Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
города Буденновска
Конспект урока по математике
в 1 классе «Сантиметр – единица измерения длины. подготовила
учитель начальных классов
Романенко Наталья Николаевна
г. Буденновск
Автор учебника: И.И.Аргинская
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по данной теме.
Тема: «Сантиметр - единица измерения длины».
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мерка), с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);
- совместно установить общий принцип измерения величин на примере измерения длин отрезков;
Развивающие:
- развивать речь, словесно – логическое и наглядно – образное мышление, умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;
- развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной;
- прививать интерес к предмету.
Методы: - словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и
книгой;
- наглядные методы: наблюдение;
-практические методы: поисковый, практическая работа в парах.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.
Средства обучения: презентация.
Ожидаемый результат:
- знать что такое сантиметр; уметь измерять отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;
- расширение знаний о величинах;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. - обогащение словарного запаса.
Этап
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Универсальные действия
| 1.Самоопределение к деятельности а) Организационный момент.
Цель: проводиться для снятия волнения, напряжения, придаёт чувство уверенности в себе и своих силах.
б) Мобилизирующий этап.
|
- Добрый день.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
- Прочитайте стихотворение (на слайде 1.).
-Из какого мультфильма эти герои?(на слайде 2.).
-Они пришли к нам на урок и приготовили для вас задания.
|
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Читают стихотворение
| Учитель начинает урок с « урока» - то есть с оргмоментом» служит конкретное задание. Которое направлено и на актуализацию знаний.
Личностные:самоопределе
ние;регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
| 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к восприятию нового.
|
- Прочитайте числа (на слайде 3.)
- Найдите закономерность и продолжите ряд.
- А число 0 можно добавить в этот ряд?
- Помогите Мартышке решить цепочку (на слайде 4).
- Прочитайте данные выражения разными способами и найдите их значения.
|
Опора на знание натурального ряда чисел ряда, ноль не является натуральным числом.
Чтение выражений с использованием названий компонентов.
|
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности,
мыслительные операции и учебные задачи.
| 3. Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока
| Создание проблемной ситуации.
- Как одним словом можно назвать фигуры, расположенные на слайде (слайд 5). - Как называется фигура желтого цвета? (красного, зеленого, синего, розового) - На протяжении многих уроков вы учились сравнивать предметы, числа, выражения. - Обратите внимание на треугольник и овал.
- А можем ли мы сравнить:
какая форма – треугольная или овальная – больше? Является ли форма величиной?
- А по цвету можем определить, какая фигура больше или меньше?
- Является ли цвет величиной?
|
- геометрические -ломанная, луч, отрезок, овал, треугольник
|
Умение анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии (ПОЗН); учитывать разные мнения, стремиться к координации, контролировать действия партнёр ( ком);
учатся осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия
( РЕГ); осуществлять поиск нужной информации ( ПОЗН)
| 4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: усвоение новых знаний.
5. Физминутка.
6. Практическая направленность.
Цель: усвоение новых знаний.
| - Является ли величиной длина предметов?
- Перед вами 2 полоски разного цвета.
- Попробуйте сравнить полоски по длине.
- Какого цвета полоска больше?
- Как вы узнали?
- Действительно, это верный способ - наложение друг на друга.
- Что измеряли животные из этого мультфильма?
- Кто это делал? - Слон, попугай и мартышка – это мерки, с помощью которых удав хотел измерить свою длину.
- Почему получились разные результаты?
- Эти мерки были: одинаковые или разные?
(слайд 6). В древности для измерения длины люди использовали такие мерки, которые всегда были при себе.
Самой распространённой единицей длины был локоть т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. (Покажите мне ваш локоть и средний палец.)
Кроме локтя применялись и другие : сажень, пядь.
Расстояние, человек измерял шагами или длиной ступни. Отсюда произошла единица длины, которую называли « фут», что в переводе с английского означает « нога, ступня».
- Если вы внимательно слушали, то наверняка выполните мои задания - 1 группа - измеряет длину парты локтем;
- 2 группа - измеряет длину парты пядью.
- Почему получились разные результаты?
- Эти мерки были: одинаковые или разные? - Теперь вы сами убедились, какая получается путаница, неразбериха, когда люди пользуются разными мерками.
- Существует ли мерки, измеряя которыми у всех будет получаться одинаковый результат? - С одной из них мы познакомимся сегодня.
- А как называется единица измерения, с которой мы с вами сегодня знакомимся, вы узнаете из учебника (стр. 26)
- Прочитайте, как же называется одна из единиц измерения длины? ( сантиметр)
№62
-Посмотрите на отрезок АК.
- О таком отрезке говорят, что его длина
1 сантиметр
Слово сантиметр после числа пишут кратко см (доска)
- Читают эту запись так: длина отрезка АК равна 1 сантиметру.
- Сколько отрезков длиной 1 см в отрезке АМ?
- Запишите длину отрезка АМ в сантиметрах.
- Кто из вас знает, как называется инструмент, при помощи которого измеряют длину отрезка?
- Вы наверное уже пользовались линейкой, когда чертили лучи, прямые, отрезки.
- А чтобы получить нужный результат при измерении, нужно уметь правильно ею пользоваться.
- Посмотрите, как это сделали наши друзья, измеряя одинаковые отрезки.
(слайд 7).
-Кто из них правильно измерил? -Мартышка приготовила для вас задание – определить длину отрезков (4 отрезка)
(слайд 8).
| Практическая деятельность.
Накладывают полоски друг на друга.
- длину удава
Работа в группе
- Вывод: разные мерки, разные результаты
- Инструмент, при
помощи которого измеряют длины отрезков, называется линейкой.
- Начало отрезка надо совместить с началом отсчёта линейки с меткой. Обозначенной цифрой 0.
- определяют длину отрезков и записывают на доске
| На этом этапе у детей формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке (ЛИЧН); учитывать выделенные учителем ориентиры действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, планировать свои действия, вносить коррективы в действия, оценивать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме (РЕГ); осуществлять поиск нужной информации, анализировать. Выделять главное, строить рассуждения об объекте (ПОЗН); формулировать собственное мнение и позицию (КОМ).
Осуществляют поиск нужной информации, анализируют. Выделяют главное, строят рассуждения об объекте, дети спорят ( ПОЗН); формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра ( Личн.УУД);
| 7. Самостоятельная работа
Цель: усвоение новых знаний
| Откройте тетради на стр. 29, задание №58
|
| В том, как дети выполняют простое задание. Видны первые результаты работы учителя развивающего обучения- дети дают правильные ответы. Выражают и обосновывают свое несогласие с ответом одноклассников. В ходе этого этапа урока развиваются мотивация к учёбе, интерес к новому учебному материалу. Способность к самооценке ( ЛИЧН);
| 8. Рефлексия.
| - Продолжите фразу:
Сегодня на уроке
Я узнал, что…
Я уверен, что смогу применить на практике…
Я понял, как нужно…
Я хочу продолжить …
-Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
(слайд 9) -У вас на столе кружочки. Оцените цветом свою работу на уроке.
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – зелёный цвет.
-Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – жёлтый цвет.
-Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. -Герои мультфильма благодарят вас за работу.
(слайд 10)
|
| Организованное таким образом подведение итога урока позволяет коллективно назвать его наиболее яркие и содержательные моменты. И каждый ребёнок получает возможность мысленно соотнести собственные впечатления с впечатлением других, актуализирует содержание урока, его этапы, что в одиночку было бы невыполнимой для первоклассника задачей.
| |