|  |   «Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике» автор: Садыкова Гулия Закиевна, учитель математики, высшая квалификационная категория| Выступление на тему: «Развитие интеллектуальных способностей и исследовательских умений учащихся по математике» автор: Садыкова Гулия Закиевна, учитель математики, высшая квалификационная категория.
 
 Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
 
 Научно-технический прогресс диктует определенные требования к человеку XXI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся, где ставится ориентир на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эти задачи можно только через развивающее обучение.
 
 Образовательная программа "Школа 2100" имеет возможность раскрыть и развить способности каждого ребенка. Там есть развивающая система для общеобразовательной школы, которая ставит перед собой цель- развитие функционально грамотной личности.
 
 Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. Такое место математики среди школьных предметов обусловливает и её особую роль с точки зрения всестороннего развития личности учащихся. При этом вся составляющая данного курса позволяет обеспечить как требуемый государственным стандартом необходимый уровень математической подготовки, так и повышенный уровень, являющийся достаточным для углубленного изучения предмета.
 
 Вместе с тем очевидно, что положение с обучением предмету «Математика» и в основной школе требует к себе самого серьёзного внимания. Анализ состояния преподавания свидетельствует, что школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся.
 
 Главной задачей обучения математике становится не изучение основ математической науки как таковой, а обще интеллектуальное развитие - формирование у учащихся в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, для динамичной адаптации человека к этому обществу. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Сейчас в школе обучение в значительной степени строится по формуле:
 
 «усвоение = понимание + запоминание»
 
 Но если мы хотим развивать учащихся, то должны руководствоваться следующей формулой:
 
 «овладение = усвоение + применение знаний на практике»
 
 В теории и практике обучения вопросу развития интеллектуальных способностей учащихся пока не уделено должного внимания. Не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия "интеллектуальные способности”, и, как следствие, – недостаточно разработаны диагностические методики оценки их уровня. Это тормозит широкое внедрение идей развивающего обучения в практику общеобразовательной школы.
 
 Решение проблемы развития интеллектуальных способностей школьников на уроках математики предполагает учет и введение в обиход системы специальных развивающих средств, так как уровень развития интеллектуальных способностей учащихся зависит от содержания и методов обучения в школе. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.
 
 Для решения данных проблем я на уроках использую следующие технологии:
 
 коллективные и групповые способы обучения, личностно-ориентированную технологию, технологию проектно-исследовательской деятельности , информационные и коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, технологию поэтапного формирования умственных знаний.
 
 Предлагаю школьникам на уроках, групповых занятиях и элективных курсах по математике творческие задания.
 
 Для развития креативности необходимо пространство творческой свободы, внимательное, доверительное отношение к учениками и возможность создать индивидуальный творческий продукт в ходе собственного труда, который основан на сочетании творчества с имеющейся базой знаний.
 
 Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях. Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности. Система работы учителя позволяет добиваться устойчивых положительных результатов. Поступление учащихся в высшие, средние специальные учебные заведения подтверждают уровень требований государственного стандарта. Среди моих учеников- выпускников много тех, кто выбрал для будущей профессии математическое и техническое направление. Результаты ЕГЭ выпускников 2011года, поступление учащихся в престижные учебные заведения на бюджетные места – это тоже показатели работы над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
 
       | №
 
 | ФИО
 
 | Результат ЕГЭ по математике
 
 | Название учебного заведения
 
 |   | 1.
 
 | Хисматуллина Л.И.
 
 | 77
 
 | КФУ, Институт геологии и нефтегазовых технологий
 
 |   | 2.
 
 | Нагимова А.А.
 
 | 63
 
 | КФУ, КГФЭИ, эконом. фак-т
 
 |   | 3.
 
 | ХаннановаА.И.
 
 | 60
 
 | КГУКИ, Издательское дело
 
 |   | 4.
 
 | Сундукова А. Х.
 
 | 52
 
 | КГАУ, Экономический факультет
 
 |   | 5.
 
 | Зарипов М. Н.
 
 | 45
 
 | Ижевский монтажный техникум (монтаж и эксплуатация газового оборудования и систем газоснабжения)
 
 |   | 6
 
 | Рамазанов А. Н.
 
 | 45
 
 |   | 7
 
 | Сундуков И.Ф.
 
 | 38
 
 |  Разработка ученических проектов в области математики, участие обучающихся в исследовательской деятельности, презентация проектов и результатов исследований обязательно приведет к тому, что обучающийся будет обладать теми компетенциями, которые обеспечат его эффективную социализацию, а также убедят его в необходимости регулярного повышения квалификации в условиях быстроизменяющейся информационной картины реального мира. Учитель математики не может ограничивать рамки своей работы только обучением детей на уроке. Он развивает у детей стремление к учебе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует устойчивый интерес к предмету. Большое поле для творчества учителя и ученика дает внеклассная исследовательская работа. Выявление и изучение хотя бы незначительной части литературы о жизни великих математиков, их достижениях в области математики дает школьнику мощный импульс в его математическом образовании и развитии. Руководство исследовательской деятельностью ученика – довольно сложная работа учителя. Она требует от него любви к этому делу, большого желания творить. Если принять во внимание исключительный интерес, с которым учащиеся занимаются исследованием, то любой учитель, умело, организуя работу, будет вознагражден ее результатами. Повысится математический уровень всех участников совместной деятельности. Сам реферат станет ценным с методической точки зрения пособием для учащихся, а учитель математики сможет использовать его в дальнейшем, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Интерес школьников к науке растет, увеличивается число участвующих в районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах с исследовательскими работами. Учащиеся школы участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях по математики.
 
 Конкурсы, конференции
 
      | Учебный год
 
 | Название работы
 
 | Форма обобщения и распространения опыта
 
 |   | 2007-2008
 
 
 2008-2009
 
 2008-2009
 
 2009-2010
 
 2010-2011
 2011-2012
 
 2011-2012
 
 | Мультимедийная презентация на тему: «Замечательные точки и линии треугольника»
 «Числа Фибонначи»
 
 Исследовательская работа : « Построение графиков функций содержащих знак модуля»
 Презентация работы
 
 Исследовательская работа : « Построение графиков тригонометрических функций содержащих знак модуля»
 
 
 Исследовательская работа «Метод координат в задачах С2 ЕГЭ 2012»
 
 Исследовательская работа : «Чудесные свойства ряда Фибоначчи».
 
 | Участие на XVII Всероссийской научно- практической конференции одаренных школьников INTEL-Династия-Авангард 2008 (Диплом участника, специальный диплом, грант в размере 15500 рублей)
 
 VII Районная научно-практическая конференция им.Лобачевского
 
 Участие на VII Республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (диплом II степени)
 Участие в XIII районном конкурсе « Юный программист» в номинации «Компьютерная презентация» (II место)
 Региональная научно-исследовательская конференция «Поколение XXI века» (диплом лауреата)
 Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри (Диплом I степени)
 Республиканская конференция КГТУ-КАИ «Интеграция школы и вуза- путь к технической модернизации России»
 Участие в районном туре юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри
 
 
 
 |  Каждый год мои учащиеся принимают участие в республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях Каюма Насыйри.
 
 Возросло количество участников международного конкурса по математике «Кенгуру».
 
     | Учебный год
 
 | Число участников
 
 |   | 2008-2009
 
 | 8
 
 |   | 2009-2010
 
 | 11
 
 |   | 2010-2011
 
 | 12
 
 |   | 2011-2012
 
 | 16
 
 |  Учащиеся ежегодно участвуют в межрегиональной заочной олимпиаде школы Авангард, в олимпиаде атомных станций.
 
 Результаты межрегиональной заочная матем. Олимпиады школы Авангард.
 
       | Учебный год
 
 | Ф.И.О.
 
 | класс
 
 | награда
 
 |   | 2006-2007 г
 
 2007-2008 г
 
 2008-2009 г
 
 2009-2010г
 
 2010-2011г
 
 2012-2013 г
 
 | ХисматуллинаЛ. И.
 
 Латыйпов В. Ф
 
 Ямалиева Э.
 
 Латыпов В.Ф.
 
 Латыпов В.Ф.
 
 Садыкова Л.З.
 
 | 7
 
 6
 
 7
 
 9
 
 10
 
 6
 
 | Диплом призера
 
 Диплом призера
 
 Бонус
 
 Диплом призера
 
 |  
 
 2010-2011 уч. году ученик 9 класса Латыпов В. Участвовал в республиканской олимпиаде по математике (9 кл Латыпов В. Ф ) (свидительство об участии).
 
 2011-12 уч. году руковожу работой математического кружка «Юный математик». Членами кружка участвовали в международном интернет-конкурсе «Эрудит». Ученица Садыкова Л. получила сертификат за III место.
 
 Высокие темпы развития информационных технологий заставляют современного человека непрерывно повышать свою квалификацию, постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям внешнего мира и производственной деятельности. Такая ситуация повышает роль школьного образования как механизма воспитания личности, готовой к постоянному саморазвитию, умеющей пользоваться результатами обучения в реальной жизни.
 | 
 |  |