Главная страница

Люби и охраняй природу



Скачать 77.23 Kb.
НазваниеЛюби и охраняй природу
Дата05.04.2016
Размер77.23 Kb.
ТипУрок

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему:

«Люби и охраняй природу»

Цель: подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»

Задачи урока :

  1. углубить знания учащихся о значении природы для человека, воздействии на окружающую среду;

  2. пробудить любовь к природе, стремление охранять природу;

Ход урока.

1.вступительное слово учителя русского языка. (О целях и задачах урока. запись темы).

Ребята! Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению на тему «Люби и охраняй природу». Наша задача – собрать материал к сочинению, и поможет нам в этом такой школьный предмет, как экология, поэтому урок будут вести два учителя. И урок наш непростой, а интегрированный. Вы должны будете вспомнить, какое значение в жизни человека имеет природа, почему в последнее время мы все чаще говорим об отрицательном воздействии человека на природу, о необходимости охранять ее.

Помните, что в течение всего урока вы работаете с черновиком, делаете краткие записи, записываете ключевые слова, словосочетания, что станет основой вашего будущего сочинения.

Итак, запишите число, тему урока.

2 . вступительное слово учителя экологии.

Земля – голубая жемчужина космоса. Земля – это третья планета солнечной системы, пятая по величине. Уникальная и неповторимая, потому что другой такой планеты нет. Когда Юрий Гагарин увидел нашу планету из космоса, он воскликнул: «Красота-то, какая!», а после завершения полета рассказывал о том, что вид Земли отвлекал его от работы, зачаровывал своей необыкновенной красотой. Множество могучих рек, высокие горы, лесные массивы, снежные пустыни, огромный океан – всё погружено в нежную кисею облаков. Так выглядит наша планета из космоса.

Земля наш дом, наша мать. Она нас кормит, поит и при этом является источником силы и вдохновения.

3.Учитель рус. Яз:

Именно в природе часто черпали вдохновение композиторы и художники, писатели и поэты, воспевая в своих произведениях неброскую красоту русской природы. Давайте и мы попробуем на несколько мгновений перенестись в лес или выйти в широкое поле, обратить свой взор в чистое, ясное небо и насладиться чарующей красотой русского пейзажа.

4.чтение стихов учащимися на фоне музыки

5.учитель русского языка

- Чем очаровала вас наша русская природа?

- Какие образы вас больше всего взволновали?

- Какие ключевые слова вы записали?

6. Учитель экологии о значении природы

О люди, мыслю я, у всех у нас

Есть одна, по имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки.

Три клада у Природы есть:

Вода, земля и воздух – три её основы.

Какая бы ни грянула беда –

Целы они – всё возродится снова.

Сергей Викулов, автор прозвучавших строк, пишет, что вода, земля и воздух – три основы природы. Это действительно так. Для человека вода, земля, воздух, растения, животные – это клад. Их значение в нашей жизни огромно. Вода, это уникальный минерал, входящий в состав всего живого – это неразлучный спутник человека от рождения до смерти, колыбель его жизни

Атмосфера обеспечивает нас кислородом, регулирует температурный режим планеты, озоновый экран атмосферы защищает все живое от вредных космических излучений.

Земля, её твёрдая оболочка, даёт нам полезные ископаемые, а её верхний плодородный слой – почва – необходим для выращивания растений.

- Ребята, как вы думаете, какую значение имеют на земле растения и животные? (работа по слайду)

Возможный ответ - Сами растения – это фабрики по производству кислорода и органических веществ, дающих пищу всему живому на Земле. Пополняя запасы кислорода на Земле, они также выделяют особые вещества – фитонциды – губительно воздействующие на болезнетворные организмы. Растения испаряют воду, поглощают пыль, уменьшают шум. Яркой окраской и ароматом снижают нервное напряжение, создают хорошее настроение, приносят радость. От животных человек получает продукты питания, лекарство, сырьё для промышленности, использует их в качестве тягловой силы для перевозок.

7. учитель рус. Яз.

- Какие записи вы сделали о значении природы?

8. учитель экологии об экологическом кризисе

Да действительно человек научился перерабатывать получаемое сырьё от растений и животных, полезные ископаемые из недр Земли и при этом ведёт себя по отношению к природным ресурсам как единоличный хозяин и поэтому на сегодняшний день на планете наблюдается напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой. Такое состояние носит название экологического кризиса. Если человечество не примет срочных мер для уменьшения напряжения, то кризис грозит перерасти в экологическую катастрофу, её последствия в точности непредсказуемы, но ведут к массовой гибели живых организмов. Кризис проявляется в отдельных проблемах.

- Ребята, какие экологические проблемы вам известны?

- Можете ли вы прокомментировать причины названных экологических проблем и возможные последствия?

9. Сообщение учащихся об экологических проблемах

  • Загрязнение окружающей среды

  • Разрушение озонового экрана

По данным омской метеостанции в 1996 году в период с 4 по 9 декабря впервые над городом наблюдалась уже почти «озоновая дыра».(далее со слайда о последствиях)

- Как по-другому называется явление потепления климата?

  • Парниковый эффект

- Последствия загрязнения воздушного бассейна мы рассмотрели, но только ли атмосфера страдает от загрязнений?

  • Загрязнение мирового океана

- А как отражается загрязнение на состоянии почвы?

  • Загрязнение и разрушение почвы

- Обратите внимание на фотографии, представленные на слайде, незнакомы ли вам эти места?

  • Загрязнение бытовым мусором (на местном материале)

- Итак, с первым блоком проблем мы разобрались. Давайте порассуждаем, зачем человек вырубает леса, и каковы будут последствия?

  • Массовое сведение лесов

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ это не только запасы древесины, а также пушнины, дичи, грибов, ягод, лекарственных растений, уничтожая леса, человек уничтожает и его обитателей.

  • Снижение биоразнообразия

10. учитель русского языка

- Давайте подведём итог, какие примеры отрицательного воздействия человека на природу вы отметили?

- Какие экологические проблемы вас больше всего взволновали? (работа с черновиком)

Ребята, вы привели массу примеров, которые доказывают отрицательное воздействие человека на природу. Послушайте стихотворение Р. Рождественского (чтение стихотворения с последующим обсуждением)

- как вы понимаете последние две строки: «…все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды»

- почему человек придёт просить прощения у природы?

11. Учитель экологии

Пора бы человечеству понять,

Природные богатства разрушая,

Что Землю тоже нужно охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто, же под защиту всё возьмет?

Пусты ручьи, в лесу нет места галке.

Пора задуматься: а что нас дальше ждёт?

- Ребята, а какие способы охраны природы вам известны?
Формы охраны природы

    • Создание Красной книги

    • Создание особо охраняемых территорий

      • Заповедники

      • Заказники

      • Национальные парки

      • Памятники природы

В Омской области имеется своя Красная книга.

На территории Омской области имеется 31 заказник и 100 памятников природы. В Называевском районе имеется три охраняемых объекта: Мангутский заказник, Маралий питомник и урочище «Пятковское».

Каждый человек, проживающий на Земле, имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право дает ему конституция РФ. Но в тоже время у каждого гражданина нашей страны есть и экологические обязанности, прописанные в 58 статье Конституции РФ. На одной из обязанностей я хотела бы остановить ваше внимание: каждый гражданин обязан не допускать уничтожения или порчи деревьев и кустарников, засорения лесов, уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых организмов. Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.

Ребята! Давайте с вами обсудим как необходимо вести себя в лесу: как гости или как хозяева? И почему? Чем вы можете помочь природе?

Правила поведения в лесу (обсуждение)

12. Учитель рус. Яз.

- Какие формы охраны природы вы отметили? (работа с черновиком)

- Как вы думаете, в каком стиле речи должно быть написано сочинение на такую важную для всего человечества тему, как охрана природы? (в публицистическом стиле)

- верно, так как публицистический стиль речи предназначен для раскрытия важных в данное время для всего общества проблем, поднимает актуальные вопросы.

- какие же языковые средства характерны для этого стиля?

Давайте определим, какой тип текста подойдет для нашего сочинения? (рассуждение с элементами описания)

- в какой части сочинения вы будете использовать описание?

Работа над композицией сочинения.

- с чего можно начать сочинение? (с описания красоты природы, рассказа о её назначении)

- чему будет посвящена основная часть работы? (размышлению об отрицательном воздействии человека на природу)

- как можно перейти от вступления к основной части? (обсуждение предложений)

- о чем будем писать в заключении? (о необходимости охранять природу, о том, что это должно стать нормой жизни каждого человека)

Запись примерного плана в тетрадь.

Анализ эпиграфов.

- прочитайте высказывания известных писателей о природе и ее охране, как вы понимаете эти слова?

- запишите понравившееся вам высказывание в качестве эпиграфа для своего сочинения.

Лексическая работа

- спишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, объясните выделенные орфограммы.

- объясните значение слова экология

- Запишите несколько предложений, используя данные слова.

Работа над вступлением к сочинению

(обсуждение двух – трёх вариантов)

Подведение итогов урока и домашнее задание

( закончить работу над черновиком)

13. Заключительное слово учителя русского языка.

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,

Творите добро, кто еще не успел, -

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас не прячьте своей доброты.

Бездушье, безделье – гоните вы прочь!

Планета в беде! – вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердечке есть луч доброты!..