|
«Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту» Тема урока: «Действия с натуральными числами. Математическое путешествие по Кронштадту». Учитель - Жирнова Алеся Григорьевна, учитель математики первой категории.
Цели урока: 1) обучающие:
-закрепление и проверка практических навыков и умений при выполнении арифметических действий над натуральными числами;
- совершенствование навыков и умений в процессе обобщения темы;
- отработка навыков беглого счета, аккуратности расположения записей в тетради и на доске,
- привитие интереса к предмету;
2) развивающие:
- развитие познавательного интереса, внимания, мыслительной деятельности учащихся;
- расширение кругозора учащихся;
-привитие каждому ученику вкуса к самостоятельной, активной, творческой деятельности;
- развитие самостоятельности, четкости, логичности,
- развитие речи.
3) воспитательные:
- формирование умения работать коллективно, уважая друг друга;
- воспитание чувства ответственности за порученное дело,
- воспитание познавательной активности,
- положительной мотивации к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
Технология: личностно-ориентированное обучение с использованием ИКТ.
Форма проведения урока: урок-путешествие (урок-путешествие по Кронштадту, объединяющий знания по математике и истории культуры Санкт-Петербурга).
Оборудование: - компьютер;
- листы-путеводители;
- презентация,
- мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I.Организационный момент: (Слайд 1) Учитель:
Чтобы спорилось нужное дело, Чтобы в жизни не знать неудач, Мы в поход отправляемся смело, В мир загадок и сложных задач.
II. Вводный этап: обеспечение мотивации и постановка целей урока.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное математическое путешествие. Вы готовы к нему? Давайте проверим.
(слайд 2)
- На координатном луче сверху отмечены буквы алфавита, а снизу луча числа от 1 до 33. Сопоставьте нужному числу букву. Прочитайте девиз урока.
( Удачи и побед!)
- Как называются числа, с которыми вы поработали? (Натуральные)
- Вы уже догадались, что наше путешествие будет математическим. Вам нужно проявить смекалку, находчивость, а также в сложной ситуации не бросить товарища в беде. А еще нам понадобится в пути всё, что вы знаете о натуральных числах. (Слайд 3)
- Назовите тему урока. - В любом путешествии нас сопровождают карта и компас. В роли компаса сегодня послужит моя презентация, а в качестве карты будет лист-путеводитель, который прошу заполнить. III.Организация познавательной деятельности 1. Актуализация опорных знаний.
1). (слайд 4) Разгадайте ключевое слово кроссворда. - Пришла пора узнать, куда же мы отправляемся в путешествие. Вот и первое испытание. Разгадайте ключевое слово кроссворда и отметьте его в путевом листе. (Остров) - Молодцы, справились!
2).(слайд 5) Отгадайте ребус, чтобы узнать название острова. (Котлин)
- Это остров Котлин. Длина его – 12 км, а ширина составляет лишь 1000 м. Во сколько раз длина острова больше его ширины? ( В 12 раз)
- Молодцы! Наше математическое путешествие по острову Котлин начинается! В добрый путь! 3). (слайд 6) Произведите вычисление и отгадайте загадку.
- Вот и очередное испытание. Произведите вычисление и отгадайте загадку.
(Петр Первый – основатель Кронштадта.) 4). (слайд 7)Найди значение выражения и ответь на вопрос.
- Нам нужно выполнить задание, чтобы продолжить путешествие.
Найдите значение выражения и ответьте на вопрос: в каком году открыли памятник создателю Кронштадта и русского флота?
- Молодцы, ребята, Вы хорошо справились с заданиями.
- Где стоит памятник Петру Первому?
(слайд 8)
- В 1860-1879 вокруг памятника разбили парк, названный Петровским.
2. Повторение действия c натуральными числами.
1).Кронштадту уже более 300 лет. Уточните, пожалуйста, сколько именно ему лет.(2013-1704 = 309)
- Из маленькой крепости он превратился в большой и красивый город, где много исторических мест, архитектурных памятников и сооружений.
(слайд 9)
2). Решите все примеры правильно, внесите буквы в таблицу-шифр и назовите «жемчужину» Кронштадта. Но сначала давайте вспомним порядок действий над натуральными числами…(Морской собор)
3. Обобщение и систематизация знаний, применение их для объяснения новых фактов. Выполнение практических заданий. (Слайд 10)
1). Морской собор – главная достопримечательность нашего города. Давайте узнаем больше о самом Соборе, решив выражения:
В каком году началось строительство собора?
15224 : 8 = 1903 г.
Сколько лет длилась стройка?
302 – (у+123) = 169 , 10 лет 1903 + 10 = 1913 г.
Каковы размеры собора? (слайд 11) Упростите выражения, и тогда вы узнаете длину, ширину и высоту Собора:
а) 36х + 34х = б) 125у – 42у = в) 90z – 78z + 52z=
83 м - длина, 64 м - ширина,70 м - высота собора с крестом.
Интересно, в какую сумму обошлось строительство собора в то время? Давайте узнаем.
2). Задача. На постройку и украшение собора было израсходовано 1675 тыс.руб. казённых денег, пожертвовано моряками- 280 тыс. руб. Какова общая сумма расходов? (1675+280=1955 тыс.рублей) Сколько миллионов было потрачено?
- Молодцы! Справились с заданием.
(Слайд 12)
3).Проверка знаний. Самостоятельная работа.
- Чтобы продолжить наше путешествие, нужно преодолеть следующее испытание самостоятельно. Каждому ряду предлагается выполнить задание из 4 -ёх вопросов и внести ответы в таблицу. Работаем самостоятельно, ответы между соседями по парте в ряду можно тихонько сверить во избежание ошибок! Проверь соседа!
- Давайте внесем ваши ответы в сводную таблиц, заполним таблицу-шифр и узнаем фамилию архитектора Морского собора. (Слайд 13)
- Мы славно потрудились! Наступила пора сделать привал…
4).Физминутка (с музык.сопровождением)- слайд 14:
Поднимает руки класс – это «раз»,
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
4.Систематизация знаний, дальнейшая организация познавательной деятельности.
1). Решение задачи.
- Набравшись сил, мы можем продолжить наше математическое путешествие. Основанная Петром Первым морская крепость на о. Котлин, должна была служить щитом для обеспечения безопасности России на Балтике. Эту задачу она выполнила с честью.
- Давайте убедимся в этом, решив математическую задачу.
(слайд15)
- Обсудим план решения (слайд 16).
-За три века Кронштадту довелось не раз отражать нападение врага: сюда приходили шведы, немцы, англичане, французы, но никто никогда не смог взять крепость Кронштадт! Говорят, Кронштадт - явление уникальное!
2). Разгадай ребус.
-Продолжаем путешествие… Что символизируют зашифрованные слова?
(слайд 17)
Предлагаю воспользоваться предыдущими шифрами-кодами.
Напоминаю, за каждым числом скрывается определенная буква.
Щит, маяк, котел, корона – герб Кронштадта.
3). Расшифруй название улицы.
- Мы с вами приближаемся к самой первой улице Кронштадта. Как же она называется? Прочитайте…
(слайд 18)
- Расположите числа из таблицы по возрастанию. Как называются эти числа?
4). Решите ребус. ( слайд 19) Кронштадт- город морской славы!
5).Наше путешествие подходит к концу, напоследок задача на внимание
(слайд 20):
В 1830 году в Кронштадт пришло 759 судов с товарами, а в Петербург - 323, так как пристани Васильевского острова оказались тесными. Насколько больше кораблей пришло в Кронштадт и почему?
III. Подведение итогов. (Слайд 21)
- Вот и подошло к завершению наше математическое путешествие по городу Кронштадту.
Маленький остров с морской судьбою. Где еще встретишь такой на планете! Море и ветер, балтийский прибой “Нет в целом мире такого!” - ответят. Крепость на острове в вечном дозоре, Мужества символ и радость побед.
-Подведём итоги (слайд 22):
Какие числа называются натуральными?
Какие действия с натуральными числами мы выполняли?
Расскажите о Морском соборе, используя натуральные числа.
Как называется самая первая улица Кронштадта?
Сколько предметов изображено на гербе Кронштадта?
- У нас получился очень интересный урок, на котором вы показали свой багаж знаний, а он немаленький и будет вам необходим на каждом уроке математики и в жизни, будет пополняться и расширяться.
IV. Рефлексия.
- Если вам урок понравился, вы всё понимали, вам было интересно, отметьте на маршрутном листе улыбающийся смайлик. Если вам было неинтересно или сложно, отметьте грустный смайлик.
или
- Всем спасибо за урок, вы получили много хороших отметок (перечисление), а за заполнение маршрутного листа будет ещё одна.
V. Домашнее задание (слайд 24):
Зашифруйте старинное название одной из улиц Кронштадта, используя натуральные числа.
Придумайте и решите задачу о Кронштадте.
|
|
|