|
Рабочая программа по математике для 5 класса Зубенко Надежды Александровны 2012 год Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Уршельская средняя общеобразовательная школа
Принята Утверждена
на заседании МО Приказом директора школы
учителей математики №203а от 30.08.2012 г.
29 августа 2012 г.
Руководитель МО:__________Грачёва В.В. Директор школы:__________Мудрецов Ю.А.
Рабочая программа
по математике для 5 класса Зубенко Надежды Александровны
2012 год
Пояснительная записка
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностей человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике.
Цели обучения математике в 5 классе:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В основу программы положен обязательный минимум содержания образования по математике в соответствии с государственными стандартами.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение математических знаний и умений;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. Эти содержательные компоненты, развивались на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Общеучебные цели
Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.
Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.
Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.
Общепредметные цели
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:
Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.
Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.
Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В дальнейшей жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана.
Программа рассчитана на 170 учебных часов, в том числе 14 часов на проведение контрольных работ. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
Предусматривается применение следующих технологий обучения:
традиционная классно-урочная
игровые технологии
элементы проблемного обучения
технологии уровневой дифференциации
здоровьесберегающие технологии
ИКТ
Требования к уровню подготовки обучающихся 5 классов
должны знать:
понятия натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
правила выполнения действий с заданными числами;
свойства арифметических действий;
понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
определения отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности.
должны уметь:
выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
применять свойства арифметических действия при решении примеров;
решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
находить процент от числа и число по его проценту.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости калькулятора;
устной прикидки и оценки результата вычислений, проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
для решения практических задач, связанных с нахождением объемов прямоугольного параллелепипеда и куба, нахождения длины окружности и площади круга.
Учебно-тематический план
Номер урока
| Название темы
| Количество часов
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Натуральные числа. 13 ч.
|
| 1-2
| Повторение.
| 2
|
| 3-4
| Обозначение натуральных чисел.
| 2
|

| 5
| Отрезок. Сравнение отрезков.
| 1
|

| 6
| Длина отрезка. Треугольник.
| 1
| 7
| Плоскость. Прямая.
| 1
|

| 8
| Луч. Дополнительные лучи.
| 1
| 9
| Шкалы.
| 1
|

| 10
| Координатный луч. Координаты.
| 1
| 11
| Меньше или больше.
| 1
|

| 12
| Сравнение чисел.
| 1
| 13
| Контрольная работа №1 по теме «Натуральные числа»
| 1
|

| Сложение и вычитание натуральных чисел. 24 ч.
|
| 14-17
| Сложение натуральных чисел и его свойства.
| 4
|

| 18
| Сложение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.
| 1
| 19-21
| Вычитание натуральных чисел.
| 3
|

| 22
| Вычитание чисел в столбик.
| 1
| 23
| Решение задач с использованием действия вычитания.
| 1
| 24
| Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание натуральных чисел»
| 1
|

| 25-27
| Числовые и буквенные выражения.
| 3
|

| 28
| Числовые и буквенные выражения. Самостоятельная работа.
| 1
| 29-31
| Буквенная запись свойств сложения и вычитания.
| 3
|

| 32-33
| Уравнение.
| 2
|

| 34-35
| Решение задач с помощью уравнений.
| 2
| 36
| Контрольная работа №3 по теме «Числовые и буквенные выражения»
| 1
|

| Умножение и деление натуральных чисел. 27 ч.
|
| 37-41
| Умножение натуральных чисел и его свойства.
| 5
|

| 42
| Умножение натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.
| 1
| 43-47
| Деление натуральных чисел и его свойства.
| 5
|

| 48
| Деление натуральных чисел и его свойства. Самостоятельная работа.
| 1
| 49-51
| Деление с остатком.
| 3
|

| 52
| Контрольная работа №4 по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
| 1
|

| 53-54
| Распределительное свойство умножения.
| 2
|

| 55-57
| Упрощение выражений.
| 3
| 58
| Упрощение выражений. Самостоятельная работа.
| 1
| 59-61
| Порядок выполнения действий.
| 3
|

| 62-63
| Квадрат и куб числа.
| 2
|

| 64
| Контрольная работа №5 по теме «Упрощение выражений»
| 1
|

| Площади и объёмы. 12 ч.
|
| 65-66
| Формулы.
| 2
|

| 67
| Площадь. Формула площади прямоугольника.
| 1
|

| 68
| Квадрат. Формула площади квадрата.
| 1
| 69-70
| Единицы измерения площади.
| 2
|

| 71
| Формулы площади. Самостоятельная работа.
| 1
| 72
| Прямоугольный параллелепипед.
| 1
|

| 73
| Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда.
| 1
|

| 74-75
| Объём. Соотношения между единицами объёма.
| 2
| 76
| Контрольная работа №6 по теме «Площади и объёмы»
| 1
|
| Обыкновенные дроби. 23 ч.
|
| 77-78
| Окружность и круг.
| 2
| Знать: понятие окружность, полуокружность, полукруг, радиус, диаметр окружности.
Уметь: строить окружность и полуокружность с помощью циркуля.
| 79-81
| Доли. Обыкновенные дроби.
| 3
| Знать: понятия доля, половина,треть,четверть,обыкновенная
дробь, числитель,знаменатель
Уметь:читать и записывать дроби,изображать их на координатном
луче, находить часть от числа.
| 82
| Доли. Обыкновенные дроби.Самостоятельная работа.
| 1
| 83-85
| Сравнение дробей.
| 3
| Знать:признаки равных дробей.
Уметь:сравнивать дроби,изображать
равные дроби на координатном луче.
| 86-87
| Правильные и неправильные дроби.
| 2
| Знать:понятия правильной и неправильной дроби.
Уметь: сравнивать правильные и неправильные дроби.
| 88
| Контрольная работа №7 по теме «Обыкновенные дроби»
| 1
|
| 89-90
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
| 2
|

| 91
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Самостоятельная работа.
| 1
| 92-93
| Деление и дроби.
| 2
|

| 94-95
| Смешанные числа.
| 2
|

| 96-98
| Сложение и вычитание смешанных чисел.
| 3
|

| 99
| Контрольная работа №8 по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
| 1
|
| Десятичные дроби.Сложение и вычитание десятичных дробей. 14 ч.
| 100-101
| Десятичная запись дробных чисел.
| 2
|

| 102-103
| Сравнение десятичных дробей.
| 2
|

| 104
| Сравнение десятичных дробей. Самостоятельная работа.
| 1
| 105
| Разложение десятичной дроби по разрядам.
| 1
| 106-109
| Сложение и вычитание десятичных дробей.
| 4
|

| 110
| Сложение и вычитание десятичных дробей. Самостоятельная работа.
| 1
| 111-112
| Приближённое значение чисел. Округление чисел.
| 2
|

| 113
| Контрольная работа №9 по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
| 1
|
| Умножение и деление десятичных дробей. 24 ч.
|
| 114-116
| Умножение десятичных дробей на натуральные числа.
| 3
|

| 117-119
| Деление десятичных дробей на натуральные числа.
| 3
|

| 120
| Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа. Самостоятельная работа.
| 1
| 121
| Деление десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.
| 1
|

| 122
| Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»
| 1
|
| 123-126
| Умножение десятичных дробей.
| 4
|

| 127
| Умножение десятичных дробей. Самостоятельная работа.
| 1
| 128-130
| Деление на десятичную дробь.
| 3
|

| 131
| Деление на десятичную дробь 0,1;0,01; 0,001 и т.д.
| 1
| 132
| Деление на десятичную дробь. Самостоятельная работа.
| 1
| 133-136
| Среднее арифметическое.
| 4
|

| 137
| Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление десятичных дробей»
| 1
|
| Инструменты для вычислений и измерений. 19 ч.
|
| 138-139
| Микрокалькулятор.
| 2
|
| 140-141
| Проценты.
| 2
|

| 142-144
| Задачи на проценты.
| 3
| 145
| Контрольная работа №12 по теме «Проценты»
| 1
|
| 146
| Угол, обозначение. Сравнение углов.
| 1
|

| 147-148
| Прямой и развёрнутый углы. Чертёжный треугольник.
| 2
| 149
| Транспортир, градус, алгоритм измерения углов.
| 1
|

| 150-151
| Сравнение величин углов.
| 2
| 152
| Классификация углов по градусной мере.
| 1
| 153
| Сравнение величин углов. Самостоятельная работа.
| 1
| 154-155
| Круговые диаграммы.
| 2
|

| 156
| Контрольная работа №13 по теме «Угол. Сравнение величин углов»
| 1
|
| Повторение. 14 ч.
|
| 157-158
| Действия с натуральными числами.
| 2
|

| 159-160
| Геометрические фигуры.
| 2
|
| 161-162
| Обыкновенные дроби.
| 2
|
| 163-164
| Сложение ,вычитание, умножение и деление десятичных дробей.
| 2
|
| 165-166
| Решение уравнений.
| 2
|
| 167-168
| Решение задач.
| 2
|

| 169
| Итоговая контрольная работа.
| 1
|
| 170
| Анализ итоговой контрольной работы.
| 1
|
|
Содержание программы учебного курса
(5 часов в неделю, всего 170 ч)
1. Натуральные числа и шкалы (13 часов)
Натуральные числа и их сравнение. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Координатный луч.
Основная цель— систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе; закрепить навыки построения и измерения отрезков. Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения.
При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки.
В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче.
2.Сложение и вычитание натуральных чисел (24 часа)
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения. Решение текстовых задач. Числовое выражение. Буквенное выражение и его числовое значение. Решение линейных уравнений.
Основная цель— закрепить и развить навыки сложения и вычитания натуральных чисел.
Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями.
В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание).
3.Умножение и деление натуральных чисел (27 часов)
Умножение и деление натуральных чисел, свойства умножения. Квадрат и куб числа. Решение текстовых задач.
Основная цель — закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами.
В этой теме проводится целенаправленное развитие и закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа.
Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий.
Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
4.Площади и объемы (12 часов)
Вычисления по формулам. Прямоугольник. Площадь прямоугольника. Единицы площадей.
Основная цель— расширить представления учащихся об измерении геометрических величин на примере вычисления площадей и объемов и систематизировать известные им сведения о единицах измерения.
При изучении темы учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
5. Обыкновенные дроби (23 часа)
Окружность и круг. Обыкновенная дробь. Основные задачи на дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием дроби в объеме, достаточном для введения десятичных дробей.
В данной теме изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся.
Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (14 часов)
Десятичная дробь. Сравнение, округление, сложение и вычитание десятичных дробей. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби, выполнять сложение и вычитание десятичных дробей. При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби.
Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам.
Определенное внимание уделяется решению текстовых задач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями.
При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда.
Умножение и деление десятичных дробей ( 24 часа)
Умножение и деление десятичных дробей. Среднее арифметическое нескольких чисел. Решение текстовых задач.
Основная цель— выработать умения умножать и делить десятичные дроби, выполнять задания на все действия ( натуральными числами и десятичными дробями.
Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (19 часов)
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты. Примеры таблиц и диаграмм. Угол, треугольник. Величина (градусная мера) угла. Единицы измерения углов. Измерение углов. Построение угла заданной величины.
Основная цель— сформировать умения решать простейшие задачи на проценты, выполнять измерение и построение углов.
У учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого.
Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы.
Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В классе, обеспеченном калькуляторами, можно научить школьников использовать калькулятор при выполнении отдельных арифметических действий.
9. Повторение. Решение задач (14 часов) Средства контроля:
Переводная аттестация, промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Контрольные работы взяты из разработок, указанных в учебно-методическом обеспечении. Учебно-методические средства обучения
1) учебник «Математика-5 кл.» авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, М:
Просвещение 2012г. 2)поурочные планы по учебнику Н.Я. Виленкина,В.И.Жохова «Математика-5 кл.» авт. З. С. Стромова, О.В. Пожарская,Волгоград 2008г. 3 )контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика. 5 кл.»/ М.А.Попов -М:Изд-во «экзамен»,2012г. 4)Математика. 5 класс. Контрольные работы в новом формате/В.Л.Александрова;Московский центр непрерывного образования.-М:Интелект-Центр,2011г. 5)Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика. 5 класс/И.Л.Гусева,Н.В.Рыбакова-М:Интеллект-Центр,2011г. |
|
|