Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 270
Красносельского района Санкт-Петербурга
Лоскутная мозаика: от умения до мастерства. Провести урок труда,
Да какая ерунда.
Вот вы алгебру смогли бы,
Иль любой другой предмет? Уроки труда, или технологии, довольно сложно провести на должном, высоком уровне. Во-первых, эти уроки считают второстепенными. Они не нужны при поступлении в учебные заведения, по ним не нужно сдавать ЕГЭ. Завоевать интерес учащихся и их родителей очень сложно.
Без заинтересованности учащихся,
без заинтересованности родителей,
без материального оснащения,
без технического оснащения,
трудно побеждать на олимпиадах, собирать материалы для выставки, участвовать в конкурсах и, наконец, завоевать авторитет учителю. Заинтересовать учащихся можно новыми технологиями, яркими работами, не требующими больших временных и материальных затрат.
Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век, когда у родителей не хватает время, чтобы посидеть со своими детьми, научить их или передать им свои умения, этот предмет просто необходим.
Наверное, каждый учитель задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. Но чтобы человеку стать успешным, ему просто необходимо развиваться, ставить перед собой цели и уметь достигать их. А для этого нужно спланировать пути достижения этой цели; подобрать необходимые средства; освоить нужные методы и идти к намеченной цели, корректируя свои действия. Данный путь многие освоили «методом проб и ошибок», набив при этом немало «шишек». Поэтому задача школы заключается в том, чтобы научить детей действовать другими, наиболее эффективными способами. Но как это сделать? Я для себя нашла выход. Это применение метода проектов. Он способствует реализации принципа связи обучения с жизнью.
С чего начать работу?
Свою работу по организации в классах проектной деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей детей. Наряду с анкетой, ученицам 5-х классов предлагается выполнить работу в технике «объемной аппликации». Данная техника позволяет выявить знания и умения учащихся, полученные в начальной школе:
- владение ножницами,
- владение иглой,
- умение работать с тканью;
- умение работать с картоном;
- умение создать свою неповторимую работу.
В процессе работы я не только выявляю пробелы в знаниях, но и стараюсь скорректировать свою дальнейшую работу. Учащиеся даже не подозревают, что они выполняют свой первый творческий проект на уроках технологии.
Диагностируя учащихся, я незаметно погружаю их в работу над творческим проектом. Может, эти проекты не оформлены на бумаге, но теоретически и практически пройдены все этапы работы:
- поисковый,
- технологический,
- заключительный (аналитический)
Практически у всех детей получаются удивительные красивые творческие работы.
Дети сразу горят желанием подарить их маме или бабушке. Хотят, чтобы их работы оценили не только одноклассники, но и родные люди. С одной стороны – это первые работы пятиклашек, а с другой стороны – это творческий проект: учителя, ученика и родителей.
Учитель удивляет, зачаровывает детей своими работами и работами их сверстников.
Ученик загорается, включается в работу по выбору темы, подбору нужного материала, инструментов.
Родители включаются в поисковую работу: рамок, клея, трикотажного лоскута, плотного картона, чтобы обеспечить ребенка нужными материалами. Большое спасибо надо сказать родителям за их поддержку и отклики. Одновременно я стараюсь направить творческие мысли детей на использование старых, ненужных вещей, дать забытым вещам вторую жизнь. Поэтому себестоимость работ получается очень низкой.
А в один прекрасный момент вдруг обнаруживаю, что в кабинете накопилось множество старых вещей и лоскута. И тогда всем учащимся была поставлена задача: в своих творческих проектах использовать как можно больше лоскута.
Предложения для творческих проектов посыпались на меня со всех сторон. Шкатулки, куклы, панно, аппликации, грелки, прихватки … Дети «разрывали меня на части». Но хотелось чего-то нового, необычного, яркого.
Поисковый этап.
Вместе с учениками просмотрели множество журналов, книг по рукоделию, посетили большое количество сайтов. Мы нашли новые современные технологии изготовления лоскутных изделий.
Теперь перед нами встала задача выбрать ту технологию, которая:
- не требует серьезной технической базы,
- не требует больших временных затрат,
- не требует весомых материальных затрат.
А самое важное, пробудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу "хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца - "я сделал!" Успех окрыляет, появляется желание узнавать новое, выполнить более сложную работу.
Выбор новой технологии очень важен.
Технология должна быть интересна ребенку, должна увлечь его. Всякое творчество возможно и эффективно только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта, и вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.
Технология должна быть выполнима. Мне необходимо предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.
Технология должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
В процессе исследования выбор пал на современную технологию: «Лоскутная мозаика без иглы».
Работа над творческими проектами в новой технике, так увлекла учащихся, что все свободное время они проводили у меня в мастерской.
Была поставлена цель,
определены задачи проектов,
был проведен поиск вариантов решений,
исследованы для работы материалы и ткани различной фактуры.
Технологический этап.
Составление и изготовление эскизов.
Подготовка инструментов.
Подбор материалов.
Несложная технология изготовления позволила применить имеющиеся навыки и умения работы с тканью, а также приобрести новые. А с каждой новой техникой у ребенка не только приобретаются навыки и умения, но зарождаются зернышки мастерства.
Учителю повезло в жизни с профессией. Он видит радость и счастье в глазах ребенка, когда появляются первые детали картины, когда у него получилось. У одних получается сразу и они этим очень гордятся своим умением, зерном мастерства. У других после второй или третьей попытки, но они тоже не унывают, а стараются наверстать упущенное время и догнать «мастеров».
Технологический этап проекта подходит к концу, изделия готовы. Осталось рассчитать их себестоимость.
В интернет магазинах « Все для шитья» есть множество наборов для рукоделия. Прежде чем рассчитывать себестоимость полученных изделий в технике «Лоскутная мозаика без иглы», мы заглянули в интернет магазин. Цена за набор для мозаики составила 1500 рублей. Себестоимость уже готовых работ у девочек колебалась от 75 до 120 рублей. Восторгу не было предела
.
Девочки научились работать в новой технике, изготовили изделие и сэкономили приличную сумму.
Итак, проект готов. Заключительный этап (аналитический).
Защита – венец проектной работы и один из главных этапов обучения.
Защиту проектов мы проводим в виде школьного тура олимпиады по технологии.
Проекты, предоставляемые на олимпиады, выполняются на компьютере и подкрепляются компьютерными презентациями, которые упрощают защиту, делают её более интересной и красочной.
Защита проекта проходит публично, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей - учителей, родителей. В ходе защиты ребенок учится излагать информацию, учится доказывать свою точку зрения. Для оценки результатов и вручения дипломов формируется жюри, в состав которого входят люди авторитетные для детей: педагоги, родители, старшеклассники. Победители школьной олимпиады едут на районную и городскую олимпиады. Итог – призовые места на районных олимпиадах по технологии.
Что дали мне, как учителю, новые технологии и метод проектов?
Дети были заинтересованы в работе. Не надо было заставлять, упрашивать, уговаривать, пугать плохой оценкой.
Выставки декоративно-прикладного творчества радовали множеством ярких детских работ.
Школа заняла первое место на районной олимпиаде по технологии среди 5 классов по методу проектов.
По просьбе учителей района я провела мастер-класс по теме: «Лоскутная мозаика без иглы».
Мои работы были отобраны на городской конкурс учительских работ,
где я заняла третье место в номинации «Лоскутное шитье».
Новизна, яркость, оригинальность всегда дают неплохие результаты.
Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. А чтобы труд был радостным и творческим, надо зажечь хотя бы одну свечу мастерства в темноте, и, тогда "Свеча зажжет огни мастеров".
Список литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»;№10)
3. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и про-изводство, 1998- №4.
4. Макарова Л.Н., Шаршов А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005г
5. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
6. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003
7. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обу-чение, 5-7 классы, М., Просвещение,2006
8. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
9. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2010-4
10.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся 2003г.
11.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 2005. |