Главная страница

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №270 Красносельского района Санкт-Петербурга Лоскутная мозаика: от умения до мастерства.



Скачать 77.91 Kb.
НазваниеГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №270 Красносельского района Санкт-Петербурга Лоскутная мозаика: от умения до мастерства.
Дата10.02.2016
Размер77.91 Kb.
ТипДокументы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270

Красносельского района Санкт-Петербурга

Лоскутная мозаика: от умения до мастерства.
Провести урок труда,

Да какая ерунда.

Вот вы алгебру смогли бы,

Иль любой другой предмет?
Уроки труда, или технологии, довольно сложно провести на должном, высоком уровне. Во-первых, эти уроки считают второстепенными. Они не нужны при поступлении в учебные заведения, по ним не нужно сдавать ЕГЭ. Завоевать интерес учащихся и их родителей очень сложно.

Без заинтересованности учащихся,

без заинтересованности родителей,

без материального оснащения,

без технического оснащения,

трудно побеждать на олимпиадах, собирать материалы для выставки, участвовать в конкурсах и, наконец, завоевать авторитет учителю.
Заинтересовать учащихся можно новыми технологиями, яркими работами, не требующими больших временных и материальных затрат.

Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время, чтобы посидеть со своими детьми, научить их или передать им свои умения, этот предмет просто необходим.

Наверное, каждый учитель задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Но чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. А для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало «шишек». Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Я для себя нашла выход. Это применение метода проектов. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью.

С чего начать работу?

Свою работу по организации в классах проектной деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей детей. Наряду с анкетой, ученицам 5-х классов предлагается выполнить работу в технике «объемной аппликации». Данная техника позволяет выявить знания и умения учащихся, полученные в начальной школе:

- владение ножницами,

- владение иглой,

- умение работать с тканью;

- умение работать с картоном;

- умение создать свою неповторимую работу.

В процессе работы я не только выявляю пробелы в знаниях, но и стараюсь скорректировать свою дальнейшую работу. Учащиеся даже не подозревают, что они выполняют свой первый творческий проект на уроках технологии.

Диагностируя учащихся, я незаметно погружаю их в работу над творческим проектом. Может, эти проекты не оформлены на бумаге, но теоретически и практически пройдены все этапы работы:

- поисковый,

- технологический,

- заключительный (аналитический)


Практически у всех детей получаются удивительные красивые творческие работы.

c:\documents and settings\userxp\рабочий стол\pict4658.jpgc:\documents and settings\userxp\рабочий стол\pict4657.jpg

Дети сразу горят желанием подарить их маме или бабушке. Хотят, чтобы их работы оценили не только одноклассники, но и родные люди. С одной стороны – это первые работы пятиклашек, а с другой стороны – это творческий проект: учителя, ученика и родителей.

Учитель удивляет, зачаровывает детей своими работами и работами их сверстников.

Ученик загорается, включается в работу по выбору темы, подбору нужного материала, инструментов.

Родители включаются в поисковую работу: рамок, клея, трикотажного лоскута, плотного картона, чтобы обеспечить ребенка нужными материалами. Большое спасибо надо сказать родителям за их поддержку и отклики. Одновременно я стараюсь направить творческие мысли детей на использование старых, ненужных вещей, дать забытым вещам вторую жизнь. Поэтому себестоимость работ получается очень низкой.

А в один прекрасный момент вдруг обнаруживаю, что в кабинете накопилось множество старых вещей и лоскута. И тогда всем учащимся была поставлена задача: в своих творческих проектах использовать как можно больше лоскута.

Предложения для творческих проектов посыпались на меня со всех сторон. Шкатулки, куклы, панно, аппликации, грелки, прихватки … Дети «разрывали меня на части». Но хотелось чего-то нового, необычного, яркого.

Поисковый этап.

Вместе с учениками просмотрели множество журналов, книг по рукоделию, посетили большое количество сайтов. Мы нашли новые современные технологии изготовления лоскутных изделий.

Теперь перед нами встала задача выбрать ту технологию, которая:

- не требует серьезной технической базы,

- не требует больших временных затрат,

- не требует весомых материальных затрат.

А самое важное, пробудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!" Успех окрыляет, появляется желание узнавать новое, выполнить более сложную работу.

Выбор новой технологии очень важен.

Технология должна быть интересна ребенку, должна увлечь его. Всякое творчество возможно и эффективно только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта, и вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.

Технология должна быть выполнима. Мне необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Технология должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

В процессе исследования выбор пал на современную технологию: «Лоскутная мозаика без иглы».

Работа над творческими проектами в новой технике, так увлекла учащихся, что все свободное время они проводили у меня в мастерской.

Была поставлена цель,

определены задачи проектов,

был проведен поиск вариантов решений,

исследованы для работы материалы и ткани различной фактуры.

Технологический этап.

Составление и изготовление эскизов.

Подготовка инструментов.

Подбор материалов.

Несложная технология изготовления позволила применить имеющиеся навыки и умения работы с тканью, а также приобрести новые. А с каждой новой техникой у ребенка не только приобретаются навыки и умения, но зарождаются зернышки мастерства.

Учителю повезло в жизни с профессией. Он видит радость и счастье в глазах ребенка, когда появляются первые детали картины, когда у него получилось. У одних получается сразу и они этим очень гордятся своим умением, зерном мастерства. У других после второй или третьей попытки, но они тоже не унывают, а стараются наверстать упущенное время и догнать «мастеров».

Технологический этап проекта подходит к концу, изделия готовы. Осталось рассчитать их себестоимость.

В интернет магазинах « Все для шитья» есть множество наборов для рукоделия. Прежде чем рассчитывать себестоимость полученных изделий в технике «Лоскутная мозаика без иглы», мы заглянули в интернет магазин. Цена за набор для мозаики составила 1500 рублей. Себестоимость уже готовых работ у девочек колебалась от 75 до 120 рублей. Восторгу не было предела

. f:\dcim\100km001\pict4632.jpgf:\dcim\100km001\pict4636.jpg

Девочки научились работать в новой технике, изготовили изделие и сэкономили приличную сумму.

Итак, проект готов.
Заключительный этап (аналитический).

Защита – венец проектной работы и один из главных этапов обучения.

Защиту проектов мы проводим в виде школьного тура олимпиады по технологии.

Проекты, предоставляемые на олимпиады, выполняются на компьютере и подкрепляются компьютерными презентациями, которые упрощают защиту, делают её более интересной и красочной.

Защита проекта проходит публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей - учителей, родителей. В ходе защиты ребенок учится излагать информацию, учится доказывать свою точку зрения. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, в состав которого входят люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники. Победители школьной олимпиады едут на районную и городскую олимпиады. Итог – призовые места на районных олимпиадах по технологии.

Что дали мне, как учителю, новые технологии и метод проектов?

  • Дети были заинтересованы в работе. Не надо было заставлять, упрашивать, уговаривать, пугать плохой оценкой.

  • Выставки декоративно-прикладного творчества радовали множеством ярких детских работ.

  • Школа заняла первое место на районной олимпиаде по технологии среди 5 классов по методу проектов.

c:\users\кабинет123\desktop\img_0233.jpg

  • По просьбе учителей района я провела мастер-класс по теме: «Лоскутная мозаика без иглы».



  • Мои работы были отобраны на городской конкурс учительских работ,

где я заняла третье место в номинации «Лоскутное шитье».

c:\documents and settings\userxp\рабочий стол\pict4321.jpgc:\documents and settings\userxp\рабочий стол\pict4320.jpg

Новизна, яркость, оригинальность всегда дают неплохие результаты.

Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу мастерства в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни мастеров".

Список литературы.

1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;№10)

3. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4. 

4. Макарова Л.Н., Шаршов А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005г

5.  Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.

6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003

7. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение, 5-7 классы, М., Просвещение,2006

8.  Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина; 

9. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2010-4

10.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся 2003г. 

11.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005.