количестве часов по разделам. Увеличено на 1 час количество часов в разделах «Устное народное творчество», «Из литературы XX века», это связано с написанием творческих и контрольных работ.

Результаты освоения курса

В результате изучения литературы с использованием данного УМК учащиеся 7 класса должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
В результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 7 класса должны уметь

устно:

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть;

  • осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки;

  • давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную;

  • составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию;

  • подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного);

  • свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр.);

  • использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологичес­кие, словари имен и т. д.), каталоги;

письменно:

  • давать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

  • писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах;

  • создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика);

  • создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль;

  • создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный);

  • создавать оригинальное произведение (поучение, на­ставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихо­творение);

  • свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах;

  • вести читательский дневник.



Тематическое планирование учебного курса «Литература» в 7 классе





п/п

Наименование раздела

Количество часов

В том числе:

Развитие речи

Вн. чтение

1

Введение.

1







2

Устное народное творчество.

5



1

1

3

Из древнерусской литературы

2







4

Из литературы XVIII века.

2







5

Из литературы XIX века.

29

4

3

6

Из литературы XX века.

25

2

8

7

Из литературы народов России

1







8

Из зарубежной литературы.

5




1




ИТОГО

68

7

13



Содержание учебного предмета

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели,пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литера туры. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные ^заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской ли•тературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композит ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Пудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического коло­рита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной

природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления), i

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Ли­рические размышления о жизни, быстро текущем вре­мени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми­стишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле­ние зрелости собственного возраста, зрелости обще­ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен* ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта 6 чудесной победе добра.
Произведения для заучивания наизусть :

Былины : Вольга и Милула Селянинович, Садко ( отрывок по выбору учащихся),

Пословицы и поговорки (на выбор)

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества госуларыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок)

А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок),Песнь о вещем Олег. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся)

М.Ю.Лермонтов. Песня пр царя Ивана Васильевича, молодого опричника,и удалого купца Калашникова(фрагмент по выбору). Молитва. Когда волнуется желтеющая нива. Ангел (по выбору учащихся)

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С.Тургенев. Русский язык .

Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся)

В.А.Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой . Край ты мой, родимый край… или Благовест, И.А.Бунин Родина (на выбор)

В.В.Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор)

По теме «Великая Отечественная война» : 1 - 2 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…, Е.М.Винокуров. .Москвичи.

С.А.Есенин. Топи да болота…. Н.А.Заболоцкий. Я воспитан природой суровой… Н.М.Рубцов. Тихая моя Родина…(на выбор)

А.Т.Твардовский. Снега потемнеют синие…

Календарно - тематическое планирование

«Литература. 7 класс»

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата проведения занятия

Разв. речи


Конт.раб.

Вн. чтен.

по плану

Факт.

1.

Введение

1
















1.1

Введение. Знакомство со статьей «Читайте, не торопясь».

1
















2.

Устное народное творчество.

5

1




1







2.1

Предания.

1
















2.2

Былины и их исполнители. «Вольга и Микула Селянинович».

1
















2.3

Вн.чт. «Садко». «Калевала»- карело- финский мифологический эпос.










1







2.4

Р.р. Сочинение по репродукции с картины В.Васнецова «Три богатыря».




1













2.5

Пословицы и поговорки.

1
















3.

Из древнерусской литературы

2
















3.1

Древнерусская литература. «Повесть временных лет»

1
















3.2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1
















4.

Из литературы XVIII века


2
















4.1

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова, его стихами, с реформой о языке.

1
















4.2

Знакомство с жизнью и деятельность Г.Р.Державина, его сатирическими произведениями.

1
















5

Из литературы XIX века

29

4

2

3







5.1

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Образы поэмы.

1
















5.2

Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

1
















5.3

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1
















5.4

Р.р. А.С.Пушкин. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».




1













5.5

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина»

1
















5.6

Знакомство с «Песней про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, с ее героями..

1
















5.7

«Песня про купца Калашникова». Анализ II - III частей.

1
















5.8

Лирика М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел».

1
















5.9

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова.

1
















5.10

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, ее героями, бытом казаков, их вглядами на жизнь.

1
















5.11

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Анализ 1 -12 глав

3
















5.12

Р.р.Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Характеристика Тараса Буьбы».




1













5.13

И.С.Тургенев. «Бирюк».

1
















5.14

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы». «Два богача».

1
















5.15

Н.А. Некрасов. «Русские женщины».

1
















5.16

Вн.чт. Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда,










1







5.17

Вн.чт. А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»










1







5.18

М.Е. Салтыков - Щедрин. «Как один мужик двух генералов прокормил»

1
















5.19

Р,р. М.Е.Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик». Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е.Салтыкова - Щедрина».

1
















5.20

Контрольная работа по творчеству Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова – Щедрина.

1
















5.21

Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность».

1
















5.22

Л.Н.Толстой. Главы «Классы», «Детство».

1
















5.23

И.А.Бунин.»Цифры».

1
















5.24

Р.р. И.А.Бунин. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И. А.Бунина».




1













5.25

А, П. Чехов. «Хамелеон».

1
















5.26

Вн.чт. А.П. Чехов. «Злоумышленник», «Размазня».










1







5.27

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Лирика В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

1
















6

Из литературы XX века

22

2

2

8







6.1

А.М.Горький . Повесть «Детство».

3
















6.2

Р.р.Сочинение «Характеристика героев повести»Детство» А.М.Горького




1













6.3

Вн.чт. Рассказ «Старуха Изергиль». Легенда о Данко.










1







6.4

В.В. Маяковский. «Небычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

















6.5

Вн.чт. В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».










1







6.6

Л.Н.Андреев. «Кусака».

1
















6.7

А.П.Платонов. «Юшка»

1
















6.8

Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».











1







6.9

.Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме».

1
















6.10

А.Т.Твардовский. Стихотворения поэта.

1
















6.11

Вн. чт. Интервью с поэтом - участником Великой Отечественной войны.










1







6.12

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».

1
















6.13

Е.И.Носов «Кукла», «Живое пламя».


1
















6.14

Ю.П.Казаков «Тихое утро».

1
















6.15

Р.р. Сочинение «Яшка – верный товарищ».




1













6.16

Вн.чт. Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы







1










6.17

М.Зощенко. Рассказ «Беда».

1
















6.18

Вн. чт. Стихотворения поэтов XX века о родине, родной природе.







1










6.19

Вн.чт.Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге».







1










7

Из литературы народов России.

1
















7.1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».

1
















8

Из зарубежной литературы.


5







1







8.1

Р. Бёрнс «Честная бедность».

1
















8.2

Дж.Г.Байрон «Ты кончил жизни путь герой»

1
















8.2

Японские хокку (хайка). Особенности жанра.

1
















8.3

О.Генри. «Дары волхвов».

1
















8.5

Вн.чт. Р.Д.Бредбери. «Каникулы».










1







9.

Тестирование. Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание на лето.







1













Резерв

1



















Итого:

68

7

3

13








Содержание практической деятельности.

Тематика уроков развития речи.

    1. Сочинение по репродукции с картины В.Васнецова «Три богатыря».

    2. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина».

3.Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». «Характеристика Тараса Бульбы».

4. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства в произведениях Л.Н.Толстого и И.

А.Бунина».

5.Сочинение «Характеристика героев повести «Детство» А.М.Горького.

6. Сочинение «Яшка – верный товарищ».

Работа считается выполненной («3», «зачёт»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысла фрагмента, указав на связь его с проблематикой произведения. Это минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствует о понимании учащимися героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нём.

Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение задания, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображённого (героев, событий, картин жизни и пр.) в тесной связи с проблематикой всего произведения, авторским замыслом. Здесь важно, чтобы учащийся понимал и истолковывал связь содержания текста и проблематики произведения, видел его художественные особенности.

Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание текста в единстве раскрываемых в нём проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции. Ответ такого уровня должен демонстрировать понимание учеником художественного мира автора текста.

Орфографические и пунктуационные ошибки в письменных ответах, за исключением сочинений, отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются и в случае, если они искажают смысл, снижают отметку на балл.

Материально - техническое обеспечение предмета:

1. Портреты писателей.

2.Раздаточный иллюстративный материал по литературе для 5 - 9 классов.

3. Иллюстративные альбомы по литературе : А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н,В,Гоголь, В.В.Маяковский .

4. Медиаресурсы:

1) Виртуальная школа КМ. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 класс.

2) Электронное приложение к учебнику Литература:7 кл. : Учеб.: В 2 Ч.- М.:Просвещение, 2013.

3) Презентации к урокам литературы будут создаваться в течение года.

Список литературы

Основная литература

1. Литература. 7.кл.: Учебник в 2 частях.- М.: Просвещение, 2013.

2. Программы общеобразовательных учреждений.Литература 5-11 классы (базовый уровень) Под редакцией В.Я. Коровиной.-М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная литература:

1. Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику - хрестоматии В.Я.Коровиной/авт.- сост. Н.Я.Крутова, С.Б.Щадрина.- Волгоград: Учитель, 2007.

2. Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы

7 кл. – М.: Просвещение, 2003

3. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф.Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008

4. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 7 классе. Книга для учителя. – М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2000

5. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков для учителя литературы: 7кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

6. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М: «ВАКО», 2005

7. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Издательство «Детская литература», 1964

8. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000

9. Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988

10. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством Слова творю я мир... Кн ига третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы. Пособие по русскому языку для учителей-словесников. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2002

11. Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002

12. Критарова Ж.Н., Самойлова Е.А. Конспекты уроков литературы: 7 кл.: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002

13. Прыгунова Е.Н., Разумова И.А. Преподавание фольклора в средней школе. Полный курс: Метод. Пособие. – СПб.: «Паритет», 2001

14. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004 15.Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся / С.В.Тураев, Л.И.Тимофеев, К.Д.Вишневский и др. – М.: Прсвещение, 1989

Интернет - источники.

  1. https://klassika.ru

  2. https://feb-web.ru