Главная страница

Формирование геометрических представлений. Ломаная линия



Скачать 96.42 Kb.
НазваниеФормирование геометрических представлений. Ломаная линия
Дата09.03.2016
Размер96.42 Kb.
ТипСамостоятельная работа

Тема: Формирование геометрических представлений . Ломаная линия.

Цели: дать понятие «ломаная линия», учить строить ломаные; учить анализировать объекты;

создавать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций;

способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом, как основы для формирования духовно-нравственных компетенций; воспитанию интереса к предмету.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы обучения: : проблемный ,исследовательский, наглядные, практические.

Формы проведения урока: индивидуальная, групповая, работа в парах.


этап

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Универсальные действия

Самоопределение к деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление

Самостоятельная работа

Рефлексия:


  1. Солнце на небе проснулось.

Нам, ребята, улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

- Вы чувствуете солнечное тепло?...

Поприветствуем гостей и подарим свои улыбки.

Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.

II.Актуализация знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель.

-Сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну геометрических фигур. Что

Вы знаете об этой стране?

Дети: …….

Учитель. Проверим наш багаж знаний. Проведем небольшую разминку.

Игра «Третий лишний». Слайд №2. –Какая фигура лишняя?

-Что вы знаете о прямой? ( Линия, у которой нет начала и конца .Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону).

-Что вы знаете об отрезке? ( Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон).

Учитель.

-Нам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы.

(Зачитывают ученики) Слайд №3.

Работа в группах. У командиров групп на столе лежат конверты с заданием, на каждом листочке одна линия (ломаная, кривая, прямая, отрезок).

Учитель: Подойдите к командирам, рассмотрите карточки. Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы ?

Д.- Разделить на группы.

Учитель: Разделите . (Дети выполняют группировку с обсуждением в группе. (по цвету :красные, синие; прямые, кривые).

Учитель: Какие варианты у вас получились?

Проверка. (По одному ученику от каждой группы приглашаю к доске для демонстрации группировок.)

( Дети на доске на больших образцах выполняют группировку.)

Учитель: Назовите известные вам линии.

Д.- Кривая, прямая, отрезок

Учитель: Все линии назвали?

Д.- Нет.

Учитель. Почему?

Д.- Не знаем название одной линии.(Если называют: почему эту линию так назвали? Если допускают ошибку относя к кривой: кто считает иначе ?Сравним.)

Учитель: А что бы вы хотели узнать про эту линию?

Д. (Предположения детей).

-Как называется?

-Как начертить?

-Из чего состоит?

-Как сконструировать?

-Где можно увидеть?

Учитель: Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, совершим маленькие «открытия» и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.

III. «Открытие» нового знания.

(Исследование ломаной линии путём практической работы. Наблюдение . Анализ. Сравнение.)

1) Практическая работа. (Работа в парах)

(Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.)

Учитель: Попробуем сконструировать данную линию. Будем работать в парах. Вспомним правила работы в парах. Слайд№4. (Зачитывает ученик).

( У детей на партах находится материал для моделирования ломаной: стебли-соломки ,тесьма, пластилин, проволока. Детям нужно выбрать соответствующий материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.)

Учитель: Обсудите из какого материала вы будете моделировать линию.

Докажите свой выбор.

Д. (Предложения детей).

Учитель: Как вы будете моделировать линию? С чего начнете?...Затем?..

Составление плана работы.

предположения детей (сломать на части, отрезать).

1.Сломать соломку на части. 2. Выложить на парте. 3. Соединить части.

Учитель: Договоритесь, кто чем будет заниматься и выполняйте задание.

Выполнение практической работы.

Итог.

Учитель: Обсудите в паре и приготовьтесь ответить на вопрос: Какое название вы бы дали этой линии? ………………

Учитель: Что интересного заметили, моделируя линию?

……………….. В процессе наблюдения выясняем:

- части линии – отрезки (Как можно назвать части линии?)

- соединяются концами (Как соединяются отрезки?)

- идут друг за другом (Как следуют?) Последовательно.

Вывод: точное название линии "ломаная линия”. Слайд №5

IY. Физкультминутка (двигательная под музыку)

Y. Упражнение в применении знаний.

Учитель: Хотелось бы вам самим начертить ломаную ?

Д.- Да.

Учитель: Возьмите листочки. Соедините данные точки так, чтобы получилась ломаная линия . Какой инструмент нам поможет?

Д.- Линейка. (Отрезки можно начертить только по линейке. Ломаную линию так же).

Учитель: Как будем соединять точки?

Д.- Последовательно. (Друг за другом).

Работаем аккуратно и точно. Проверка.

Учитель: Из чего состоит ломаная?

Д.- Ломаная линия состоит из отрезков.

Учитель: По секрету скажу эти отрезки называются – ЗВЕНЬЯМИ. Об этом мы будем говорить чуть позже, когда станете постарше.

- Сколько отрезков в нашей ломаной?

Д.- 6…

Учитель: Предположите, какое наименьшее количество звеньев может быть? (Можно поработать с солом. линией на парте).

Вывод: наименьшее количество отрезков ломаной – 2.

Учитель: Обозначьте синим карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. …

-На что похожи места соединений? (Вершины гор…)

Вывод :Данные точки называются вершинами ломаной.

Итог. В ходе исследований и наблюдений мы выяснили:

Учитель: Давайте еще раз посмотрим на ваши работы. Например, у…..

получилась интересная ломаная линия.

Учитель. У вас на столе лежит лист с фотографиями найдите ломанную линию Может кто-то из вас встречал ее в окружающем нас мире?..

9.(Глядя на небо, люди мысленно соединили ломаной линией звезды. Получилось созвездие, которое назвали созвездием Большой медведицы).

Учитель: Где в жизни еще можно встретить модели ломаных линий?

(Предположения детей: крыши домов, горы и т.д.)

Слайд №6 7 8. (Дети находят модели линий. Учитель показывает их. )

Физкультминутка. Давайте пройдем по классу и найдем геометрические фигуры. Может кто нашел ломаную линию в классе.

Y. Закрепление материала.

Работа в тетради « Дидактический материал» №2(с.53.№ 2)

Учитель: Прочитайте задание. Соедините с помощью линейки точки в таком порядке: 1-2-3-4-5-1. Вывод . Д.- Ломаные линии могут быть замкнутыми.

Дифференцированная работа.

Учитель: выполните задания на листе красного цвета.

YI. Итог урока. .

Учитель: Какое открытие мы сегодня сделали?

(Ло́маная линия— геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами. Наименьшее количество отрезков-2.).

Дети: Мы узнали, что есть геометрическая фигура -ломаная. Ломаная состоит из отрезков, соединенных своими концами. Наименьшее количество орезков-2. Ломаные линии могут быть замкнутыми и незамкнутыми.

Слайд №9

Я научился …

У меня получилось …

Я расскажу дома …

YII. Самооценка.

- оцените свою работу на листочке .

YIII. Оценка.


Подготовка к работе

Выполняют задания ,тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.

Предлагают пути разрешения проблемы

Составляют алгоритм решения проблемы

Выполняют задания с проговариванием во внешней речи.

Решают задания

Самостоятельная работа



Личностные:самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделение признаков

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов

познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижения гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

.

регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные управление поведением партнера- контроль, коррекция,

оценка действий портнера

регулятивные: контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательная: рефлексия; личностные: смыслообразование