Главная страница


Рабочая программа по математике для 5 класса Зубенко Надежды Александровны 2012 год Пояснительная записка



Скачать 252.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по математике для 5 класса Зубенко Надежды Александровны 2012 год Пояснительная записка
Дата10.02.2016
Размер252.44 Kb.
ТипРабочая программа


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Уршельская средняя общеобразовательная школа

Принята Утверждена

на заседании МО Приказом директора школы

учителей математики №203а от 30.08.2012 г.

29 августа 2012 г.

Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.

Рабочая программа

по математике для 5 класса
Зубенко Надежды Александровны


2012 год

Пояснительная записка

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.

Цели обучения математике в 5 классе:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

        • приобретение математических знаний и умений;

        • овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;

        • освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Общеучебные цели

Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели

Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта общего образования,

  • примерной программы по математике основного общего образования,

  • федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,

  • с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • тематического планирования учебного материала,

  • базисного учебного плана.

Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная

  2. игровые технологии

  3. элементы проблемного обучения

  4. технологии уровневой дифференциации

  5. здоровьесберегающие технологии

  6. ИКТ


Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов

должны знать:

  • понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;

  • правила выполнения действий с заданными числами;

  • свойства арифметических действий;

  • понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;

  • определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.

должны уметь: 

  • выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;

  • применять свойства арифметических действия при решении примеров;

  • решать уравнения, упрощать буквенные выражения;

  • решать задачи на дроби и с помощью уравнений;

  • находить процент от числа и число по его проценту.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;

  • устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;

  • для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.

Учебно-тематический план


Номер урока

Название темы

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Натуральные числа. 13 ч.




1-2

Повторение.

2




3-4

Обозначение натуральных чисел.

2



5

Отрезок. Сравнение отрезков.

1



6

Длина отрезка. Треугольник.

1

7

Плоскость. Прямая.

1



8

Луч. Дополнительные лучи.

1

9

Шкалы.

1



10

Координатный луч. Координаты.

1

11

Меньше или больше.

1



12

Сравнение чисел.

1

13

Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»

1



Сложение и вычитание натуральных чисел. 24 ч.




14-17

Сложение натуральных чисел и его свойства.

4



18

Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.

1

19-21

Вычитание натуральных чисел.

3



22

Вычитание чисел в столбик.

1

23

Решение задач с использованием действия вычитания.

1

24

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»

1



25-27

Числовые и буквенные выражения.

3



28

Числовые и буквенные выражения. Самостоятельная работа.

1

29-31

Буквенная запись свойств сложения и вычитания.

3



32-33

Уравнение.

2



34-35

Решение задач с помощью уравнений.

2

36

Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»

1



Умножение и деление натуральных чисел. 27 ч.




37-41

Умножение натуральных чисел и его свойства.

5



42

Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.

1

43-47

Деление натуральных чисел и его свойства.

5



48

Деление натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.

1

49-51

Деление с остатком.

3



52

Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»

1



53-54

Распределительное свойство умножения.

2



55-57

Упрощение выражений.

3

58

Упрощение выражений. Самостоятельная работа.

1

59-61

Порядок выполнения действий.

3



62-63

Квадрат и куб числа.

2



64

Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»

1



Площади и объёмы. 12 ч.




65-66

Формулы.

2



67

Площадь. Формула площади прямоугольника.

1



68

Квадрат. Формула площади квадрата.

1

69-70

Единицы измерения площади.

2



71

Формулы площади. Самостоятельная работа.

1

72

Прямоугольный параллелепипед.

1



73

Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда.

1



74-75

Объём. Соотношения между единицами объёма.

2

76

Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»

1




Обыкновенные дроби. 23 ч.




77-78

Окружность и круг.

2

Знать: понятие окружность, полуокружность, полукруг, радиус, диаметр окружности.

Уметь: строить окружность и полуокружность с помощью циркуля.


79-81

Доли. Обыкновенные дроби.

3

Знать: понятия доля, половина,треть,четверть,обыкновенная

дробь, числитель,знаменатель

Уметь:читать и записывать дроби,изображать их на координатном

луче, находить часть от числа.

82

Доли. Обыкновенные дроби.Самостоятельная работа.

1

83-85

Сравнение дробей.

3

Знать:признаки равных дробей.

Уметь:сравнивать дроби,изображать

равные дроби на координатном луче.

86-87

Правильные и неправильные дроби.

2

Знать:понятия правильной и неправильной дроби.

Уметь: сравнивать правильные и неправильные дроби.

88

Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»

1




89-90

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2



91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа.

1

92-93

Деление и дроби.

2



94-95

Смешанные числа.

2



96-98

Сложение и вычитание смешанных чисел.

3



99

Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»

1




Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей. 14 ч.

100-101

Десятичная запись дробных чисел.

2



102-103

Сравнение десятичных дробей.

2



104

Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа.

1

105

Разложение десятичной дроби по разрядам.

1

106-109

Сложение и вычитание десятичных дробей.

4



110

Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа.

1

111-112

Приближённое значение чисел. Округление чисел.

2



113

Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

1




Умножение и деление десятичных дробей. 24 ч.




114-116

Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

3



117-119

Деление десятичных дробей на натуральные числа.

3



120

Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Самостоятельная работа.

1

121

Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.

1



122

Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»

1




123-126

Умножение десятичных дробей.

4



127

Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа.

1


128-130

Деление на десятичную дробь.

3



131

Деление на десятичную дробь 0,1;0,01; 0,001 и т.д.

1

132

Деление на десятичную дробь. Самостоятельная работа.

1

133-136

Среднее арифметическое.

4



137

Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»

1




Инструменты для вычислений и измерений. 19 ч.




138-139

Микрокалькулятор.

2




140-141

Проценты.

2



142-144

Задачи на проценты.

3

145

Контрольная работа №12 по теме «Проценты»

1




146

Угол, обозначение. Сравнение углов.

1



147-148

Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.

2

149

Транспортир, градус, алгоритм измерения углов.

1



150-151

Сравнение величин углов.

2

152

Классификация углов по градусной мере.

1

153

Сравнение величин углов. Самостоятельная работа.

1

154-155

Круговые диаграммы.

2



156

Контрольная работа №13 по теме «Угол. Сравнение величин углов»

1




Повторение. 14 ч.




157-158

Действия с натуральными числами.

2



159-160

Геометрические фигуры.

2




161-162

Обыкновенные дроби.

2




163-164

Сложение ,вычитание, умножение и деление десятичных дробей.

2




165-166

Решение уравнений.

2




167-168

Решение задач.

2



169

Итоговая контрольная работа.

1




170

Анализ итоговой контрольной работы.

1






Содержание программы учебного курса

(5 часов в неделю, всего 170 ч)

1. Натуральные числа и шкалы (13 часов)

Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.

Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.

При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.

В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.

2.Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часа)

Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.

Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.

Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.

В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).

3.Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)

Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.

Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.

В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.

Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.

Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.

4.Площади и объемы (12 часов)

Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.

Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.

При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.

5. Обыкновенные дроби (23 часа)

Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.

В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.

  1. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов)

Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.

Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.

Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.

При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.

  1. Умножение и деление десятичных дробей ( 24 часа)

Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.

Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.

Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.

8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов)

Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.

Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.

У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.

Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.

Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.

В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.

9. Повторение. Решение задач (14 часов)
Средства контроля:

Переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Контрольные работы взяты из разработок, указанных в учебно-методическом обеспечении.
Учебно-методические средства обучения

1) учебник «Математика-5 кл.» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, М:

Просвещение 2012г.
2)поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина,В.И.Жохова «Математика-5 кл.» авт. З. С. Стромова, О.В. Пожарская,Волгоград 2008г.
3 )контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 кл.»/ М.А.Попов -М:Изд-во «экзамен»,2012г.
4)Математика. 5 класс. Контрольные работы в новом формате/В.Л.Александрова;Московский центр непрерывного образования.-М:Интелект-Центр,2011г.
5)Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс/И.Л.Гусева,Н.В.Рыбакова-М:Интеллект-Центр,2011г.