|
Урока в 5 классе по теме: «Спорт в задачах на движение» Конспект открытого урока в 5 классе по теме:
«Спорт в задачах на движение»
Учитель: Авдюхина Наталья Сергеевна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, полученных в начальной школе по данной теме
Оборудование : доска, проектор, на партах конверты с задачами
Цели и задачи:
образовательные – Акцентировать внимание учащихся на введение новых понятий и установление связи с ранее изученными понятиями ,обобщить типы задач на движение , научить распознавать эти типы, продолжить формирование вычислительных навыков учащихся.
развивающие – формирование и углубление представления о многообразии подходов к действительности и средст решения задач, развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы, оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению, самостоятельность, гибкость, формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, задавать вопросы; развивать эмоции учащихся через создание на уроке ситуаций эмоциональных переживаний.
воспитательные – формировать элементы социально-личностной компетентности на основе умения проектировать и осуществлять алгоритмическую и эвристическую деятельность, проверять и оценивать результаты деятельности.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы урока.( слайд 1)
Актуализация знаний
Устная разминка. ( слайд 2, 3)
Фигуристка произвольную программу откатала со скоростью 420 м/мин за 3 минуты. Сколько метров проехала фигуристка за это время?
Чемпионы в парном катании откатали обязательную программу за 5 мин. При этом они проехали 3500 метров. С какой скоростью катались фигуристы?
Скорость конькобежца 15 м/с.За какое время он пробежит дистанцию 150 метров?
С какими величинами мы с вами решали задачи?
Вспомните как найти расстояние, если известны скорость и время?
Как найти скорость ?
Как найти время?
То, что вы сейчас сформулировали называется ПРАВИЛО. И вы эти правила знаете давно. А сегодня эти правила мы запишем в виде формул. Узнаем, что такое формулы и научимся с ними работать.
Вы знаете, что спорт – это движение, а движение – это жизнь. В этом году в городе Сочи состоялись Зимние олимпийские игры. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами тоже приобщились к олимпийскому движению. Сегодня мы будем решать задачи, героями которых будут наши олимпийские чемпионы. Тем самым мы не только научимся решать задачи на движение, но и вспомним наших олимпийских героев.
Мотивация учебной деятельности.
Давайте подумаем, что бы мы хотели узнать сегодня на уроке? Чему научиться? Давайте вместе сформулируем вопросы, на которые мы должны ответить в конце сегодняшнего урока.
На доске записываем вопросы. 1) Виды задач на движение
2) формулы и способы их решения
3) как самостоятельно составить задачу на движение.
Поиск новых знаний.
5 минут назад мы с вами проговорили правила нахождения расстояния, скорости и времени. Для их обозначения придуманы специальные символы.
Расстояние в математике обозначается буквой S. Скорость буквой V. Время буквой t.
Попробуйте записать правила, о которых мы говорили, с помощью букв.
(На доске прикреплен большой желтый круг, внутри которого написано «Формулы движения», от этого круга как лучи от солнышка учащиеся записывают формулы и проговаривают правило)
S=Vt V= S/t T=S/V
( слайд №4)
То, что мы с вами записали, называется формулы. Что же такое формула?
( Формулой называется запись правила с помощью букв).
Вернемся к теме сегодняшнего урока. Давайте вспомним, какие зимние олимпийские виды спорта вы знаете? И попробуем решить задачи, героями которых будут олимпийские чемпионы.
Первичное закрепление.
Работа в группах.
Группы из 4 человек. На доске висят конверты с задачами, представитель каждой группы должен подойти к доске и снять конверт.
Группы на 1 ряду должны выбрать задачи, в которых нужно найти расстояние и решить их прямо на карточках. Группы на 2 ряду – на нахождение скорости, на 3 ряду – на нахождение времени. (5 мин).
( см. приложение)
Представитель от каждой группы читает условие задачи и устно проговаривает ее решение, в это время на экране демонстрируются фотографии олимпийских чемпионов, о которых говорится в задачах.
( слайды № 5 – 10)
Применение знаний и умений в новой ситуации.
Работа в парах.
Во всех предыдущих задачах был только один участник движения. Давайте попробуем решить задачу, где будет два участника. ( слайд 11)
Задача.
В 10.00 утра выезжают два лыжника. Скорость одного из них 20 км/ч, а другого 25 км/ч. Какое расстояние будет между ними в 14.00 ?
Мы можем решить эту задачу?
Чего не хватает в условии? ( Направления движения).
Какие бывают типы задач в зависимости от направления движения?
Карточка на каждой парте с направлениями. ( слайд №12) .
Давайте переделаем условие этой задачи так, чтобы она подходила под каждую схему и решим ее на доске и в тетрадях. (условие задачи придумывают учащиеся) ( Пример: Из двух поселков в 10.00 навстречу друг другу выезжают два лыжника. Скорость одного из них 20 км/ч, а другого 25 км/ч.Они встретились в 14.00.найдите расстояние между поселками.) ( Пример: С турбазы в противоположных направлениях в 10.00 выехали два лыжника. Скорость одного из них 20 км/ч, а другого 25 км/ч. Какое расстояние будет между ними в 14.00 ?)
Движение в одном направлении
(Пример: Из деревни в одном направлении в 10.00 выехали два лыжника. Скорость одного из них 20 км/ч, а другого 25 км/ч. Какое расстояние будет между ними в 14.00 ?)
(Схемы крупно нарисованы на листах А3. Ученик, который выходит к доске, прикрепляет магнитом схему на доску и рядом записывает решение задачи, а остальные записывают его в тетрадь)
Конечно, мы разобрали сегодня не все виды задач на движение, этой темой мы будем заниматься еще и в дальнейшем.
Итог урока. Давайте подведем итог и посмотрим на все ли вопросы, которые мы поставили в начале урока , мы ответили?
Какие бывают виды задач на движение?
Что такое формулы? Какие формулы для решения задач на движение мы использовали?
Смогли ли мы придумать новые задачи?
Более того мы даже перевыполнили план и вспомнили многих наших олимпийцев
Домашнее задание: придумайте дома задачи на движение.
Рефлексия.
На доске прикреплены три больших смайлика: с улыбкой , равнодушный и сердитый. У каждого ученика на парте лежит магнит, каждый должен подойти к доске и прикрепить свой магнит на тот смайлик, какое впечатление у него осталось после урока.
Приложение.
Лыжные гонки.
Золотой чемпион Александр Легков, спускается за 2 мин с горы со скоростью 500 м/мин. Найдите длину спуска.
Конькобежный спорт.
За какое время серебряная олимпийская чемпионка Ольга Фаткулина, разогнавшись до скорости 5 м/с, проехала дистанцию 500 метров?
Биатлон.
Евгений Гераничев (бронзовый призер) проходит индивидуальную гонку длиной 20 км со скоростью 10 км/ч. Найдите время прохождения гонки.
Санный спорт.
Максимальная скорость саней серебряного призера олимпиады Альберта Демьченко 150 км/ч. Какое расстояние он сможет проехать за 2 часа?
Фигурное катание.
Золотой призер олимпиады Евгений Плющенко прыгает четвертной прыжок высотой 60 см за 2 секунды. Какова его скорость?
Шорт-трек.
Золотой чемпион Виктор Ан проходит дистанцию длиной 1000 метров за 4 мин. Найдите скорость прохождения.
|
|
|