|
Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с онр Фронтальное логопедическое занятие
для детей подготовительной логопедической группы с ОНР Коновалова Г.А.,
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с №24 «Сказка», г. Ступино Московской области. Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше» Программные задачи Коррекционно-образовательные:
Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;
Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже);
Совершенствование навыка составления и чтения слов;
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи;
Развитие зрительного внимания и восприятия;
Развитие общей моторики;
Развитие мышления и памяти;
Развитие фонематических представлений;
Развитие творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
Воспитание любви, заботливого, бережного отношения к природе.
Оборудование. Мольберт, иллюстрации к сказке «Чьи цветы лучше», карточки с изображениями цветов, контейнер с фишками для звукового анализа, карточка с изографом, контейнер с буквами, магнитофон и кассета с записью музыкального сопровождения.
Предварительная работа. Разучивание загадок о временах года. Разучивание упражнения «Времена года».
Ход путешествия 1. Организационный момент. [Создание эмоционального положительного фона. Развитие мышления и связной речи.]
Логопед встречает детей в групповом помещении, организует приветствие с ними, предлагает им встать в круг на ковре.
Логопед. Сегодня мы отправимся в очередное путешествие в сказку и продолжим разговор о временах года. А для начала загадайте загадки, которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях.
1-й ребенок. Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает — когда это бывает? (Осенью.)
2-й ребенок. Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает? (Зимой.)
3-й ребенок. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает — когда это бывает? (Весной.)
4-й ребенок. Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает? (Летом.) 2. Рассказывание логопедом сказки «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с иллюстрированием на мольберте. [Развитие речевого слуха.]
Логопед предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью картинок на мольберте.
Чьи цветы лучше
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы?
Притопнула своим башмачком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась цветами мать-и-мачехи, подснежниками, ландышами, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.
- Нет, - возражает ей Лето.
- Цветы у тебя, и правда, красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, душица, иван-чай, гвоздика, настурции, ромашки…
Аж холодом повеяла от зависти Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки. Снова распустились одуванчики. А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля; дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегония, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого самые лучшие цветы. 3. Игра «Есть – нет». [Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме единственного числа в родительном падеже).]
Логопед кладет на ковер изображениями вниз стопку карточек с изображениями цветов.
Логопед. Следующая игра вам хорошо знакома. Вы берете одну карточку, рассматриваете и говорите, что на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этого цветка, но зато есть тот, который изображен у него на карточке и так далее.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
- У меня есть роза.
- А у меня нет розы, но зато есть ландыш.
- А у меня нет ландыша, но зато есть тюльпан.
- А у меня нет тюльпана, но зато есть ромашка. (И т.п.) 4. Игра «10 – 4 – 1». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными десять, четыре, один).]
- Роза (10 роз – 4 розы – 1 роза), ландыш (10 ландышей – 4 ландыша – 1 ландыш). (И т.п.)
5. Игра «Веселые садовники». [Совершенствование грамматического строя речи (спряжение в прошедшем времени).]
Логопед помещает перед детьми плоскостное изображение цветочной клумбы с ландышами и фиалками.
Логопед. Представьте, что мы в саду. Будем полоть ландыши и фиалки, а затем их поливать.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
-Я полола ландыши и фиалки на клумбе, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они….
-Я поливала ландыши и фиалки на клумбе, ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…. 6. Подвижная игра «Времена года». [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]
Дети берутся за руки и медленно, с пением, идут по кругу. На слово «пройдут» дети, родившиеся зимой (весной и так далее), выходят и, в соответствии с текстом песенки, подходят к девочкам. На слово «подойдут» дети, идущие по кругу, останавливаются, а приглашающие выполняют поклон. Со слов «танцуют подружки», пары кружатся, а стоящие остальные дети хлопают в такт. Затем таким же образом поется об остальных временах года. 7. Упражнение «Составь схему». [Развитие фонематических представлений (совершенствование навыка звукового анализа слов).]
Логопед ставит на стол контейнер с фишками.
Логопед. Раз мы сегодня так много говорим о цветах, выложите звуковую схему слова маки.
Дети выполняют задание и выкладывают схему.
Логопед. Скажите, сколько звуков в слове маки? (В этом слове четыре звука.)
- Произнесите их по порядку. ([М], [а], [к'], [и].)
- Сколько гласных звуков в этом слове? (Два. Это звуки [а], [и].)
- Сколько согласных звуков? (Два. Это звуки [м], [к'].)
- Какие это согласные? Расскажите о них. (Звук [м] – согласный твердый звонкий. Звук [к'] – согласный мягкий глухой.)
- Отлично! Вы выполнили мои задания.
Логопед предлагает детям сложить фишки в контейнер и убирает его. 8. Чтение изографа. [Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыка составления и чтения слов.]
Логопед приглашает детей к магнитной доске и помещает на нее карточку с изографом.
Логопед. Прочитайте изограф. Какое название садового цветка здесь спрятано? Выложите его из букв на магнитной доске.
Дети составляют и читают слово «флокс». Логопед оценивает их работу. 9. Беседа по сказке. Выборочный пересказ по ролям. [Развитие связной речи, творческого воображения, подражательности.]
Логопед предлагает детям сесть на стульчики и ставит на мольберт перед ними иллюстрацию к сказке.
Логопед. Давайте вспомним сказку, которую я вам рассказала. Что произошло однажды между временами года? (Между временами года произошел спор.)
- О чем они спорили? (Времена года спорили о том, у кого самые лучшие цветы.)
- У какого же времени года самые лучшие цветы? (Ответы детей.)
- Какое плохое качество проявило каждое из времен года? (Хвастливость.)
- А какими бываем мы: не хвастаемся ли перед друзьями игрушками, конфетами?
- Если мы вдруг случайно похвастаемся, что следует немедленно сделать, чтобы не превратиться в хвастуна?
- Как следует разумно поступать человеку для того, чтобы сохранять мир и согласие? (Не спорить, не ругаться, не кричать, не обижать друг друга).
- Давайте попробуем разыграть спор времен года.
Логопед распределяет роли. Дети разыгрывают спор времен года. 10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, что им было интересно делать. Можно предложить им оценить работу друг друга. |
|
|