Главная страница

Элективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики



Скачать 97.29 Kb.
НазваниеЭлективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики
Дата10.03.2016
Размер97.29 Kb.
ТипЭлективный курс

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Свеча Свечинского района Кировской области


2014-2015 уч. год
Элективный курс по математике

для 10 класса

(гуманитарный профиль)

 

Избранные вопросы математики

Составил учитель математики Пересторонина М Г

                             

                                   

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                   Одним из требований гуманизации общего образования является дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный элективный курс предназначен для обучения учащихся 10 класса гуманитарного профиля.

             Математика обеспечивает изучение других дисциплин, особенно физики, основ информатики и вычислительной техники, без знаний которых не может обойтись ни один образованный человек. Математические методы используют в своих исследованиях общественные науки: социология, психология, педагогика, филология и др. Именно математике отводится главная роль в формировании методов человеческого мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации, систематизирования, абстрагирования, аналогии.

                          Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи различной степени сложности. Элективный курс направлен на расширение теоретических знаний учащихся при решении нестандартных задач исследовательского характера.

Элективный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. Также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.

Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика умения мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.

Элективный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ.
            Цели курса:

  • На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики, развитие умений применять эти знания на практике.    

  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах, развитие умений применять эти знания на практике. 

  • Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.

  • Выявление и развитие их математических способностей.

  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;

  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.

  • Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.

  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.

Виды деятельности на занятиях:

Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.


  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.

  2. Тематический контроль: тест.

  3. Итоговый контроль: итоговый тест.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.

   На занятиях рассматриваются различные способы решения задач и выбираются самые рациональные. Подбор задач способствует углублению теоретических знаний школьников. Содержание курса представлено тремя блоками: « Задачи с практическим содержанием », «Решение текстовых задач», «Решение планиметрических задач», «Уравнения и системы уравнений».

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 



П/П

 

 

                                          Содержание

Кол-во часов




1.Задачи с практическим содержанием 7  час.




1

Задачи на деление с остатком

1




2

Задачи на проценты. Задачи на проценты:

а) задачи, решаемые арифметическим способом;

б) задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого;

в) задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (или меньше) другого;

г) процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).


1




3

Задачи на проценты. Проверочная работа.

1




4-5

Представление информации в виде графиков и диаграмм. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика.

2




6-7

Представление информации в виде таблицы. Извлечение информации, представленной в виде таблицы. Практико ориентированные задачи.

2




2.Решение текстовых задач 9час.




8-9

Задачи на движение:

а) движение из одного пункта в другой в одном направлении;

б) движение из одного пункта в другой с остановками в пути;

в) движение из разных пунктов навстречу друг другу;

г) движение по водному пути.


2




10-11

Задачи на совместную работу:

а) вычисление неизвестного времени работы;

б) путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;

в) задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.


2




12-13

Задачи на планирование:

а) задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;

б) задачи, в которых требуется найти производительность труда;

в) задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.


2




14

Задачи на проценты:


1




15

Текстовые задачи на прогрессии.

1




16

Задачи оптимизации.

1




3. Решение планиметрических задач 7час




17-18

Треугольники

2




19-20

Четырехугольники

2




21

Окружность и круг, вписанный угол

1




22-23

Площади фигур

2




  1. Уравнения и системы уравнений 7 часов




24

Рациональные уравнения

1




25

Иррациональные уравнения

1




26

Уравнения с модулем

1




27-28

Тригонометрические уравнения

2




29-30

Решение систем уравнений

2




  1. Итоговое тестирование 4часа
















 

                                                                            ИТОГО:

34




 




 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Задачи с практическим содержанием

Задачи на деление с остатком , задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи, задачи с различными житейскими ситуациями. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика, таблицы.

Тема 2. Решение текстовых задач
Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Нестандартные задачи. Решение разными способами. Задачи на наибольшее и наименьшее значения. Выбор оптимального значения. Задачи прикладного характера.
Тема 3. Решение планиметрических задач

Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью», «Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.

Тема 4. Уравнения и системы уравнений

Уравнения, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям. Уравнения высоких порядков. Уравнения с модулем. Тригонометрические уравнения, различные подходы к их решению.
 

Планируемые результаты

Изучение данного курса дает учащимся возможность:

- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;

- освоить основные приемы решения задач;

- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;

- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;

- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;

- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;

- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
 

 

                                   

 ЛИТЕРАТУРА

  1. Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена/С..Колесникова -3-еизд - М.:Айрис-пресс, 2007

  2. Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ Л.О.Денищева «Интеллект-Центр»2012

  3. Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ФИПИ-М.. «Интеллект-Центр»2013

  4. ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания» /Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева. - М.: Экзамен, 2010 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)

  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, 2012, 2013.

  6. Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».

  7. Математика в школе: ежемесячный научно- методический журнал.

  8. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. 10 класс.2001г

  9. Фирсов В.В. Избранные вопросы математики. 10 класс.2000г