|
Элективный курс по математике для 10 класса (гуманитарный профиль) Избранные вопросы математики Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Свеча Свечинского района Кировской области
2014-2015 уч. год Элективный курс по математике
для 10 класса
(гуманитарный профиль)
Избранные вопросы математики
Составил учитель математики Пересторонина М Г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из требований гуманизации общего образования является дифференцированный подход к организации учебной деятельности. Данный элективный курс предназначен для обучения учащихся 10 класса гуманитарного профиля.
Математика обеспечивает изучение других дисциплин, особенно физики, основ информатики и вычислительной техники, без знаний которых не может обойтись ни один образованный человек. Математические методы используют в своих исследованиях общественные науки: социология, психология, педагогика, филология и др. Именно математике отводится главная роль в формировании методов человеческого мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, обобщения и конкретизации, классификации, систематизирования, абстрагирования, аналогии.
Практическую значимость математики школьники осознают, решая задачи различной степени сложности. Элективный курс направлен на расширение теоретических знаний учащихся при решении нестандартных задач исследовательского характера.
Элективный курс основан на повторении, систематизации и углублении знаний полученных ранее. Занятия проходят в форме свободного практического урока и состоят из обобщённой теоретической части и практической части, где учащимся предлагается решить задания схожие с заданиями вошедшими в ЕГЭ прошлых лет или же удовлетворяющие перечню контролируемых вопросов. Также рассматриваются иные, нежели привычные, подходы к решению задач, позволяющие сэкономить время на ЕГЭ.
Целью предлагаемой программы является не только подготовка к ЕГЭ, но и обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Это создаст предпосылки для рождения ученика умения мыслить творчески, нестандартно, не будет лишним в любом виде деятельности в будущей жизни ученика.
Элективный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ЕГЭ.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся. Результатом предложенного курса должна быть успешная сдача ЕГЭ. Цели курса:
На основе коррекции базовых математических знаний учащихся за курс 5 – 10 классов совершенствовать математическую культуру и творческие способности учащихся. Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса математики, развитие умений применять эти знания на практике.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах, развитие умений применять эти знания на практике.
Создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по математике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
Выявление и развитие их математических способностей.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
Расширение математического представления учащихся по определённым темам, включённым в программы вступительных экзаменов в другие типы учебных заведений.
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Виды деятельности на занятиях:
Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.
Формы контроля.
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: тест.
Итоговый контроль: итоговый тест.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Выполнение практических занятий имеет целью закрепить у учащихся теоретические знания и развить практические навыки и умения в области алгебры, и успешной сдачи ЕГЭ по математике.
На занятиях рассматриваются различные способы решения задач и выбираются самые рациональные. Подбор задач способствует углублению теоретических знаний школьников. Содержание курса представлено тремя блоками: « Задачи с практическим содержанием », «Решение текстовых задач», «Решение планиметрических задач», «Уравнения и системы уравнений».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
П/П
|
Содержание
| Кол-во часов
|
| 1.Задачи с практическим содержанием 7 час.
|
| 1
| Задачи на деление с остатком
| 1
|
| 2
| Задачи на проценты. Задачи на проценты:
а) задачи, решаемые арифметическим способом;
б) задачи, в которых известно, сколько процентов одно число составляет от другого;
в) задачи, в которых известно, на сколько процентов одно число больше (или меньше) другого;
г) процентные вычисления в жизненных ситуациях ( распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).
| 1
|
| 3
| Задачи на проценты. Проверочная работа.
| 1
|
| 4-5
| Представление информации в виде графиков и диаграмм. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика.
| 2
|
| 6-7
| Представление информации в виде таблицы. Извлечение информации, представленной в виде таблицы. Практико ориентированные задачи.
| 2
|
| 2.Решение текстовых задач 9час.
|
| 8-9
| Задачи на движение:
а) движение из одного пункта в другой в одном направлении;
б) движение из одного пункта в другой с остановками в пути;
в) движение из разных пунктов навстречу друг другу;
г) движение по водному пути.
| 2
|
| 10-11
| Задачи на совместную работу:
а) вычисление неизвестного времени работы;
б) путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
в) задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
| 2
|
| 12-13
| Задачи на планирование:
а) задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;
б) задачи, в которых требуется найти производительность труда;
в) задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы.
| 2
|
| 14
| Задачи на проценты:
| 1
|
| 15
| Текстовые задачи на прогрессии.
| 1
|
| 16
| Задачи оптимизации.
| 1
|
| 3. Решение планиметрических задач 7час
|
| 17-18
| Треугольники
| 2
|
| 19-20
| Четырехугольники
| 2
|
| 21
| Окружность и круг, вписанный угол
| 1
|
| 22-23
| Площади фигур
| 2
|
| Уравнения и системы уравнений 7 часов
|
| 24
| Рациональные уравнения
| 1
|
| 25
| Иррациональные уравнения
| 1
|
| 26
| Уравнения с модулем
| 1
|
| 27-28
| Тригонометрические уравнения
| 2
|
| 29-30
| Решение систем уравнений
| 2
|
| Итоговое тестирование 4часа
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 34
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Задачи с практическим содержанием
Задачи на деление с остатком , задачи на проценты. Практико-ориентированные задачи, задачи с различными житейскими ситуациями. Работа с графиками и диаграммами. Извлечение информации, представленной в виде диаграммы, графика, таблицы.
Тема 2. Решение текстовых задач Различные подходы к решению задач на движение, работу и проценты. Типовые задачи для поступающих в вузы. Задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии. Задачи практического содержания. Нестандартные задачи. Решение разными способами. Задачи на наибольшее и наименьшее значения. Выбор оптимального значения. Задачи прикладного характера. Тема 3. Решение планиметрических задач
Задачи по темам: «Решение треугольников», «Площади плоских фигур», «Подобие фигур», «Комбинации фигур с окружностью», «Окружность и касательная». Типовые задания для поступающих в вузы.
Тема 4. Уравнения и системы уравнений
Уравнения, приводимые к линейным, квадратным, дробно-рациональным уравнениям. Уравнения высоких порядков. Уравнения с модулем. Тригонометрические уравнения, различные подходы к их решению.
Планируемые результаты
Изучение данного курса дает учащимся возможность:
- повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
- освоить основные приемы решения задач;
- овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
- овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
- познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
- повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
- познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
ЛИТЕРАТУРА
Математика. Решение сложных задач Единого государственного экзамена/С..Колесникова -3-еизд - М.:Айрис-пресс, 2007
Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ Л.О.Денищева «Интеллект-Центр»2012
Единый государственный экзамен 2009.Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся./ФИПИ-М.. «Интеллект-Центр»2013
ЕГЭ. Математика. Типовые тестовые задания» /Т.А.Корешкова, Ю.А.Глазков, В.В.Мирошин, Н.В.Шевелева. - М.: Экзамен, 2010 (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, 2012, 2013.
Математика: еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
Математика в школе: ежемесячный научно- методический журнал.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. 10 класс.2001г
Фирсов В.В. Избранные вопросы математики. 10 класс.2000г
|
|
|